Последний бой экипажа Николая Хорпякова

Осень 1941-го… Враг рвется к столице. В начале октября на Варшавском шоссе сводный отряд десантников под командованием майора И. Г. Старчака героически держит оборону у моста через реку Угру (Калужская область), ведет кровопролитные бои с превосходящими силами 57-го моторизованного корпуса вермахта близ города Юхнов.

В мемуарах «С неба – в бой», опубликованных к двадцатилетию Победы, И. Г. Старчак посвятил несколько страниц горячим октябрьским дням. Шестого октября, вспоминал автор, западнее Юхнова разведка обнаружила большое скопление танков, артиллерии и моторизованной пехоты гитлеровцев. Утром 7 октября противник начал артиллерийский и минометный обстрел восточного берега Угры.

Командование 81-й авиационной дивизии дальнего действия 7 октября получает задание уничтожить войска противника на дорогах Юхнов – Спас-Деменск. Данные авиаразведки фиксируют движение мотомеханизированных частей вермахта по дороге Юхнов – Вязьма, танковой колонны и автомашин с войсками по большаку Юхнов – Гжатск.

В полдень в воздух поднимается шестерка Ер-2 из 421-го бомбардировочного авиаполка, восемь истребителей прикрытия Пе-3 из 40-го истребительного авиаполка и пять Ер-2 из 420-го бомбардировочного авиаполка Н. И. Новодранова, среди которых – экипаж воздушной машины в составе Хорпякова (командир экипажа), Окуста, Толоконникова, Денисенко.

…Пилоты – над районом боевых действий. Им хорошо видны изгибы Угры, серо-грязная змейка ползущих по дорогам колонн врага. Видны беззвучные вспышки и дымки – это бьет зенитная артиллерия гитлеровцев. У цели «ермолаевы» снижаются до 700-500 метров, вниз летят бомбы ФАБ-100. Экипажи наблюдают прямые попадания. Пе-3 держат на расстоянии «мессеры» противника и ведут разведку района Юхнова.

А вот что наблюдали десантники Старчака 7 октября. «Под вечер, – вспоминал автор мемуаров «С неба – в бой», – впервые за два дня, мы увидели в воздухе трех наших Пе-2. Выйдя на юго-западную окраину Юхнова, они подвергли бомбежке скопившиеся там войска противника. Судя по взрывам и черным столбам дыма, поднимавшимся с земли, удар был удачным. На третьем заходе один из «петляковых» был подбит зенитками. Делая крутые спирали, он стал терять высоту и лишь в ста – ста пятидесяти метрах от земли выровнялся и, планируя, пошел в сторону Медыни».

В общем изложенная в мемуарах хроника событий соответствует тому, что зафиксировано в журнале боевых действий 81-й авиационной дивизии дальнего действия. С рядом необходимых уточнений. Бомбардировщики Ер-2 Старчак принял за пикирующие бомбардировщики Пе-2, которых полки авиадивизии не имели. В воздухе, особенно на значительных высотах, Пе-2, действительно, нетрудно было спутать с бомбардировщиками Ер-2. Что же касается «петляковых», то, как сказано, выше, это были истребители Пе-3. В любом случае, Старчак стал свидетелем гибели в этот день одного из экипажей. Авиадивизия потеряла три самолета: два Ер-2 и один Пе-3.

Участь Ер-2 и судьба экипажа Н. А. Хорпякова остались неизвестными командованию 81-й дальней бомбардировочной авиадивизии, что нашло отражение в журнале боевых действий («пропали без вести») и донесении штаба дивизии от 16 ноября 1941 года. Очевидно, что никто из сослуживцев Хорпякова не стал очевидцем катастрофы.

Был ли Ер-2 сбит попаданием артиллерийского снаряда противника или в результате атаки мессершмитта, теперь не установить. И только летом 2016 года появились «немые» свидетели того боя – дюралевые фрагменты обшивки бомбардировщика. Их извлекли из реки Угра калужские поисковики, которые, в свою очередь, для продолжения поисков пригласили воронежцев из предприятия подводно-технических работ «Петр».

Совместные поиски дали больший результат. Аквалангисты натолкнулись на боевой запас. При помощи саперов регионального управления МЧС смертоносный груз отвезли в безопасное место и уничтожили. Со дна реки были извлечены фрагменты обшивки, стойка шасси, килевая шайба от хвостового оперения с сохранившимся на ней номером, благодаря которому и удалось идентифицировать самолет. Была заполнена еще одна белая страница истории самой кровопролитной войны минувшего столетия.

7 октября 1941 года на Ер-2 с номером 704 вылетели: Иван Петрович Окуст, 1919 года рождения, сержант, воздушный стрелок-радист, уроженец Крымской АССР; Степан Самсонович Денисенко, 1919 года рождения, младший сержант, воздушный стрелок, уроженец Харьковской области; а также Николай Андреевич Хорпяков, 1907 года рождения, летчик ГВФ, командир экипажа, и Валентин Михайлович Толоконников, 1913 года рождения, старший лейтенант, штурман звена. Двое последних уроженцы Воронежского края.

Командир экипажа Ер-2 Николай Андреевич Хорпяков был призван в военную авиацию из гражданского воздушного флота и не успел получить воинское звание. Был он не только опытным, но уже и обстрелянным в боях пилотом. Вот что вспоминал о нем в книге мемуаров А. И. Молодчий, в 1941 году заместитель командира эскадрильи 420-го авиаполка: «Экипаж Хорпякова однажды бомбил вражескую танковую колонну и мотомехвойска. Его встретили сильным огнем, но Хорпяков упорно повторял один заход за другим... Подбитый головной танк загородил узкую дорогу. Несколько машин загорелось, начали взрываться боеприпасы. Среди гитлеровцев возникла паника. А Хорпяков в неистовой ярости носился над колонной, бомбя и расстреливая из пулеметов скопление врага. И только тогда, когда стрелки доложили, что не осталось ни одного патрона, Хорпяков отошел от вражеской колонны. Посадив самолет на своем аэродроме, он потерял сознание. Оказалось, летчик был ранен, но в разгаре боя не заметил этого. Получил ранение и штурман Толоконников. Можно ли не дивиться такому чуду: как смогли они довести самолет до аэродрома и совершить посадку?».

Как только находки калужских и воронежских поисковиков стали достоянием печати, откликнулся сын Н. А. Хорпякова. Из его письма в Юхновский краеведческий музей стали известны подробности биографии Хорпякова-старшего. Он родился в Воронежской губернии в крестьянской семье. Окончил Батайскую летную школу под Ростовом-на-Дону, работал в Азово-Черноморском управлении ГВФ. После нападения гитлеровцев был мобилизован и направлен за получением самолета Ер-2 на Воронежский авиационный завод. Сформированный в Воронеже 420-й авиаполк вошел в состав 81-й авиадивизии, базировавшейся осенью 1941-го под городом Киржач. Оттуда Хорпяков совершил свой последний боевой вылет.

Валентин Толоконников, по словам его дальней родственницы, рано покинул отчий дом ради мечты стать летчиком. Выпускник летного училища, служил в Оренбургской области. Накануне войны окончил Полтавские авиакурсы усовершенствования штурманов ВВС. Старший лейтенант погиб, когда его сыну и дочери исполнилось два и три года.

Фрагменты двухмоторного фронтового бомбардировщика Ер-2 местные поисковики передали в 2016 году в фонды воронежского музея дальней авиации и музея Воронежского авиационного завода.

Особенно ценным музейное приобретение стало для авиастроителей. На одном из деформированных узлов воздушной машины четко читается цифра 18 – номер, который носил авиационный завод в тридцатые-сороковые годы ХХ века. Серия из семидесяти самолетов ДБ-240 (Ер-2) авиаконструктора В. Г. Емолаева была выпущена в Воронеже накануне Великой Отечественной войны.

7 октября 2016 года в Юхновском районе Калужской области, вблизи деревни Колыхманово, на территории мемориального комплекса «Курган славы» был открыт памятный знак летчикам бомбардировщика Ер-2, погибшим на дальних подступах к Москве семьдесят пять лет назад.


Рецензии