Раскол

   Да простит мне Господь, что я берусь рассуждать о величайшей духовной трагедии в истории России, не будучи ни историком, ни специалистом по данному вопросу! – Оправдываю себя тем, что я пишу, всего лишь, рецензию к затронувшему меня фильму, то есть высказываю своё частное мнение.

    Смотрел недавно фильм «Раскол» и удивлялся. – Почему патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу не пришло в голову дать народу достаточный срок на внедрение новых церковных правил, т.е. на адаптацию, привыкание к нововведениям? А также на воспитание нового поколения священников. За 10-20 лет всё бы устоялось, вошло бы в привычку, и не было бы никакого раскола, крови, междоусобицы. Это же нормальное государственное мышление! Нет, всё было сделано по-русски, в худшем смысле слова. – Старое немедленно сломать и завтра начать новую жизнь! Есть несогласные? – Задавить! – И сами «воспитали» себе мучеников за веру.

   Этим неумелым вождям противостоит в фильме протопоп Аввакум – по всем статьям – положительный герой, подвижник и мученик. И всё же, вера его к концу фильма выглядит в большой степени, как фанатичное обрядоверие. Не видит и не понимает он исторических свершений, которые порождает христианство, и которые в определённой мере, меняют его облик и формы.
   Получается, по фильму, что единственный разумный верующий человек – это молодой грек, помощник патриарха Никона. Это он спрашивает у патриарха: «Вы действительно верите, что для Бога важно – как мы крестимся – двумя или тремя перстами?*» – Очень важный вопрос! – А ведь действительно, Богу это, наверное, не очень важно, это важно для людей. Богу нужна только наша вера! – Вера же определяется любовью к Спасителю и исполнением Его Заповедей, а не тем, какими перстами крестится священник, или в каком направлении он обходит церковь. Христос вообще об этом ничего не говорил! Обрядовая сторона важна для церкви, но вера в Бога вовсе не исчерпывается обрядами!
   Единство и упорядоченность богослужебных форм очень важны для единства и прочности церкви. Но это, всё-таки, проблема человека, а не Бога. Обряды служат вере, но они не должны подменять собой веры. Вера должна быть неизменной, а обряды могут, со временем изменяться. – Поводом для изменения обрядов может быть какая-то сильная ересь или другая опасность для веры. Например: в свое время Крестное Знамение двумя перстами в Византии было введено, чтобы размежеваться с ересью монофизитства. А когда стало насущно важным утверждение догмата Троичности, ввели Знамение тремя перстами. Разумеется, менять обряды надо очень осторожно и бережно, чтобы не повредить вере и верующим.
   К сожалению, история российского раскола свидетельствует, с одной стороны, о непомерной гордыне вождей церкви и государства и грубом произволе властей в отношении сложившихся исторических форм богослужения, а с другой стороны – об обрядоверии народа и священства, о приравнивании веры к традициям и обрядам служения. Силовой характер реформ определил кадровый состав реформаторов, за исключением царя Алексея Михайловича и его немногих помощников. – Тирания всегда правит с помощью карьеристов и приспособленцев. И вот – парадокс – благие перемены в России осуществляли корыстные лицемеры, а благородные и одухотворённые подвижники ушли в раскол. А раскол равнозначен ереси – так учат нас Святые Отцы.
   Возможно, прочитав это, читатель возразит: Обновленческие реформы Никона служили государственным интересам, планам расширения Росии на восток. А самим верующим они были не нужны. – Да, реформы соответствовали великодержавным интересам. – Но, думаю, что в данном случае государственные интересы России соответствовали Божьему Промыслу – сохранению и укреплению Православия. Россия должна была стать оплотом всемирного Православия после падения Византии. К сожалению, это не произошло в должной мере. Насильственный характер реформ привёл к ослаблению русского Православия, к потере духовного авторитета и самостоятельности церкви. Русская православная церковь стала придатком возникшей при Петре империи, а Русская мессианская идея стала эксплуатироваться как оправдание имперской политики.
Цель не оправдывает средства – эта истина верна во все времена!
   Всё это хорошо показано в сериале «Раскол» 2011 года режиссёра Николая Досталя. Фильм сделан достоверно и добротно. Рекомендую всем!


*)Конечно, это выдуманный эпизод, в котором проявляется авторская позиция создателей фильма. Ещё один такой персонаж-резонёр, названный «монах Соломон», появляется в 17й серии.

Август 2019


Рецензии