На юбилей в Новый Орлеан. Ч. 4

               

               Музей искусств Нового Орлеана

Художественный музей Нового Орлеана (NOMA) входит в число 25% крупнейших и наиболее важных музеев изобразительных искусств США и считается лучшим на территории штата Луизиана. Музей был основан в 1911 году и изначально финансировался местным филантропом и коллекционером произведений искусства Исааком Дельгадо. Ныне музей носит его имя.

Постоянная коллекция музея насчитывает более 40 000 предметов, от итальянского Ренессанса до современной эпохи, и содержит множество редких и уникальных экспонатов. Среди них работы европейских и американских художников, в том числе Дега, Моне, Ренуара, Пикассо, Матисса, Писсарро, Родена, Гогена, Брака, Дюфи, Миро, Джексона Поллока, Мэри Кассат и Джорджи О'Киф. Французский импрессионист Эдгар Дега был единственным, кто некоторое время жил в Новом Орлеане.
 
Музей славится также значительной коллекцией художественной фотографии, насчитывающей более 12 000 произведений. В числе других коллекций - коллекции стекла, керамики, портретных миниатюр, индейского искусства, искусство Центральной Америки доколумбовой эпохи и испанских эпох, китайская керамика, японская живопись, индийская скульптура, народное искусство Африки, Индонезии, южной части Тихого океана и Японии.

Коллекция мебели NOMA включает образцы американской мебели XVIII и XIX веков и небольшое число французских предметов XVIII века. В музее представлена обстановка комнат в таунхаусе Нового Орлеана и в южном доме штата Луизиана в том виде, как они выглядели в первой четверти XIX века. Комнаты были спроектированы и оформлены как памятник родителям братьями Феликсом и Эмилем Кунцами, женой Эмиля Джулией и их дочерями.
 
На прошлых выставках в музее были представлены сокровища гробницы Тутанхамона, реликвии Александра Македонского и его времени, артефакты эпохи покупки Луизианы.

Подойдя к зданию музея, мы полюбовались небольшим водоёмом с белыми кувшинками и были очарованы удивительно красивой кувшинкой фиолетового цвета. В вестибюле музея присоединились к немногочисленным слушателям певицы, исполнявшей песни в сопровождении музыкального трио: электрогитары, контрабаса и барабана. Насладившись доселе нам незнакомой музыкой, мы приступили к осмотру шедевров музея.
 
Сначала мы познакомились с экспозицией картин фламандских художников. Среди них была картина живописца XVII века Каспара де Крайера «Кающаяся Магдалина», выполненная в стиле барокко. На ней изображена Мария Магдалина, которая ради огромной любви к Христу  решает отречься от своего небезупречного прошлого. По её лицу текут слёзы, она отбрасывает в сторону драгоценности и украшения, режет ножницами распущенные волосы. Для Церкви контрреформации, стремившейся укрепить позиции католицизма в ответ на Реформацию протестантов, святая Мария Магдалина стала примером акта покаяния и обещания отпущения грехов. Каспар де Крайер выработал свой стиль, находясь под глубоким впечатлением от искусства своего современника Питера Пауля Рубенса.
Картина другого фламандского живописца XVII века Томаса Виллебиртс-Боссхарта «Венера, оплакивающая смерть Адониса», тоже написанная маслом на холсте, прекрасно передаёт трагизм ситуации.

Наше знакомство с творчеством французских художников началось с картины «Портрет Марии-Антуанетты, королевы Франции», написанной Элизабет-Луиз Виже-Лебрен, придворной портретисткой Марии Антуанетты, и продолжилось картиной Жозефа-Мари Вьен «Святая Тереза Авильская», испанской монахини-кармелитки, католической святой, автора мистических сочинений, реформатора кармелитского ордена.
Жан-Леон Жером, также французский художник, - автор картины «Заклинатель змей», в которой он отразил типичный для востока ритуал. Творчество ещё одного французского художника - Шарля Ленуара - было представлено картиной  «Одалиска». На холсте изображена красивая рабыня или наложница в гареме турецкого султана.

Следующие разделы музея познакомили нас с итальянскими мастерами, в том числе с Джузеппи Церакки, автором мраморного бюста Джорджа Вашингтона, а также с американскими художниками.
Наше внимание привлекла картина «Индейцы Луизианы, идущие по заливу» Альфреда Буассо, американца, родившегося во Франции. До своей иммиграции в возрасте 22 лет художник изучал искусство в школе изящных искусств в Париже. В Луизиане он проявил интерес к индейскому населению штата. 1830-е и 1840-е годы были свидетелями переселения индейцев и страшных зверств завоевателей по отношению к местным племенам. Стремительно исчезающие коренные жители Америки стали предметом серьёзной озабоченности международного сообщества. Эта картина путешествовала по всему миру и выставлялась в Нью-Йорке, Новом Орлеане и на Парижском салоне 1847 года.
Наш интерес вызвала картина ещё одного американца. Это была «Болотная сцена» Уильяма Генри Буека, на которой изображены растущие на болоте гигантские деревья, обвитые паразитирующими на них растениями. От неё на нас повеяло печалью и безнадёжностью.

Большое впечатление на нас произвела картина по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» англо-американского художника Бенджамина Уэста. Он совершил революцию в области истории живописи, став одним из первых художников, отражавших проблемы современности. В то время, когда большинство живописцев рисовало аллегорические сцены древней Греции и Рима, Уэст часто обращался к пьесам, отображающим современные социальные проблемы. Известная постановка Ромео и Джульетты в 1753 году вызвала у художника живой интерес. Используя тему влюблённых звёзд из враждующих кланов, Уэст напоминает о назревании напряжённости в отношениях между Великобританией и Соединёнными Штатами на заре войны за независимость.

Состоялось наше знакомство и с современным американским искусством. Картиной, возле которой мы не могли не остановиться, была «Золотая лилия» Карлоса Ролона, написанная им на холсте в 2018 году маслом, чернилами и с использованием сусального золота. Картина отражает красоту тропического пейзажа Карибского бассейна. Выбор художником сусального золота напоминает о колониальном прошлом Пуэрто-Рико, когда открытие на острове драгоценного металла привело в XVI веке к испанской колонизации. Цветы Ролона характеризуют масштабы испанского колониализма, выходящие за пределы какой-либо одной культуры или нации, укоренившейся в США, Северной Америке и Карибском бассейне.

Следующим американцем, с которым состоялось наше знакомство, был Торнтон Диал. Его картина «Нижний девятый округ», написанная в 2011году, посвящена последствиям урагана «Катрина». Этот округ пострадал от него в наибольшей степени. Свои картины и композиции Диал начал создавать в 1940-50-е годы. Искусство Диала затрагивает проблемы, вызывающие обеспокоенность международного сообщества - от засух в Африке до войны в Ираке и теракта 11 сентября. Он работал с найденными материалами и предметами, создавая работы, отражавшие современные политические проблемы. «Нижний девятый округ» является частью более широкой серии «Бедствия», посвящённой урагану Катрина, землетрясению в Тохоку, цунами в Японии и засухе в Техасе, которые рассматривались как часть общих глобальных экологических проблем. Для этой работы Диал использовал самые разные материалы - от искривлённых веток деревьев до потерянной куклы в затопленном после урагана Катрина Нижнем девятом округе.
 
В картине «Ветеран» Роланд Пенроуз представил украшенного медалями и опоясанного орденской лентой героя войны в виде  искривленного ствола дерева со скрюченными ветвями, как будто солдат замаскировал себя под дерево. Худождник создал эту картину в самом начале Второй мировой. Будучи пацифистом, Пенроуз с горечью высказывался о боевых действиях. Тем не менее его профессиональная подготовка позволила ему создать во время войны один из самых искусных камуфляжей британских военных. Пенроуз, тесно знакомый с художниками-кубистами и сюрреалистами Джорджем Браком, Пабло Пикассо, Хуаном Миро и Максом Эрнстом, сыграл ключевую роль в ознакомлении англичан с сюрреализмом, когда в 1936 году организовал в Лондоне международную выставку сюрреалистов.

Большое место в музее отведено абстрактному искусству. Его видным представителем является испанский художник Хуан Миро, «Портрет молодой девушки» которого показался нам весьма оригинальным и не вызвал отторжения. Своей целью Хуан Миро как художник провозгласил «убийство живописи». Он использовал резкие цвета, изуродованные человеческие формы и готовые элементы, опровергавшие представление, что хорошее искусство должно быть визуально гармоничным и эстетически приятным. В «Портрете молодой девушки» Миро наносил на картон краску, смешанную с песком, а в других работах того же периода рисовал гротескные фигуры на бумаге, приготовленной из гудрона. Благодаря этой технологии он создавал абстрактные композиции, позволявшие по-новому воспринимать их благодаря необычному цвету и форме.
 
Своё достойное место в музее нашло также творчество испанского художника Пабло Пикассо. Сюжет его картины «Женщина в кресле» вполне понятен, но мне эта картина не понравилась, несмотря на то, что картина оригинальная, новаторская. Мне было неуютно созерцать эту женщину.

Несколько залов музея посвящены искусству Ренессанса. В картине Доменико Беккафуми «Воспитание Купидона» центральными фигурами являются Венера и Купидон. Венера, богиня любви и плодородия в римском пантеоне, обладательница идеализированного женского тела, изображена обнажённой. Она жестом указывает своему сыну Купидону, её посланнику на Земле, на плодородный пейзаж как на его миссию. Этот жест в сочетании с устремлённым на него любящим взглядом  свидетельствует об акте воспитания. Купидон, предвестник любви, часто изображается очаровательным, пухлым мальчиком. Однако он может нанести душе большой ущерб: когда смертные попадают под его стрелы, они сразу же влюбляются, хотят они этого или нет.
 
Бернардино Луини, итальянский художник, является автором картины «Поклонение Младенцу Христу и Благовещение Пастырей», написанной в 1525 году. В верхней трети композиции изображена сцена Благовещения пастухам. Архангел Гавриил, представший перед испуганными скотоводами в ореоле света, объявляет им о прибытии Мессии. На переднем плане пастух предлагает семье ягнёнка как символ будущей жертвы Христа во имя человечества. Луини уделяет большое внимание мелким деталям, таким, как соломенная кровать ребёнка и тщательно выписанная кухонная утварь. Удлинённое, серьёзное лицо Девы и её глубоко посаженные глаза напоминают работу Леонардо, жившего в этом городе в 1490-х годах, чьи работы Луини копировал и которыми восхищался.

Среди экспонатов музея одно из видных мест занимает картина Джордано «Крещение Христа», написанная в 1684 году. Художник, пользовавшийся покровительством испанских королей и итальянских принцев, считается самым ярким художником позднего барокко. Композиция его картины исключительно динамична. Во время крещения Христа Иоанном Крестителем в ослепительном свете нисходит Святой Дух, а ангелы устремляются к небу.
 
Значительная часть экспозиции музея посвящена искусству народов Африки. Африканский континент, второй на планете по величине и численности населения, был хранителем разных культур, процветавших на протяжении многих веков. С доисторических времен до наших дней африканцы создавали произведения искусства настолько разнообразные, насколько разнится среда, в которой они живут, от Каира до Кейптауна и от Дакара до Момбасы. Число скульптурных стилей здесь так  же велико, как велико число языковых групп и культур в этом обширном регионе. В некотором смысле всё племенное африканское искусство утилитарно, то есть даёт оценку всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. Для большей части этого искусства основой являются религия, власть и праздники. В этой связи наше внимание не могла не привлечь картина с изображением барабана народов акан и маленькие фигурки с островов Океании.

Выйдя из музея, мы отправились в ближайший ресторан, но были вынуждены отказаться от мысли остаться там, поскольку он был слишком многолюдным и полным табачного дыма. Это была скорее забегаловка, чем приличное заведение. В другом ресторане проходило какое-то торжество, и для посторонних посетителей он был закрыт. Только с третьей попытки нам удалось занять столик на улице в ресторане «TABLEAU NEW ORLEANS LA».

По случаю юбилея мы заказали коктейли и необычное блюдо - рёбрышки то ли куропатки, то ли перепёлки. На сообщение дочери, что у меня сегодня юбилей, официант предпочёл не реагировать. Когда он принёс меню с названиями коктейлей, они вызвали у нас бурное веселье. Разве можно было остаться равнодушными, прочитав в меню ресторанов Нового Орлеана такие названия, как «Тики, ты любишь меня?», «Свёкла вокруг куста», «Старая испанская тропа», «Бледная лошадь», «Шок и трепет», «Жёлтая куртка», «Молния в бутылке», «Осушите Болото», «Коляска карибского мотоцикла», «Улыбайся больше»?
В состав многих коктейлей входят острые специи или экзотические составляющие. Ингредиентами коктейля «Старая испанская тропа», например, являются текила(!) и перец(!), а, кроме того, арбуз, лимон, агава. В состав «Свёклы вокруг куста» входят джин Хендрикс, свекольный сок, сухой вермут, розмарин.

Лиля, как всегда, решила рискнуть и заказала для себя крепкий коктейль, а для меня – коктейль послабее. Когда мы попробовали наши напитки, то оказалось, что мой коктейль крепче, чем её, так что нам пришлось поменяться бокалами.

Я с нетерпением ждала горячего блюда, надеясь насладиться рёбрышками перепёлки. Когда, наконец, нам принесли это блюдо, мы были потрясены – до того была мала порция этого деликатеса и до того мало мяса, притом пережаренного, осталось на хрупких птичьих косточках. Но делать было нечего. Дорогое блюдо не только не насытило нас, но и глубоко разочаровало.

Когда пришло время заказать десерт, я запротестовала, считая, что администрация ресторана в состоянии поздравить меня с юбилеем. Я рассчитывала получить в подарок мороженое. Лиля подозвала официанта и напомнила ему о нашем семейном торжестве. Однако он снова не выразил готовности принести нам бесплатный десерт. Мы уже собрались уходить, как неожиданно официант явился с крошечной порцией мороженого и тонюсенькой свечкой, которую мне нужно было задуть, предварительно загадав желание. Мы с дочерью по-братски разделили этот щедрый презент от администрации и в очередной раз убедились, что чем дороже ресторан или кафе, тем менее щедры они на подарки посетителям.

Мы долго шли до трамвайной остановки и потом ещё долго ждали трамвай. Когда за окном вагона замелькали огни большого города, я взглянула на табло над головой водителя и увидела, что на нём высветилась дата 06.08.18 и время 11:15. Заканчивался мой юбилейный день, полный незабываемых впечатлений от посещения Парка Луи Армстронга и Музея искусств, странного на вкус черепашьего супа и пережаренных крылышек перепёлки в ресторанах Нового Орлеана.

На фото:
1. Фиолетовая кувшинка
2. Каспар де Крайер "Кающаяся Магдалина"
3. Хуан Миро "Портрет молодой девушки"
4. Пабло Пикассо "Женщина в кресле"
5. Карлос Ролон "Золотая лилия"
6. Фигурки из Океании
7. Роланд Пенроуз "Ветеран"
8. Торнтол Диал "Нижний девятый округ"


Продолжение следует.


Рецензии
Здравствуйте, Алла!
Спасибо за великолепную экскурсию по музею искусств Нового Орлеана, за описание картин, которые я вряд ли смогу увидеть, но легко смогла представить, читая ваш рассказ.
С уважением,

Элла Лякишева   27.12.2020 10:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Элла! Очерки, в которых я описываю посещение музеев, выставок и других культурных центров, всегда связаны с затратами больших сил и времени, поэтому мне приятно получить такой добрый отзыв от благодарного читателя.
С уважением,

Алла Валько   28.12.2020 01:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.