Тихое местечко

   Третий день подряд за окном офиса в центре города громыхал отбойный молоток. Наконец-то город Че причесывают, красят, ремонтируют. Казалось само офисное здание содрогается и выплевывает недовольство из окошек на головы рабочих.
   Офисы второго этажа особо нервничали из-за шума, доносившегося с улицы. Знамо дело, второй этаж это почти первый, считай, что под носом долбят. Сотрудников раздражала духота, рабочие большую часть дня работали, долбили ступени из бетона с мраморной крошкой. Офисные сотрудники играли в игру «Открой-закрой окно». Смолкнет перфоратор и окошки открываются, опять застучит, загромыхает и послышатся вздохи целых кабинетов: «Ох, опять началось» и хлопают окошки, поворачиваются ручки. Все в ожидании тишины и ветерка с улицы.
   Третий день подряд мозги кипели у сотрудников. Но периодически проскакивала жалость к рабочим и довольство своим теплым местечком, не трясутся у тебя кишки вместе с отбойным молотком, не дрожит жидкость в организме. Как же хорошо работать в офисе. Некоторые сотрудники еще больше полюбили свои теплые утрамбованные годами кресла, отдельные личности купили плюшевые подушечки под свою пятую точку и живут в ожидании конца недели. Теплится надежда, что работы в пятницу завершат и утро следующего понедельника озарится гармонией.
   Чувствуете, как кипит жизнь в среду? Много людей бегают по кабинетам, по улицам, торопятся или бредут в унынии. А главное, если замереть, то услышите их мысли. Да-да, вы правильно меня поняли.
   Пойдемте, я вам покажу, куда можно заглянуть в разгар дня, расслабиться в тишине. И это в самом центре города, рядом с проспектом, что оживлен в любой день недели, разве, что затихает к ночи и просыпается к семи утра.
   Пасмурно на улице сегодня. Открываются автоматически двери офисного здания, как занавес разъезжаются двери в стороны и будто открывается сцена, на которую мы с вами сейчас и шагнем. Шагайте, не бойтесь. Это так приятно – из офиса и на улицу. С утра до обеда не было дождя, а вот сейчас он крапает не крупный, но ощутимый. Не хватайтесь за зонт, просто идите. Вы вообще давно ходили под дождем? Нам нужно пересечь маленький перекресток у двух монолитных зданий и идти вниз. Если дождь пойдет сильнее, вы доставайте зонт. Тут можете меня не спрашивать, раскрывайте свои разноцветные зонты и черные раскрывайте. Ой, как вас много собралось. Ну, что ж пойдемте все, только тихо идите, чтобы не сбить то, что уже было и попасть именно на то синее кресло у большого (честно сказать, оно огромное три на три, наверное) окна.
   Проходим мимо галереи искусств и обратите внимание, здесь тоже со ступенями возня, но только без отбойника. Что-то копают, в мешки складывают. И ступени здесь другие из монолита красноватого камня (не знаю название). Кажется, их хотят нежно переложить на другую перинку. А здание обмакнули в серую гуашь. Согласна, не гуашь, а штукатурка такая с сажей, но просто представьте, что это была гуашь. Идемте. Вас становится все больше из-за зонтов, я всех даже сосчитать не могу. Закрывайте свои зонтики, нам пора спуститься в подземку. Пробежим ее.
   Подземка похожа на грязную колымагу, в которой иногда убираются, но дверная ручка отремонтирована ржавым гвоздем через дырку в пластике ручки. Зеркала заднего вида нет, оторвано с мясом, зияет, как неприглядная дыра в полу клок пластика с шурупами. На бардачке побрякивают пыльные розовые и фиолетовые баночки с неизвестным содержимым и только водитель этой колымаги больше похожа на цветочницу, у которой целый ряд в подземке цветов. А на заднем сиденье пустые бутыли из-под воды, клочки журналов и детская сидушка сине грязного цвета. Не бойтесь, грязь въелась в колымагу так, что вы пройдете сквозь подземку не замаравшись.
   Приятно выйти из подземки. Собирайтесь в кучку и сейчас тихонько, закрывайте свои рты на замок, мы пойдем, взявшись за тонкую паутинку к тому самому креслу. Тсс. Все вопросы после экскурсии.
   Когда появились первые электронные книги, люди стали высказываться, что век печатной книги прошел и она скоро загнется. Я никогда в это не верила. Человек любит смотреть, трогать, нюхать. На днях я развернула старую книжицу с пожелтевшими страницами и первым делом зарылась в страницы носом, потянула воздух так глубоко, что вспомнила какая книга в моем доме так пахнет. У меня так пахнут Н.Н. Некрасов и А.С. Пушкин  1949 года издания. Словно время через бумагу говорит с тобой. Все и так знают, что бумага имеет текстуру, цвет и запах. Так вот, если замереть и сосредоточиться на ощущениях, то вы услышите себя и свои мысли. Оказывается, и такое возможно, не удивляйтесь.
   Почему я вдруг перескочила с приглашения на книги, спросите вы. Не говорите в слух, я и так знаю ваши вопросы. Сейчас все узнаете.
   Все собрались и к нам подтянулись опоздавшие. Сейчас мы войдем в двери, где свершится маленькое чудо. Постарайтесь не потеряться в голосах, а их там будет много. Из каждого уголка вас будут звать и зазывать люди, животные, картины и даже еда. Вы услышите разговоры книг, споры авторов и истории героев, как настоящих, так и вымышленных. Как видите, это обычный книжный магазин, но что мне в нем нравится, так это то, что здесь есть разноцветные кресла. А раз кресла присутствуют, то можно в них и посидеть. А если кругом книги, то можно книги не только взять в руки и полистать, можно погрузиться в книгу.
   Смотрите, в книжный вошла молодая стройная женщина в синей кофте с короткими рукавами и такой же синей юбке с бархатистым покрытием, на ногах ее красные босоножки, в руках ее зеленый с переливами ридикюль. Она любит его так сильно, что готова с ним не расставаться. Первый этаж она пробегает глазами, скользя по блокнотам, ручкам, сувенирам и конфеткам в баночках. Женщину интересует огромная стена из зеркала на белой мраморной лестнице. Каждый раз, когда поднимается по лестнице ей кажется, что идет она в бальную залу. Ощущение на столько зыбко, что возникает в виде помехи и проскакивает в первую секунду на лестнице. Неизменно поднимается по середине лестницы, чтобы успеть разглядеть себя от появления макушки до обуви. Ее волнует сейчас, как выглядят ее красные губы и на сколько она хороша. Все женщины от одного года до ста лет не пропустят такого зеркала. Другой разговор, нравится ли каждой ее отражение. Кто-то зеркало любит, а кто-то сжимается и искренне ненавидит отражение. Женщина медленно поднимается. Видит свою стрижку, лоб, брови, появляются зеленые глаза, нос и губы. Те алые матовые губы. Все-таки хороша эта помада, губы четкие, сочные, слегка вызывающие, но не вульгарные. Скорее всего бросающие вызов чему-то, но это не столь важно. Женщина себе нравится и это главное. Обратите внимание на осанку, проходя зеркало ее позвоночник вытягивается до предела. Похоже на струну гитары, которая настроена музыкантом и ждет прикосновения медиатора. Женщина проплывает мимо зеркала, поворачивая в лево на следующую ступень, ведущую ее к голосам.
   Полка за полкой, стеллаж за стеллажом они появляются перед ней. «Тихо, - говорит она, - я сегодня с вами не разговариваю, я выбираю сердцем и не выпячивайтесь». Книги ее уже знают, но каждый раз она приходит и выбирает их иначе. Иногда она просто гуляет среди этих книг со спутанными мыслями, уходит ничего не купив.
   Книги про котов встречают ее первыми и мяукают, словно наступили им на хвост. «Жаль, что коты не умеют писать книги, - думает про себя женщина, - а мысли людей по поводу мыслей котов я читать не хочу». Проходит к полкам дальше, смотрит обложки, фотографии авторов на обороте книги и ставит их обратно. Вот она взяла в руки миниатюрную книжку, но цена у велика. Это миниатюрные собрания разных авторов размером с кусочек бородинского хлеба, которые давно стали классиками, а листы этих книг тонки и нежны, как шелк. Таких ощущений она еще не испытывала. Нежно проводит по листам цвета слоновой кости. Шелк. Корешки книг покрыты тканью, окрашены в пастельные тона абрикосового, зеленого, синего, оранжевого цветов. Эти книги хочется прижимать к груди, как самое дорогое и сокровенное, как младенца. Но она не за ними пришла.
   Посмотрев в бок, женщина обращает внимание, что на полке стоит книга с цветами. Название и автор разлетаются в пыль, когда видит она закругленные края книги и форзац глубокого бордового цвета. Книгу хочется прижать, как в фильмах прижимают Библию. Она глазами пробегает по строчкам об авторе, не запоминает ничего и ставит обратно на полку.
   Полка с драконами и прочими фантастическими мирами и тварями ее никогда не прельщала, вот и сейчас она проходит мимо нее, разворачивается и видит полку дешёвых женских романов про влекущие треугольники и вожделенные объятия страстных красавцев мужчин. Они стоят, как бы в очереди за талонами, корешок к корешку, им тесно и душно на этой полке. Женщина тихонько тянет на себя за корешок книгу и на полпути втискивает ее обратно в очередь. Достаточно видеть серую дешёвую бумагу, похожую на наждачку и мягкий плохо обрезанный переплет каждой книги. «Интересно, авторы таких романов на сколько хорошо зарабатывают, - немного морщит носик женщина, - из пятидесяти четырех рублей, что стоит книга, где пятьдесят страниц размером чуть меньше коробки с чаем?» Вопрос в ее голове, как появился, так и пропал.
   Женщина разворачивается и в слух произносит: «Мне нужна та, с закругленными краями и бордовой подкладкой. Где же она?» Крутится во круг полок и уже страх блестит в ее глазах, что не запомнила обложку и место, где стоит книга. Может забрали. Она чувствует себя разиней, как вдруг книга попадается на глаза. Именно сейчас женщина точно знает, что сделает. Где-то здесь были кресла, она ищет их. Главное сейчас найти укромное местечко, а не на центральном проходе, лучше у окна. Проходит одно красное, зеленое, сворачивает к окну и видит два синих, скорее даже василькового цвета кресла. На одно кресло плюхается ридикюль, и сама усаживается поудобнее во второе кресло. Здесь ей никто не помешает.
   Подходите ближе, что вы там в проходе стоите? Чувствуете, как тут светло и уютно, а этот аромат книг? Закрывайте глаза и чувствуйте, чувствуйте луч солнца из окна, чувствуйте, как прошла молодая девушка с футляром какого-то музыкального инструмента. Он скорее всего струнный не скрипка и не гитара. Ветерок от ее движений тихонько коснулся вас. Она ищет книгу и в руках у нее раскрученный и всем известный «Маленький принц». Скучный выбор, скажу вам честно, если только она не в подарок ребенку выбирает.
   Тишина, как в библиотеке. Нет суеты, посетители ходят во круг полок слегка позевывая, время то обеденное, сами понимаете. Слышно, как ползут трамваи за окном, кто-то бибикнул, но вы сейчас в коробке великана с миниатюрными книгами. Есть чем заняться.

   Здесь время течет иначе,
   Здесь воздух словами богаче.
   За каждой книгой стоит герой
   И приглашает в книгу с собой.

   Женщина знает в этом магазине продавцов, знает кто новенький, кто улыбчивый, а от кого за версту несет потом в любой день, когда бы ты не столкнулся с этим человеком. Раньше она не садилась в кресла, ей было не понятно, как так можно, сесть и читать книгу, поставить после на полку и уйти из магазина. Но она заметила, что запретов нет и администраторы зала на читателей не обращают внимания.
   Сегодня женщина смелая, хотя бы потому, что ее вид сегодня не позволит подойти к ней с предупреждением или упреком.  Кладет на колени книгу и проводит ладонью по обложке, как бы гладит ее. На обложке пионы в фарфоровой вазе, одни из любимых цветов. Еще замечает частичку красоты, это Ляссе. Ленточка-закладка, узкая шелковая тесьма, один конец которой прикреплён к верхней части корешка. Ляссе такого же бордового цвета, как и форзац книги. Она открывает страницу и пробует спуститься в книгу страничка за страничкой. Почему она именно туда спускается, я объяснить вам не могу, я передаю ее внутренние ощущения и всего то.
   Речь идет о каком-то старом доме с заляпанными окнами – чарльстонский особняк. Почти не моргая читает слово за словом, некоторые фразы ей попросту не нравятся, имя героини да еще и риэлтора ей слегка противно. Она ждет, когда появится старик, перелистывает ласково страницу за страницей. А вот и он - Мистер Вандерхорст, что-то в нем нежное и убаюкивающее. Заросший сад и шпильки дорогих туфель, застревающие на тропинке, возникают сами по себе. Скрип качели и женщина видит, а вернее знает, что скрип прекратится, как только мистер Вандерхорст откроет дверь риелтору Мелани. Это верные признаки того, что в книгу она спускается, не замечая, что творится вокруг.
   На соседнее синее кресло садится мужчина непонятного возраста в старых джинсах и с седой щетиной на лице. Женщина продолжает читать, слышит звуки качели, шарканье старика. Она ощущает брезгливость героини и внимательный взгляд хозяина дома, слышит, как фарфоровая чашечка соприкасается с блюдцем.
   Неожиданно женщина вываливается из книги, как будто сам мистер Вандерхорст дал ей отставку и захлопнул дверь перед носом. «Что случилось, - растерянно пытается спуститься в книгу вновь, - ах, вот оно что. Болтливая ворона пришла в книжный магазин». Между книгами прохаживается женщина и громко по телефону обсуждает не то ужин, не то покупку книг и мешка картошки. "Она несет какую-то чушь. Кто-нибудь, успокойте эту ворону! – про себя говорит женщина». Еще пара слов и громкоголосая дама замолкает, она разворачивается и еле слышно уходить на первый этаж.
   Сидя в кресле, женщина топчется на пороге книги и не может спуститься, мысли атакуют ее одна за другой. «Ведь не зазорно читать просто так книгу, не покупая, - думает женщина, объявления, запрещающего это делать нет, значит могу читать дальше». Здесь в уютном кресле ей никто не помешает. Как жаль, что много времени потратила на поиски книги и остается еще минут пять и вновь придется подняться из книги. Бывает такое, берешь книгу в руки, а она не та, купишь книгу – разонравится. А тут с первого прикосновения от обложки с форзацем до текста любовь. Видите, она дочитала первую главу. Сколько нежного сожаления перед расставанием в ее глазах. Кажись, она возьмет книгу и отнесет ее на первый этаж, но этого не случится. Женщина встает с кресла, берет свой ридикюль, прижимает к груди книгу и идет в направлении полки, на которой красовалась книга. Ставит ее на полку и нежно проводит рукой по обложке. «До завтра, -шепотом произносят губы женщины».
   Стыд от поступка захлестывает те полчаса, что она отдыхала в кресле, спустившись в книгу. Женщина хочет поскорее убраться из магазина, уверенно спускается вниз по лестнице. Сейчас она не смотрит в зеркало, попахивает предательством, спускается на первый этаж и выскальзывает на улицу.
   Вдохнув воздуха, понимает, что не намерена тратить деньги, она надеется, что найдет книгу в электронном формате бесплатно. Скажу, забегая вперед – женщина ошибается, но только на половину. Найдет бесплатно лишь маленький фрагмент этой книги и поэтому именно «до завтра» слетело с ее губ. В этом она права.

   Вас я привела сюда для того, чтобы показать местечко для отдыха. Но вы должны знать, что за все есть своя плата и деньги – самый простой способ оплаты.

   Женщину закружит роман с книгой и ежедневные встречи в синем кресле станут столь желанными, как желают встречи с любимым человеком.

   Оставим им их отношения. А пока слышите, как в негодовании перешёптываются книги? Каждая из них в тишине ждет встречи со своим читателем.


Рецензии