Секрет белого света или философия домохозяйки

                Продолжение(5)

    Поисковик выдал  в помощь "Славянорусский корнеслов", где, как обещает предисловие к книге, "живые слова  сами расскажут о своем происхождении". Это- как раз то, что мне сейчас нужно!
   
    Автор "Корнеслова"- А.С. Шишков- видный государственный деятель, адмирал, министр, ученый, Президент Академии наук, большой знаток языков... Ч-чёрт!(Я чертыхаюсь вовсе не от многочисленности высоких достижений этого почтенного господина, отнюдь, просто его фамилия, его род- а ведь он сам придавал большое значение корням!- происходит от слова "шишок"; "шишок" по-словарю- чёрт! Обыкновенный чёрт.) еще в (...)веке твердил о необходимости составления словопроизводного словаря ,"единственного в своем роде, могущего как Ариаднина нить водить нас по таинственному вертепу человеческого слова."

   "Словопроизводство,-писал он-это единственный путь к пониманию разума слов." "Как мысль рождается одна от одной, так и слово происходит одно от другого." А "Словопроизводный словарь, наподобие как в родословной от праотца семейства показывал бы происшедшие от него поколения от коренных или первообразных слов, исследовал бы произведенные от них ветви."

    Исследование языков стало делом всей жизни этого почтенного господина. Искренне считая, что "для нашего словесного естества нет занятия важнее, чем докапываться до первых корней Отца", "всю жизнь, днем и ночью, он копал и докапывался до корней, до самой сути праотцовских слов".

    Достиг ли цели? Пожалуй, можно на этот вопрос ответить утвердительно, биографы констатируют: "Ему, как верному сыну, праотец позволил увидеть свои тяжкие роды первых слов, и услышать, как давал он всему точные имена, названия,  знаменования и смыслы."

    Труды его не пропали даром, и сегодня имеем мы возможность обратиться к его бесценному опыту. Получить ответы на свои вопросы, советы и рекомендации от первопроходца (я не про спиритизм). Как он двигался к заветной цели? Какие шаги предпринимал? Как справлялся  с препятствиями, которые во множестве чинит беспощадное время?  Как ему удавалось ворачивать из небытия давным-давно утерянные звенья цепи? Да будут на пользу сии труды ученого мужа!

    Знакомлюсь с трудами  А.С.Шишкова. "Самое главное достоинство человека, причина всех его превосходств и величий- есть слово, сей дар небесный, вдохновенный в него вместе с душою, устами Самого Создателя. Какое великое благо проистекло из сего священного дара! Ум человеческий вознесся до такой высоты, что стал созерцать пределы всего мира, познал совершенство своего Творца, увидел всю Его премудрость."

    "Без языка и словесности все знаменитые подвиги тонут в пучине времени, без них молчит нравоучение, безгласен закон, косноязычен суд, младенчествует ум."

    "Без языка и словесности могут ли распространяться науки? Может ли быть просвещение? Могут ли процветать даже художества и рукоделия? Нет! Без языка науки невнятны, законы мрачны, художества нелепы, рукоделия грубы и одним словом: все без вида, без образа, без души."

     "Наука языка, или лучше сказать, наука слов, составляющих язык, должна быть первейшею, достойной человека; ибо без нее не может он знать причин, по которым восходил от понятия к понятию, не может знать источника, из которого текут его мысли."

     "Нельзя не удивляться, что наука красноречия, изящная ума человеческого забава и увеселение, во все времена приводилась в правила и процветала. Между тем как основание ее, наука языка, оставалась всегда в темноте и безвестности. Никто, или весьма немногие дерзали входить в ее таинственные вертепы и то не проникали далее первых при вратах ее пределов."

    
     "Не надлежит слово человеческое почитать произвольным каждого народа изобретением, но общим от начала рода текущим источником, достигшим через слух и память от первейших предков до последнейших потомков." "Как род человеческий от начала своего течет подобно реке, так и язык с ним вместе. Народы размножились, рассеялись и во многом лицами, одеждою, нравами, обычаями изменились, и язык тоже. Но люди не престали быть одним и тем же родом человеческим, равно как и язык, не престававший течь с людьми, не престал быть образом одного и того же языка." "В этом смысле все языки можно назвать одним и тем же языком, который от малых начал, как великая река от малого источника распространялся по лицу земли."

     "Другие языки...все они от одинаковых начал истекают, всяк заимствовал язык свой от отца своего и передавал сыну. Цепь сия никогда не прерывалась."

     "Исследование языков возведет нас к одному первому , древнему." "Первобытный язык исчез сам по себе, но существует во всех языках. Он существует в них не словами своими, но корнями, из которых каждый язык произвел свои корни."

     "Для отыскания корней мы избираем славенский", и он "оказывается всех прочих к тому способнейшим", "потому что он- отец бесчисленного множества языков." "От нашего славянорусского корнеслова пошла поросль наречий и ветви языков иных."

   "Славенский, древний, коренной-язык наш, на котором преданы нам нравы, дела и законы наших предков."

    "Я почитаю язык наш столь древним, что истоки его теряются во мраке времен, столь в звуках своих верным подражателем природы, что кажется, она сама его составила, столь изобильным в раздроблении мыслей на множество самых тонких отличий и вместе столь важным и простым...и наконец, столь правильным, что наблюдательный ум часто видит в нем непрерывную цепь понятий, одно от другого рожденных, так что по сей цепи может восходить от последнего до первоначального ее весьма отдаленного звена."

    "В нем, в составе его слов, видна мысль, руководившая человека от одного понятия к другому, связуя их как бы некой неразрывной цепью."

    "Новейшие языки не могут быть верными путеводителями к своим началам. Все древние языки, кроме славенского сделались мертвыми."

     "Язык наш- древо жизни на земле." "С нашим языком можем мы насаждать и разводить великолепнейшие вертограды..."-рисует он перспективу. Ему, с его позиций, открывалась радужная перспектива. И все та же мечта о каком-то необычайном , чудесном саде, что грезит человечество с незапамятных времен...

    А у нас как обстоят дела? Так... домохозяйка самонадеянно взялась  за картину мира. Не гладко идет работа: обрывы, узелки, заминки...  Ничего не поделаешь, старый мир - ветхий мир.

    
     И все-таки стройная картина вырисовывается! Будто и впрямь все на свете образовалось из молока. Может и тот самый первичный бульон, в котором якобы зародилась жизнь на планете- взвесь органических молекул в воде- есть ни что иное, как  молоко? Кажется, молоко подходит под это определение.

    Значит правду сказывают древние преданья, из молока возник этот мир? А ведь я сознательно в самом начале обошла стороной миф о происхождении Млечного Пути, сочтя его несостоятельным. Уж такое укоренилось отношение к мифам: мифы- синоним человеческих заблуждений.

     Что же случилось с миром? Что на него нашло? Какое-то событие, подобно Большому Взрыву, раскидало, разметало на отдельные фрагменты то, что некогда было единым целым. Перевернуло всё с ног на голову. Сдвинулись все даты. Люди забыли... Или предпочли забыть?

     Нужно починить мир, во что бы то ни стало вернуть ему былую целостность. Мир прекрасен. Тот, кто сочинил его, был мудр и проницателен. Думается, он все предусмотрел. "Сочинять- ставить по чину, творить умственно."

    Нам остается его только починять, день за днем длить его существование. "Починять- делать годным то, что пришло в негодность."

     А иначе нас будут судить потомки. За то, что прекрасный мир находится в ужасном состоянии. Скажут, мир таков, потому что мы таковы. Не берегли и вот к чему небрежное отношение привело... Какие сами, такой и мир, все, мол, на свете взаимосвязано. Все равно ведь кто-нибудь догадается, что здесь тоже существует взаимосвязь. Почему я должна думать, что они будут совершенно другими? Молоко всегда будет молоком, люди- людьми. Будут судить... будут копать... Мы же копаем, повсюду ища наследие предков. Мы же судим о них по тем рогам и копытам, которые они оставили после себя. Так что пока еще не все пропало, буду починять как умею,  как могу.

    А перспектива...Какая у этого всего перспектива? Взглядом устремляюсь вперед, близоруко всматриваюсь вдаль... И вижу...какую-то черту. Она рубит мир на части.    Там проходит какой-то рубеж, граница, где все резко меняется.

    Что же там такое произошло? Какие события разыгрались у этой черты? Почему на материи остался неизгладимый рубец?  Похоже...на столкновение миров. Будто там, на этом рубеже, сошлись два совершенно разных мира, такие не похожие друг на друга, просто: небо и земля.

   А еще дальше, за чертой, там совсем иная картина вырисовывается. Мир будто подменили, он стал другим, не похожим на старый, на прежний. Я теряю путеводную нить и не вижу никаких зацепок.

    -"Из глубины древности струящиеся протоки часто, прерываясь, теряют след свой и для его отыскания требуют великих усилий ума и соображения."(А.С.Шишков)

    - Старый и новый мир - это  совершенно разные вещи!

    -"Их разность не должна приводить нас в отчаянье найти в них единство, а узнав его, мы узнаем, каким образом произошла их разность."(А.С.Шишков)

    - Здесь объяснение может быть только одно: мир просто-напросто весь перекроили. Так сказать, обновили (то-то, я смотрю, "куда ни кинь, везде клин"). Но уж больно разные модели получились, уж больно друг на друга не похожие!

    -"Разность между одним и другим (...), конечно, может быть превеликая, но из того не следует заключить, чтоб разум не мог найти в них ничего общего."(А.С.Шишков)

    - ...

    -"Река, разделившаяся на многие рукава, не перестает быть тою же рекою."
"Как бы новейший(...) не отошел далеко от первобытного своего образа, однако следы его остаются в нем приметными и не изгладившимися. При старании можно до них добраться."(А.С.Шишков)

    -Позвольте...Как же добираться, если его уже перекраивали? Одно дело, когда все в первозданном виде и совсем другое, когда все отрезано, отброшено, забыто.

    -"Забытое не престает иногда существовать в происшедших от него ветвях. Новое обыкновенно производится из старого, измененное остается не изменившимся в корне. Зри в корень. В корне понятие никогда не переменяется."(А.С.Шишков)

    - Кстати о корнях...Что бы вы сказали о наших корнях, о наших предках?

    -"Грубые или непросвещенные люди в древности, размышлявшие о составлении слов, были великого разума." "Человек глубоко умствовал и рассуждал при составлении слов. Всякое слово имеет свое начало, т.е. мысль, по которой оно так названо. Сам рассудок подтверждает это, ибо человек, будучи существо одаренное разумом, не мог представлявшимся ему новым предметам давать имена как-нибудь, без всякого размышления. Нет! Он давал их по соображению с теми, имена которых были ему уже известны. Вот почему всякое слово заключает в себе и коренную мысль, от коей получило оно свое название."(А.С.Шишков)

   - Я все пытаюсь постичь: почему наша Галактика называется Млечный Путь? Что общего у нее может быть с молоком7

   -"Познание всякой вещи почерпается из познания начал ее." "Многие совсем не сходные между собой вещи могут коренное значение иметь одинаковым. Человек не иначе дает название вещи как по какому-нибудь примеченному в ней свойству или качеству. Например о словах "берег", "блюдо" не трудно при глаголах "берегу", "блюду" догадаться, что берега реки берегут, хранят в себе воду, а блюдо, подобным же образом блюдет или хранит накладенную в него пищу."(А.С.Шишков)

   - До "берега" я  добралась. Действительно это было не так уж трудно. Но дальше... "Млечный Путь". Боюсь, там может быть очень глубоко. Там может быть такая глубина!!!

   -"До некоторых слов легко можно добираться, а до других нет..." Но "устрашаться трудов, ведущих к открытию света в знаках, выражающих наши мысли, есть неосновательная боязнь, любящая больше мрак, нежели просвещение."(А.С.Шишков)

   - Разве можно  меня упрекнуть! Я стремлюсь к свету и всеми силами пытаюсь подражать светилам. Но мои силы так малы. Где уж мне просвещать, делая все ясным и понятным. Знать, не судьба мне быть светилом. Я, скорее,- светильник, или, еще точнее, маленький тусклый фонарик. Я не в силах разогнать мра. Все, что могу- лишь подсветить немного тому, кто, как и я, ищет путь во тьме.  Я не могу видеть далеко вперед. О многих вещах имею весьма смутное представление. Мой пыл едва тлеет и каждый миг грозит угаснуть совсем. Я- дилетант, и этим всё сказано. Всё-всё против меня. Меня поддерживает всего одна фраза.  Однажды она встретилась мне на пути, и  теперь всякий раз, когда я уже готова сдаться и в бессилии опустить руки, она вновь и вновь шепчет мне: "Не бойся делать то, чего не умеешь. Помни: дилетант построил Ковчег, профессионалы строили Титаник."

    "Дилетант построил Ковчег."

    "Дилетант построил Ковчег."

    И я принимаюсь за работу... Млечный Путь, сумею ли  познать твою тайну?

    Вдруг сквозь  завесу непонимания прорывается знакомый глас:
    -"Это очень просто: кто знает имена, тот знает и вещи."
   
    -"А может быть в этом же состоит и постижение вещей: кто постигнет имена, тот постигнет и то, чему принадлежат эти имена. Или исследовать и постигать вещи нужно иным каким способом?"

    Кратил:"Ну конечно, это способ исследования и постижения вещей."(цитата)

    "Постижение- познавание,  прозрение, осмысление, разгадывание, раскусывание, проникновение, овладевание, освоение..."(словарь)

    Млечный Путь, я знаю твои имена! Ты- "Дорога Богов", ты-молочная река, несущая жизнь, ты- "Мост, ведущий в райские кущи".

    Я иду по этому пути... Далеко ли, близко ли... Долго ли, коротко ли... Я иду по млечному пути... Вижу корни, они дают буйную поросль... И меня повсюду встречают и направляют крылатые создания- крылатые выражения!

    По ходу возникает закономерный вопрос: куда?
    Куда катится мир?
    Куда движется материя?
    Куда впадают молочные реки?
    Куда несется весь этот бурный, стремительный поток?   
    Куда, куда несусь я, подхваченная течением???

    Так то- не секрет: от начала- к концу. Все пророки, все предсказатели в один голос твердят: "Когда-нибудь миру придет конец." "Сколько веревочке не виться, а конец будет." Мир ветшает, тому есть верные приметы. Любая материя, какой бы прочной она ни была, со временем приходит в негодность и рвется.

    Ну и ну! Надеюсь, это всего лишь одна из версий развития событий. На чем у нас основывается искусство предсказания? На приметах? К черту приметы! Лучше обратимся к ученым, повернемся лицом к науке. Что же наука? Странно, но она не противоречит. Уж в чем, в чем, а в этом вопросе и наука, и искусство проявляют поразительное единодушие.

   -Да, да,- вторят пророкам ученые мужи.- Множество Черных Дыр то тут, то там с пугающей частотой открывается во Вселенной. Наверное трудно представить, но когда-нибудь и здесь вот этого всего, что привычно видит глаз, не будет. Здесь будет просто дыра,-дают они неутешительный прогноз.

  - Конец будет! Как пить дать будет!-они сумели рассмотреть, они воочию увидели (наука сейчас многое может): Громадная Черная Дыра уже открыла свою пасть, грозя всё и вся втянуть в свою ненасытную утробу. А вот...есть ли свет в конце темного туннеля- это, увы, науке доподлинно неизвестно.


   Силюсь представить (и не могу!) последний, трагический акт конца света и всей истории человечества ... А природа- все словно сговорились!- уже вовсю рисует за окном мрачную картину:
     "догорающий свет в кровавых отблесках заката"... И "наплывающую тьму"...
   И... если бы не электрический свет в соседских окнах, можно было бы подумать, что развязка близка. Но нет! Раз есть электрический свет, значит, это еще не конец света! Электрический свет, в случае чего, исчезнет первым. Он всегда предательски исчезает при любых природных катаклизмах. Тоже, вот- верная примета.

   Однако нужно что-то делать... Что-то решать...
   -Да что ты можешь решить?! Какие умы(!) бились над этой задачей... Хорошо. Что предлагаешь? Твой алгоритм действий? Починить мир? То есть собрать воедино ветхую, расползающуюся во все стороны со скоростью света материю... связать какими-то эфемерными нитями... Ржу, не могу! Ну да ладно, принимается.
Ну и каким образом  будешь связывать эти жалкие останки, эти... "рога и копыта"?

   -Что-нибудь придумаем. Сейчас на темнеющем небе зажгутся звезды, и ... Древние ведь как-то связывали. Почему не можем мы?

   -А тебе не страшно? Оглянись назад! В прошлое человечества... Ты увидишь жуткие картины! Видишь? Видишь? Разве тебя не предупреждали, как опасны и неверны те образины, которых способно начертить во тьме неведения человеческое воображение? Помни: не-вер-ны! И очень опасны! Они потому и были отвергнуты, что были неверны. В чем опасность этих неверных созданий? Понимаешь...как бы это сказать...все эти черты и черточки- не к ночи будь помянуты- они могут... да, это в их силах!- придать любой картине, даже Картине Мира, законченный вид...

    -Скорее! Скорее! Поставить на всем этом КРЕСТ!

    -Да! Да! Да! Это верное решение! Именно так и решаются подобные задачи...    Задача решена! Мир спасен! А ты...не парься. Знаешь, кто спас мир? Кому по силам оказалась задача?
         


                (продолжение следует)
   

   


Рецензии