О протестантизме

Как вы, наверное, знаете, братья и сестры, протестантизм вооружился именно юридическим осмыслением оправдания. Отсюда у них такое плоское понимание спасения во Христе: уверовал – значит спасен. Но многие честные люди в протестантизме со временем начинают понимать ложь этой установки. Это сначала только бывает радость и веселие: я спасен, аллилуйя, теперь Христос мой друг… Но с годами честный и внимательный протестант не может не замечать, что его внутреннее состояние не меняется и духовного роста во Христе нет.

Да, он бросил пить, курить, ругаться матом – что на определенном этапе жизни может быть немалым достижением. Но ведь есть еще мысленные грехи и нечистота сердца, есть закоренелые страсти, мучающие человека изнутри. Оказывается, можно сидеть дома, никого не трогать, смотреть в окошко – и при этом грешить! Грешить завистью, гордостью, мысленным блудом, сребролюбием, ненавистью… А что с этим делать, если нет никакого оружия для борьбы, нет учения о духовной жизни? Нет Таинств, нет аскетических книг, в тонкостях разбирающих науку духовной брани? Есть только бесконечные библейские занятия, социальное служение и проповедь. А душа задыхается от внутренних грехов и страстей и протестует против самодовольного тезиса: я спасен. Ей нужен живой Бог – а Он не будет жить в нечистом и гордом сердце, уверенном в своем спасении.

Поэтому в протестантских общинах постоянная текучка кадров, они приходят и уходят в какую-то другую деноминацию. Люди мятутся, чувствуя: что-то не то, чего не хватает. А не хватает там одного: Христа, который пришел грешника спасти, а не «дружить» с грешниками, которые сами себя убедили в своем спасении. Если Спаситель мне нужен только раз в жизни (когда я «покаялся»), а потом Он просто становится объектом моей хвалы, моих просьб, моих проповедей – то Христос для меня перестал быть Спасителем. Он теперь мой «друг», «брат», «помощник» – но не Спаситель. Чтобы Он был таковым для меня всегда, мне нужно видеть, от чего необходимо спасение; осознавать, что сам по себе я не спасусь; и заниматься делом своего спасения здесь и сейчас, каждую минуту. И тут мы уже подходим к таким понятиям, как «зрение своих грехов», «духовная жизнь», «аскеза», «мысленная брань». Увы, протестантам эти термины по своей сути неизвестны – и все по причине неправильного понимания оправдания во Христе. Как видите, малейшее отклонение в курсе корабля приводит к тому, что он плывет уже совсем в другую сторону.


Рецензии