Русская народная сказка

                «Сказка – ложь, да в ней намек!
                Добрым молодцам урок!»
                А.С.Пушкин

   О чём русские сказки? Что они пытаются нам втолковать? О чём таком вознамерились поведать?..

   Вот, возьмем всем известную народную сказку  – «Вершки и корешки». В этой сказке, мужик распахал в лесу землю и посеял репу. К нему подходит медведь и говорит: «Ты зачем в моём лесу репу сеешь? Я тебя съем за это!» Мужик испугался: «Не ешь меня,  – говорит,  – я с тобой поделюсь: тебе все вершки, а мне – корешки». Согласился медведь, а осенью получил от мужика свои вершки (как договаривались). И говорит мужику: «Дай твои корешки попробовать». Попробовал, и как зарычит: «Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся». Согласился мужик, и посеял на следующий год пшеницу…
 
   Ну, дальше вы знаете (хотя, мало кто из нас нынче сеет пшеницу), –  опять лоханулся (как теперь пацаны говорят; а я так говорю, потому что, у нас даже министр иностранных дел продвинутый и молодежного сленга не чурается – выражение «взять на понт» в официальном заявлении использует) Миша-медведь, опять ему достался  – «не сладкий выбор»…

   Где в этой сказке ложь?.. Ложь только в том, что медведь может (умеет) говорить. А в остальном… Хотя медведь и утверждает, что «обманул ты меня, мужик», но мужик ведь его не обманывал, он просто предложил: «тебе все вершки, а мне – корешки»… Мужик ведь не знал, что медведь репы не пробовал – ни её корешков, ни её вершков… Хотя – заметьте! – то, что мужик посеял именно репу, медведь усек сразу (ага, мол, репа – съедобная вещь!). В другой трактовке этой сказки,  – которая, как я думая, уже не чисто народная, а литературно обработанная,  – мужик сразу (на месте, как говорят, когда его «прихватили») предлагал медведю по половине того и другого, но тот сам выбрал вершки…

   Мужик вообще, когда попался (вляпался!), повел себя индифферентно (нейтрально). И это правильно. Он же не обязан спрашивать медведя (да ещё, когда тот ему самому угрожает и давит на него): мол, а ты уверен, косолапый, что тебе нужны именно несладкие вершки?.. И, попутно, может быть, троллить медведя (чтобы «тупо поржать и показать свое превосходство») он не собирался (типа: «А, может, приз?.. Помощь зала?.. Или  – звонок другу?..»). Выбрал медведь вершки – пусть возьмет! Всё –  по-пацански, как договаривались. Пацан сказал – пацан сделал! (Потому что, только у истинного пацана всё предельно понятно и всё на своих местах.) Вот эти (тоже «медведи», можно их так назвать) рассусоливают (что каждый, наверное, слышал): «Стакан наполовину полон?.. Или же он наполовину пуст?..»  И в процессе своего долгого и нудного рассусоливания, как это ни странно, договариваются всё же меж собой,  – что всё зависит от некоего твоего эмоционального состояния: если ты в данную минуту оптимист,  – значит, стакан, хоть и наполовину, но полон; а если в данную минуту ты пессимист,  – то стакан, хоть и наполовину, но уже пуст… Вот такая непонятная дилемма!.. А вот пацан, знает наверняка, без всяких, как говорится, «яких», и разных там эмоциональных выкрутасов «собственного я», он знает – понятие «стакан наполовину полон», как и понятие «стакан наполовину пуст» –  зависит от того, сколько осталось в бутылке («того», что наливают в данный стакан!). Вот в чём дело, ребята!.. Если в бутылке, что-то ещё осталось, то стакан – пока! – «наполовину пуст»… А если в бутылке уже пусто,  – о стакан – уже!  - «наполовину полон»… Диалектика!..

   Далее. Мужику (с нашим этим медведем), в принципе, зачем нарываться? Учить – это ведь себе дороже (известно же!). И начни мужик втолковывать медведю (да ещё сюсюкать при этом), что вершки у репы не сладкие (и т.д.), он же вполне может натыкнуться (как плохой «Дарвин») на «обезьяну с гранатой», которая ещё долго не станет человеком! Ибо медведь ему возьми и, вдруг, заяви (с понтом): «А я безалкогольную брагу вздумал корешам поставить на несладких вершках! Для безалкогольной свадьбы!..» И добавит ещё (снисходительно!): «А ты не помнишь, умняра, в какую сторону должны вращаться лопасти у стиральной машины, чтобы получилась брага с превосходной такой шипучей искоркой, –   по-часовой стрелке, или – против часовой, а?..» И в этом вот вопросе медведя, не будет ничего смешного (кто хмыкнул тут даже только, – тот уже профан!). Потому что, физики-ядерщики (и другие умные люди – даже и не ученые) знают, что электрон может вращаться вокруг ядра атома в одну сторону, а, может, и  – в другую (так называемый, «спин-эффект»), и от этого свойства данного атома меняются…

   Нет, в русских сказках никто никого не учит!
 
   В сказке – издевка?.. Нет!

   Может быть, сказка рассказывает о глупости?.. Да, но только отчасти (и сказка не ставит себе такой задачи).

   Русская сказка говорит о том, что надо учиться самому. Учиться, чтобы знать! А мужик привлечен в сказку в образе пацана  – совсем неспроста. Потому что, только пацан, даже когда не знает, делает всё правильно (делает инстинктивно). Вот, те же «мятущиеся», спрашивают (и друг друга, и других, при этом за рукава дергая): «Что первое – яйцо или курица?..» И только пацан (даже не сдававший ещё нормы ГТО) сразу ответит: «На завтрак – яйцо! В обед, на второе – курица!..»

   Сказка говорит: учись! Он (медведь) отвечает: не буду!

   Сказка говорит: ну, будь тогда, дураком (сказка не сюсюкает, а говорит прямо и жестко)!
 
   Он (опять; и опять «медведем» таким): не буду!..

   Сказка (в конце концов!) «закругляет»: ну, ты тогда, определись и выбери что-то одно  – или быть «мужиком», или быть «медведем» (лошарой, да хоть и понтовым). И всё!..

    Примечание. К слову сказать, ещё Штирлиц заметил, что учиться нужно не только на чужих ошибках  (и чему только на ошибках можно научиться?!), – а надо глубже изучать свои кровные «коды и пароли», потому что первыми из головы, когда наступаешь на грабли, уходят именно они!
 2019 


Рецензии