Гамбит судьбы

Илья проснулся и, как обычно, спустился вниз, на кухню. За столом сидел отец:
- День добрый, сын.
- Да, утро доброе.
- Утро.. разве?
- Ну да,  когда проснулся, тогда и утро.
- Как же у тебя все просто.
- Сам же говорил: “Зачем всё усложнять?“
- Ты во сколько приехал?
- Рано.. рано  утром.
Илья приготовил себе чай.
- Один или..?
- Один. Пап,ты особо не волнуйся, в квартире у меня там осталось лишь батареи с окнами поменять. Долго я вас с Людмилой притеснять не стану.
- Не волнуйся, не притеснял и не стеснишь.
 Я сегодня оплатил  все  твои штрафы, лихач, с бланками ,что лежали при входе, прости, невольно ознакомился. Учти, чем быстрее едешь, тем медленнее несут. Вторую похоронную процессию я уже не выдержу.
- Спасибо, прости, забыл. Пап, ты же тоже был молодым.
- Был, только такого искушения и соблазна тогда не было.
- Жалеешь?
- Порой бывает, только.. знаешь, как же быстро ты у меня вырос. Жениться не собираешься?
- Успею, не встретил пока той..
- Особо не затягивай, с свободой сроднишься и бобылём.. Ты вроде как  сфере It?
- Ну да, айтишник, да работаю я уже около пяти лет, работаю официально на двух предприятиях, неофициально на одном, ну а если обратится ещё кто - помогу, конечно.
- Понимаю..
- Пап, а ты маму хоть иногда вспоминаешь?
- Да, конечно, ведь это моя первая, и я бы даже сказал вечная любовь. Умерла она сразу, как только родила тебя, услышала правда, что мальчик, 4 кило 500 гр. Услышав, она улыбнулась и  с чувством выполненного долга умерла, роды тяжелыми были, воспитание конечно, легло на плечи бабушек и мои. И, видимо в подарок, передала она тебе  свои черты лица, если присмотреться, увидеть несложно.. когда сын похож на мать, дочь на отца - козырной фишкой считается.
- Да, слышал неоднократно.
- Ещё  бы..
- Пап, а когда была жива бабушка, я частенько бывал у неё в гостях, она  рассказывала о ГУЛАГе, в который попала глупо-  ещё студенткой, повесив в актовом зале на плечо бюста Ленина свою сумочку и вошла случайно какая-то комиссия.. получила за это 2 года, как же несправедливо.
- Время было такое. 
- Ещё о вашем с братом детстве, показывала фотоальбом, да, пап, а почему ты мне о нем как-то вскользь, и в гости он к нам никогда не приходил и не приходит, вы же близнецы;.
- Понимаешь, виноват я перед ним очень .. с юности виноват, сильно причем - мамку твою отбил.
- Но вы же братья,  братья-близнецы.
- Да, но выбор пал на меня. Видимо, не слабо я тогда по женским ушкам проехался.
- Ловелас, Казанова, Дон Жуан?
- Оно.. непростительно, понимаю, с братом.. низко и подло вышло. А Яна.. замечательной девчонкой была, а я так нахально влез. Он, не дождавшись повестки, добровольцем в Афган, почти перед дембелем Игоря контузило. Он с друзьями  бойцами на БТРе сидели, потому как  жара там невыносимая.. случайно наехали на мину, результат- кто внутри был- домой в цинке, кто сидел наверху, повезло кому как, кого насмерть, кому чуть больше- но не без контузии...
- Мда, бать.. не по-мужски..
- Согласен.
Отец молча встал, налил себе и залпом выпил стакан водки. И продолжил:
- Иногда он приезжал с дочерью к матери. Кстати, да и дочь он назвал Яной. Да, сын, ты когда в последний раз в церковь ходил?
- Я? Я тогда не мог ходить,  во сколько вы меня крестили?
- Месяца.. в 1 или в 2. И всё?
- Ну да, тогда и был.. смысла в этом прости, не вижу.
- Аналогично. Знаешь, Илья сходи, будь добр, сходи и поставь свечку за нас бестолковых.. - ты молод, а я в это уже не впишусь..
- Хорошо.
Выйдя на улицу, мысль пробежала изначально по поводу машины, ночной аварии.
Эх, батя ты бы только её сейчас видел, такое видеть тебе не нужно, хорошо, что её вчера же ночью увезли по назначению и спасибо большущее машинка тебе за подушечки безопасности.. сама в хлам, а меня спасла.
А я сейчас.. мм, наверное в Питер на электричке, точно!!
Приехав в город и, зная климат, первым  делом Илья купил зонт.
Гуляя по городу, он увидел за домами сбоку купол храма и вспомнил "Да, обещал, чуть позже схожу“ . Потом посетил автосалон, выбрал, присмотрел себе машинку..-альтернативу вчерашней.
 Илья посмотрел на часы, время  приближалось к 15:30- ну, теперь пора.
Зайдя в церковь и купив свечу , он обратился к монашке-работнице куда её поставить, монашка объяснив, указала.
Ставя свечу, внимание Ильи привлекла девушка, что искренне молилась и шептала что-то образцам, целуя их. Закончив процедуру, перекрестившись перед выходом, девушка вышла, упустить её Илья не хотел, выйдя за ней, идя сзади, не привлекая внимания, Илья прошёл за ней территорию церкви, прошли дорогу, она прошла автобусную остановку, хм, значит либо живет где-то недалеко, либо хочет что-то посетить.. и тут навстречу выходит некая бабуля и, обратясь к Илье, попросила перевести её через дорогу. Илья снова посмотрел на девушку и пошёл провожать бабулю назад. Переведя бабулю через дорогу, она поблагодарила и на радости пожелала, конечно здоровья и любви. Так, девушка, теперь нужно тебя догонять.. тут пошёл дождь, навстречу шли люди: какие-то мужчины, женщины с детьми, парни, девушки.. Господи, откуда же вы все. Так, девушка, девушка, милая, как же мне тебя узреть? Ещё этот дождь.. он решил обратиться к навстречу идущей девушке:
- Девушка, простите, а Вам встречалась навстречу девушка в таком.. песочном плаще?
- Да, я ещё обратила внимание на то, как она удачно подобрала цвет зонта к плащу, она.. если не свернула, в минутах 10 от Вас. Догоняйте, удачи Вам.
- Спасибо Вам, девушка, большое спасибо!!
- Да не за что, догоняйте.
Илья побежал с навязчивой мыслью “Лишь бы не свернула"..
Немного пробежав, Илья всё-таки её увидел, и добежав до неё,  запыхавшись, остановился около:
- Девушка, подождите, я уже давно Вас ищу, бегу за Вами.
- Мы разве знакомы?
- Пока нет, но это легко можно исправить, меня Илья зовут.
- Очень приятно, меня Яна.
- У меня так  маму звали. Ян, а, если не против, может переходим на ты?
- Конечно, так оно гораздо проще. Чем же я всё же тебя привлекла?
- Ещё в церкви.. ты так умилительно и несравнимо молилась, сильно веришь?
- А  разве можно верить не сильно? Ты ведь тоже туда не просто так заходил.
- Я.. почти просто так, отец попросил поставить свечку, а я по большей части атеист.
 Ян, далеко намереваешься?
- Нет, тут за мостом аптека, мне для отца нужно будет взять там лекарство по записи, он у меня афганец..
- Понятно, Ян, а мост этот как называется?
- Поцелуев
Илья улыбнулся и пропел незнакомые для Яны слова:
"А в том, признать приходится, что все мосты разводятся,
А Поцелуев - извините, нет!"
- А откуда это?
- Это ..мало что тебе даст, Чижа слышала когда-нибудь?
- Нет.
- Я так и думал.
И уже подойдя к аптеке, Илья спросил:
- Ян, аптека эта?
- Да.
- Ну давай, я тебя на улице подожду.
- Ладно, жди, я недолго.
Как только Яна вошла, порывом ветра усилился дождь, агрессивность ветра не стихла и заставила Илью войти в аптеку. Яна подошла к аптечному окошечку после мужчины и , назвав фамилию имя и отчество отца - Проба Игорь Александрович, предъявив свой паспорт, назвала своё - Проба Яна Игоревна.
От услышанного Илья почувствовал свинцовую тяжесть ног. Неужели?? Население Питера~ около шести миллионов, но фамилия донельзя редкая, да и сочетание с именами и отчествами..- не поверил бы, если бы сам не услышал.
Получив лекарство, Яна подошла к Илье с вопросом:
- Там сильный дождь?
- Очень.. Ян, посмотри на меня пожалуйста и улыбнись.
Яна улыбчиво повиновалась.
- Ты чертовски похожа на моего отца.
- А мне всегда говорили и я была уверена, что на своего.
- Да, они близнецы.
- То есть та фотография..
- Что стояла у бабушки в серванте.. спонтанно как-то  всё. Сценарий судьбы он всегда случаен и несколько спонтанен.
- А бабушку звали?
- Елизавета.
- Андреевна, а фамилия Проба..
- И деда звали?
- Проба Александр Алексеевич.
- А бабушка жила?
- Подмосковье..
- Строителей..
- Дом 39.
- Бабушка сидела..
- В ГУЛАГе..2 года.
-  Господи!! Илья, умоляю, поехали сейчас ко мне, я тебя с родителями познакомлю!!
Илья крепко обнял, поднял на руки  Яну, покрутил её вокруг себя:
- Яночка, у меня всегда было много девчонок, а вот родной не было никогда.
- Двоюродной.
- Да какая  разница, для меня её нет. А сейчас я вызываю такси и едем знакомиться с остальными родственниками.
 Тут поднялся строгий голос работницы аптеки:
- Молодые люди, здесь вам не дом свиданий.
- Конечно, да, сейчас такси подъезжает и мы уезжаем.
Минуты через 2 подъехало такси  и, увидев в окно светящийся разворот фар машины такси в темноте, Илья с Яной вышли.
Открыв перед девушкой сначала дверь аптеки, Илья открыл зонт, потом доведя до автомобиля открыл заднюю дверь такси и помогая, Илья усадил её, сам же сел впереди, рядом с водителем, Яна называла адрес, такси тронулось.
Подъехав к дому, дождь уже закончился, расплатившись с водителем Илья вышел первым и открыв перед Яной дверцу машины, помог ей выйти.
- Живёшь с родителями?
- Нет, у меня своя семья. Муж, два сына.
- Трое мужчин, молодец, защита.. она быть должна всегда!!
- Ты женат?
- Я, я пока нет,
Поднявшись на соответствующий этаж, Яна позвонила в дверь, открыла мать:
- Яночка, девочка моя, что-то случилось?
- Не пугайся, мам- этот молодой человек  ваш с папой племянник, ну и мне соответственно двоюродный брат.
- Здравствуйте, меня зовут  Илья Дмитриевич.
Мать Яны недоверчиво посмотрела и спросила:
- Это точно Ян?
- Точно, а сейчас давайте войдем в квартиру, а то как-то в коридоре не по родственному.
Зайдя,  Илья с Яной ощутили восхищающий аромат.
- Божественно, мамочка, опять что-то готовишь?
- Выпекаю вишневый штрудель.
- Мамочка у нас кулинарная мастерица.
В пряном аромате Илья вспомнил, что утром лишь пил чай. Аромат только усиливал желание перекусить. И тут представилась мать Яны:
- Извините, Илья за несвоевременность, меня зовут Зоя Фёдоровна, ну если племянник- просто тётя Зоя.
- Ну, а  ко мне обращайтесь на ты.
- Илья, а Вы , прости ты, сегодня ужинал? Прости, пока не привыкла.
-  Не страшно, сегодня я утром пил только чай.
- Хм, а у меня на ужин плов, к чаю будет готов уже и штрудель. Так, Ян мойте руки, а я к этому времени уже всё подам.
Проходя комнату , в которогой горел свет, Илья поинтересовался:
- Ян, там кто-то?
- Как обычно, отец играет в шахматы.
- С друзьями?
- Не поверишь, сам с собой.
- И давно он так?
- В моей памяти всегда.
- Мономан.. меня всегда увлекал этот тип людей. "Чем теснее рамки, которыми ограничивает себя человек, тем больше он приближается к бесконечному“. После ужина я с ним познакомлюсь и поговорю.
- Так, мамочка, мы готовы.
- Теперь усаживайтесь.
Каждый занял предназначенное место.
- Тёть Зой, ваши сомнения, которые у вас сейчас всё же есть, уверяю развеятся, как только увидите моего отца, уверяю, а сомнения исчезнут, как только посмотрите на моего отца-  это, в общем-то копия вашего мужа. А сейчас я ему позвоню, Илья достал телефон, набрал отцу:
- Алло, пап, я сейчас в Питере, у твоего брата в гостях, будь добр вылетай. По прилёту позвони ко мне, да и домашний адрес.. сейчас записывай, он назвал в трубку, что передала Яна: Портовая 77, квартира 17 ~ 2 часов тебе хватит вполне, ждём, не задерживайся пожалуйста.
- Илья, ..как?
- Легко, в Шереметьево и покупай билет на ближайший рейс, по прилете подъезжай на такси.
После ужина Илья поблагодарил т.Зою за вкуснейший ужин, уверил её, что ни к чему подобному он не прикасался.
- т.Зой, а как вы познакомились со своим мужем?
Она сначала посмеялась, махнув рукой:
- Молодыми мы тогда были. Я тогда заканчивала медицинское училище, была уже на практике. В больничной регистратуре место моё было и он пришёл и требует- выпишите мне  мол участкового терапевта, я ему говорю , дескать заранее надо было брать талончик. Ну там всё в ругань превратилось, терапевта я ему потом нашла, но не участкового, участкового тогда и не было. А когда практика закончилась в тот день, я значит выхожу из поликлиники, а он с букетом на скамейке меня ожидает, ну там познакомились, любовь- дело молодое, я забеременела ещё до росписи, а он сразу имя ей дал - Яна, говорит, Я ему говорю рано ещё с полом-то определяться, вдруг мальчонка, а он говорит нет, девочка. Угадал!!
- Бывает, а сейчас, если не против я познакомлюсь с Игорем Александровичем.
- Да,  конечно.
Подойдя к двери дяди, Илья предварительно постучал в дверь, на что услышал:
- Войдите, чем обязан?
- Здравствуйте, Игорь Александрович.
Он посмотрел на окно, видимо, безошибочно сравниться с временем суток.
- Вечер добрый.
- Я бы хотел с вами поближе познакомиться, я Ваш племянник.
- Димкин сын штоль?
- Ну да, Проба Илья Дмитриевич.
- Добро.
И он приглашающе указал на стул напротив.
Сев на стул, Игорь Александрович присмотревшись сразу:
- У тебя черты лица матери. "А Вы чертовски похожи на моего отца"- подумал про себя Илья.
- Да, я в курсе. А Вы давно в шахматы играете?
- Я.. в общем-то давно, когда мамка умерла у тебя я видел образ её везде, и не столь  важно  смотрю я на людей, на архитектуру, дорогу .. я везде видел её лицо, её образ был во всём. Я уже стал думать, что начинаю постепенно сходить с ума.. вдруг чисто случайно я увидел,  хотя видел и раньше, но уже присмотрелся основательнее как во дворе старички играли в шахматы, я присмотрелся, стал присматриваться к играм шахматных королей, изучал их игру, сначала играл с соперником.. потом, в виде соперника стал выступать я уже сам..  в этом ограниченном геометрическом пространстве, в этих 64х чёрно-белых клеточках я увидел бесконечность..
Противоречивая игра- и очень древняя и тут же очень новая.. ни одна игра или книга не выдержала бы такое испытание временем. В её силах развеять любую скуку, изощрить любой склад ума. Её простые правила может выучить любой ребёнок, в ней же пробуют свои силы любители игры и в то же время на её тесных квадратах рождаются особенные, ни с чем несравнимые  мастера!
- Не желаете сразиться, молодой человек?
- Считайте, что Вы обыграли меня уже, как школьника.
Игорь Александрович улыбнулся и тут прозвенел дверной звонок.
- Отец приехал.
- Ну, встречу долгожданного братца.
На кухне переглянулись Яна с матерью.
- Мамочка, открой пожалуйста, ты как-никак хозяйка.
Зоя Фёдоровна подошла к двери, зная, что увидит всё же перекрестилась перед открытием и как-то невзначай спросила:
- Кто там?
- Я.. Дмитрий Александрович..  ваш деверь.
Его обычные слова будто оглушили хозяйку, она открыла дверь и "Бог ты мой, он действительно похож на моего мужа". Дмитрий ещё раз представился и поклонился .
- Простите, Ваше  имя хозяюшка?
- Зоя.
Дмитрий поцеловал ей ручку , здороваться вышла и Яна.
-  Здравствуйте!!
- Здравствуйте, мадам, Вас вроде Яной зовут, если не ошибаюсь.
- Не ошибаетесь.
- Очень приятно, Дмитрий Александрович.
 Поцеловал  ручку и ей.
- Девушки, а сейчас подводите меня пожалуйста в комнату, где находится мужчины.
- Конечно.
Яна соизволила проводить гостя.
Войдя лишь за порог комнаты она увидела, как отцы их крепко обнялись.
Оставив их в комнате лишь вдвоём Илья с Яной вышли, захлопнув за собой дверь.
После услышанного хлопка Дима встал на колени:
- Иго, прости меня, умоляю прости, за всё прости, брат!!
- Димон, время уже простило тебя.
- Время..  время оно всю жизнь вот так меня и мучает, по прошествии времени вина не стёрлась, с юности и до сих пор я ощущаю эту тяжесть, эту свинцовую медаль, что на шею от Петра 1, только она не на шее- она и на душе , и на сердце.
- Ты плачешь что ли? Да брось, не маленький тебе уже 54, ты младше меня лишь на 2 минуты. Я уже простил тебя, не скрою, обида была.. эх, Яна..Яна- натворили мы тогда делов. На твоём сыне и есть её отпечаток, у меня дочь зовут Яной.
- На моём сыне её отпечаток.. - ну да, она его мать. А ты назвал по причине.. посвящению любви, отнятой любви, в честь любимой женщины.
Слышь, Иг, а Зинаида у тебя в курсе о Яне?
- Зоя.Нет,зачем.
- Приезжай ко мне.
- В гости чтоли предлагаешь?
- Приглашаю.
Игорь улыбнулся, похлопал брата по плечу..
- Всей семьёй приедем.
- Спасибо, брат, уже жду с нетерпением. По глазам вижу ,что простил.
- Нас только двое и осталась из семьи. Да и большея часть жизни уже прожита, глупо уже что-то делить.
Братья обменялись номерами телефонов.
На кухне ждали окончании разговора братьев- Зоя Фёдоровна, Яна и Илья.
- Да, один в один- близнецы, отличаются лишь одеждой. А отец твой галантный мужчина.
- Да, есть у него такое, женщинам он нравится.
- Знаешь, Илья, а вот со своей семьей я познакомлюсь тебя позже, сейчас уже они спят.
- Ян, мы теперь знакомы, всё остальное сложить уже не сложно!!


Рецензии