Тайна Льва Толстого

"В семье мне грустно, потому что я не могу разделить чувств своих близких. Всё, что их радует, - экзамены, успехи в свете, покупки, - всё это я считаю несчастьем и злом для них самих, но не смею этого высказать. Я, правда, осмеливаюсь и говорю, но никто моих слов не понимает"
Лев Толстой, Дневник.
...
"Есть четыре вида праведных, поклоняющихся Мне, о Арджуна:
- Страдающие,
- Жаждущие мудрости,
- Ищущие личных достижений, и
- Мудрые.
Их всех превосходит уравновешенный и беззаветно преданный Мне мудрец;
Воистину Я дорог превыше всего для мудрого и он дорог Мне.
Все они благородны, но мудрого Я почитаю подобным Себе;
Слившись со своим Высшим Я, он не уклоняется от Меня, своего Высшего Пути.
В конце многих рождений исполненный мудрости приходит ко Мне;
"Господь есть все", – говорит тот, который достиг редких качеств Махатмы*"
(Бхагавад-Гита, гл.7 "Постижение Абсолюта": 16-19.
(*Букв. "Великая Душа").

От себя добавлю:
Путь к Последнему берёт своё начало из первого. Но далеко не все его проходят, не зацепившись за майю: что совсем немудрено при коварстве этой многоглавой гидры. Ведь успешное прохождение этого Пути требует от первопроходца решительности, самоотверженности, искренности, смелости и безоглядности.

С этих позиций и будет рассмотрен путь нашей русской и мировой знаменитости Льва Толстого, раскрыта тайна земного воплощения этого духа, личным знакомством с которым гордились все мировые "звёзды" того времени.
...
"Не нужно забавлять себя мыслетворчеством. Нужно предоставить свой ум и свою душу Логосу Абсолюта, Его неисчерпаемой Мысли. Такое предоставление всего себя своему Идеалу считается высшим Жертвоприношением, которое гарантирует душе освобождение"
...
Каждый трезвомыслящий ум - индивидуальный дух, потерявший наряду с другими умами внутреннюю связь с источником Вечной Жизни*, при определённых обстоятельствах подсознательно начинает искать свой индивидуальный способ избавления от порождённой им же иллюзии. В конце концов это сводится к отказу от самого дорогого, от своей самой сильной, кармически обусловленной привязанности. Если обладатель этого духа сумеет его найти и успеет реализовать (желательно в первой половине жизни, когда ещё есть "порох в пороховнице"), это будет завершением бесконечных мытарств его души в погибельной сансаре и его индивидуальным избавлением от того метаисторического проклятия, о котором говорится в 3 главе книги "Бытие"

Так вот, для Льва Толстого этой жертвой стало его богатейшее творческое наследие, от которого он отрёкся, тем самым вызвав недоумение у критиков и почитателей своего творчества, как обычных, так и знаменитых, посчитавших этот непонятный им поступок, по меньшей мере, кратковременным чудачеством и блажью гения, пресыщенного мировой славой...

И что интересно: с одной стороны, церковь, этот высший духовный авторитет Империи, по сути предала Толстого анафеме -
за его ересь и вольнодумство, с другой, - мир посчитал, что он "свихнулся на религиозной почве". Именно так и должно быть: чтобы от Спасающегося отказались обе стороны, противостоящие друг другу...
Тем самым предоставив его самому себе, своей Совести.

P/S Свои "Детство. Отрочество. Юность", а так же (о, ужас!) свою знаменитую эпопею "Войну и мир", которую он ранее сам без ложной скромности сравнил с "Иллиадой" Гомера, этот Титан однажды назвал...
"скверными, ничтожными и безразличными (то есть бесполезными) книгами, отвечающими лишь "наслаждению низшего порядка". ...И ушёл в конце концов из дому...

Кто ещё из смертных, тем более такого уровня, способен на такое самоотречение? Если всякая посредственность до последнего вздоха держится за жалкую кучку того праха, которую она успела под себя нагрести, пока находилась на общем пепелище, в виде своих "произведений"? Включая те, что породила её бренная, бессмысленная плоть ради прославления своего имени в этом мире грёз.

В этом и состоит загадка Толстого.

Кто может понять эту Душу, тот сам, по меньшей мере, близок к индивидуальному избавлению от всеобщего дурмана, ошибочно именуемого Жизнью.

   

*История, выходящая за пределы грехопадения человека. Речь о так наз. "падших ангелах". 


Рецензии
Но Толстой ушел из дома не потому что не хотел в нем жить, а потому что не хотел в нем умереть

Дмитриев   29.08.2019 07:31     Заявить о нарушении
Задолго до своего ухода он жаловался, что ему трудно жить среди людей, которые его не понимают.

Валерий Ветер   29.08.2019 12:51   Заявить о нарушении
А кто может оценить великого? Толпа? Только другой великий! В России со времен Льва Толстого равных ему до сих пор нет.

Раиса Беляева   19.10.2019 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.