Японская сцена краут-рока. Творчество коллектива K

Когда заходит разговор относительно разных рок-коллективов Японии, то, прежде всего, стоит упомянуть хард-роковую группу «Kenso», являющуюся одним из самых популярных представителей этой страны на международной арене. В арт-роке успешно работают команды «Mahojiun» и «Ataraxia». Также в стране Восходящего Солнца развито такое направление как краут-рок и им занимаются такие представители как «Ruins», «Koenji Hyakkei» и «Brast Burn». Однако в Японии также были группы этого стиля, выпустившие всего одну пластинку, и творчеству одного из таких коллективов, группе «Karuna Khyal» будет посвящена эта статья.
             История коллектива начинается в середине 70-х годов с момента его основания японским композитором и мультиинструменталистом Йошихиро Такахаси. К слову, ансамбль был представлен только одним человеком – основателем группы, единолично написавшему и сыгравшему материал альбома на всех инструментах, а точнее на барабанах, пианино, синтезаторе, органе, бас-гитаре, гитаре, флейте и гармонике. Звукоинженером лонгплея выступил Тошиуки Немото. Сам же альбом вышел в 1976 году под названием «Alomoni 1985», и по структуре расположения композиций (двух огромных на каждой стороне пластинки) напоминал творения групп Берлинской Школы Электронной Музыки, таких как «Tangerine Dream», «Ash Ra Tempel» и музыканта Клауса Шульце. К слову, названия композициям были даны в честь сторонам на пластинке – «Side A» и «Side B». Тексты вещей были написаны на родном японском языке, музыкально являя собой краут-рок с долей авангарда и психоделии напоминая творчество таких немецких краут-роковых команд как «Can», «Faust», «Guru Guru» и «Neu!».
             В дебюте альбома следует психоделическое путешествие «Side A», с многими неосязаемыми темами, гнетущим настроением, тяжелыми гитарами, механизированным краут-роковым ритмом «моторик», искажённым вокалом при помощи технических средств. Мрачные вкрапления органа к слову уравновешены умной и позитивной игрой флейты, гитара своими мазками лишь дополняет данный опус мутными красками. Музыкальное путешествие полно неожиданностей.
            Вторая сторона альбома также представлена единственной продолжительной композицией под названием «Side B», которая звучи более минорнее и психоделичнее дебютного этюда. Слегка фуззированная гитара, вялый ритм, нашёптывание слов через вокодер оканчивается красивым космическим путешествием с изящной атмосферной синтезаторной игрой. Это путешествие интерактивное, зависящее только от слушателя.
           Альбом был спродюссирован самим лидером и выпущен лейблом «Voice Records - (VO-1002)». К слову, пластинка получила восторженные отзывы критики и занимает 19-ое место в сотне лучших рок-альбомов когда-либо сделанных в Японии. Известное издание «All Music Guide» отзывается о пластинке таким образом:
            «Капитан Бифхарт, «Faust» и «Guru Guru» значительно повлияли на эту андеграундную музыку, представленную звуковыми шумами».
            Однако, несмотря на хвалебные реакции публики и критиков, Йошихиро вскоре принимает решение закрыть свой проект. Любопытное продолжение истории происходит в 1998 году, когда английский лейбл «Paradigm» решает переиздать пластинку и оставляет на ней подобный комментарий:
         «Если вы что-то знаете об этой группе и ее участниках - пишите нам».
          То есть получается занятная вещь – выходит сам лейбл не знает авторов пластинки, которую он только что переиздал! Возможно, они знали о Йошихиро, однако решили, что он если и сочинил весь материал альбома, то вряд ли сам сыграл на всех инструментах на нём и с ним работали ещё участники, которые были засекречены или по своей воле решили не светить себя. Так или иначе, жаль, что это краутовая история Страны Восходящего Солнца оказалась столько недолгой, поскольку слушатели оказались лишены оценки их дальнейших музыкальных опусов.



                Владимир Курбалиев


Рецензии