Охота на рыб

Одни мужчины больше любят рыбалку, другие – охоту. Я принадлежу к тем, кто равнодушен и к первому, и ко второму видам убийства времени. Предпочитаю проводить редкие часы досуга не с удочкой на пруду и не с ружьём в лесу, а с авторучкой за столом.
 
Но дядя Коля – герой моего рассказа – любил и рыбалку, и охоту с одинаковой страстью. Он даже на рыб ходил с двустволкой.
 
В ту пору в нашем пруду водились огромные карпы. Хитрые рыболовы пытались привлечь их внимание жирными червячками, ароматным тестом, варёной кукурузой и прочими вкусняшками. Большие мудрые рыбы мало интересовались приманками. Они сами добывали себе пропитание, не соблазняясь лёгким хлебом, потому и жили долго. Поймать взрослого карпа на удочку считалось редкой удачей. За ней и гонялись любители рыбной ловли. Но неудачникам  приходилось довольствоваться глупыми карасями и неразумными карпятами.

Погожим летним деньком карпы-старейшины собирались в небольшие компании по пять-шесть рыб и плавали на солнышке у самой поверхности воды. Словно дразнили рыбаков, изредка высовывая на воздух спинные плавники.
 
И случалось, что какой-нибудь раздосадованный рыболов швырял в рыбную стаю ком чернозёма, потеряв всякую надежду увидеть этих водоплавающих поросят на своём крючке. Карпы (хочется написать: «хохоча») расплывались в разные стороны, чтобы через несколько секунд снова воссоединиться в тёмную тучку на зеленоватой глади пруда.
 
Дядя Коля (в деревне его прозывали Кольшой) тоже не раз разгонял наглых рыб таким способом, пока не вспомнил о ружье.

К охоте на карпов он готовился основательно. Долго выбирал патроны. Поначалу хотел зарядить ружьё мелкой дробью. Но вспомнил, как тёща сломала зуб, когда жевала подстреленного зятем зайца, и передумал. Думал о пуле, которую берёг для кабана. Эта и акулу убьёт наповал. Однако остановился на картечи.
 
Рыболов-охотник обулся в высокие болотные сапоги, надел шляпу с широкими полями, подошёл к старому шифоньеру с дверью-зеркалом и оценил свой внешний вид. Дон Кихот – ни дать, ни взять. Только не хватает верного оруженосца Санчо Пансы.
По счастью, в это время гостил у дяди Коли племянник его жены – молодой человек, не обременённый семейными заботами. Имя его за давностью лет я запамятовал. Да, по имени его, и не называли. Лишь по прозвищу. А прозвище трудно забыть, потому что уж больно оно созвучно с именем известного шекспировского героя. Омлетом его прозывали. Не знаю: за любовь ли к одноимённому блюду, или по какой другой причине.

Ружьё и охотничью амуницию Кольша донёс бы и сам, без оруженосца. Это до пруда. А обратно домой надо будет ещё  и карпа многокилограммового тащить. И возможно, не одного. Тут без помощника не обойтись.

На берегу выяснилось, что болотные сапоги ни к чему. До середины пруда в них не дойдёшь. Там глубина метра три. А если у берега спуститься в воду, стайка карпов исчезнет из виду.
 
Кольша отправил Омлета домой отнести сапоги и принести когти. Приспособления такие для подъёма на опоры электролиний. Дядя Коля работал электриком. Старая корявая груша, которую приметил охотник-рыбак, мало напоминала ровный столб. И всё же был на её стволе участок, который без когтей не покорить.

Ну, вот наш герой уже на вершине. Патрон с картечью в стволе ружья. Палец на курке. Стайка не подозревающих об опасности рыб на мушке. Омлет в клетчатых семейных трусах и с авоськой на шее, завязанной на манер галстука, ждёт сигнала на старт. (Авоська для трофея).

Дядя Коля, угнездившийся на грушине, долго целится, выбирая самого крупного карпа. (А вдруг и зеркальный попадётся). Наконец, звучит выстрел, эхом оглушающий всё село. Омлет ныряет в воду и, сам того не подозревая, выполняет норматив кандидата в мастера спорта по плаванию. На месте рыбной стаи остаётся одна темная продолговатая полоска. Омлет жадно хватает её двумя руками и, повернувшись к замершему на вершине груши стрелку, ликующе поднимает над водой огромную тушу контуженного карпа. И тут же получает мощным хвостом по лицу.

С вершины старой груши раздаётся крик, не уступающий по силе звука выстрелу. А Омлет, ещё не осознавший случившегося, по инерции распутывает авоську, чтобы положить в неё уплывшую рыбу…

Прошло без малого сорок лет. По правде сказать, я не был очевидцем описанных событий. Но выстрел Кольши я тогда слышал. И видел мокрого понурого Омлета, собирающего на берегу свою одежду. Про зайчатину с дробью и сломанный зуб тёщи я, признаюсь, присочинил. На месте корявой груши могла быть и стройная черёмуха. Мог я и ещё какими-то деталями приукрасить свой рассказ. Тут писатели похожи на охотников и рыбаков.

Пока были живы бабушки, я каждое лето приезжал в деревню. Купался в пруду, бродил по обрамляющему его лесу, дышал воздухом детства. Сейчас пруд изменился до неузнаваемости. Заросли тропинки, ведущие к берегу. Рыбаки не перевелись, хотя стало их намного меньше. Село почти обезлюдело. Заметно изменилась фауна пруда. Кто-то запустил щуку и окуней, и теперь в пруду господствуют другие виды рыб.
Дядя Коля уже не рыбачит. И не охотится. Последний раз я видел его несколько лет назад.  Исхудавшего. Изъеденного тяжёлой и, увы, распространённой болезнью. Родные включали телевизор, надеясь, что мелькающие картинки отвлекут тяжко болящего Николая от постоянной боли, которую уже не удавалось усмирить лекарствами. Жизнь уплывала, как та большая рыба.
 
В нашу последнюю встречу умирающий посмотрел на меня потусторонним взглядом и доверительно сообщил, что пробует молиться. И мне показалось, что он погружается в глубокие и спокойные воды.

15 августа 2019 г.

Священник Владимир Русин


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!

Мне очень понравился ваш рассказ, очень интересный, такой насыщенный жизнью, как тот карп с мощным хвостом, который уплыл восвояси от Омлета, как и ваше фото на фоне у пруда. Такое гармоничное сочетание текста рассказа с вашим фото, где вы у пруда, у воды, которая хранит память о былом. И автор рассказа здесь как хранитель памяти, чрез которую воскрешаются фрагменты солнечных дней насыщенной жизни. А полнота жизни и в радости, и в печали, где смех и где плач живут рядом.
Чем рассказ понравился и чем интересен?
А тем, что автору, который будучи не рыбаком и не охотником, удалось воплотить в тексте вот эту живую атмосферу живой жизни, полной и насыщенной эмоциями, когда человек вот тут и вот здесь ощущает трепет этой самой жизни. В рассказе всё есть, и смех в виде юморных эпизодов, и удачные сопоставления, как писательство плюс рабалка равно творчество, и печальные эпизоды жизни с философскими зарисовками, такими, как
"Жизнь уплывала, как та большая рыба..." И "он погружается в глубокие и спокойные воды". Можно с таким продолжением мысли, как его душа погружается в воды непостижимого океана космоса или космического океана.

Знаете, мне тут подумалось, наверное, как из области фантастического, а почему бы священнику, который не любит рыбалку, не пообщаться с таким рыбаком, который уважает священника и его писательское творчество, его писательский труд как "с авторучкой за столом". Почему писательский труд не может состояться у пруда, у реки на берегу с теми любителями ловли рыбы, которые почитают и труд священника, как ловца человеческих душ. А главное тут самый процесс общения на интересующие друг друга темы, как темы веры и знания, творчества и спасения. Ведь, наверное, бывают же общения священников с паствой в непосредственной или экстремальной обстановке, как тур.походы или поход на военном марше. Ведь общение в душной аудитории религиозных или философских штудий -- это один эффект, а вот общение в живой природе, да если у реки, то тут совсем другое общение, тут человек открывается непосредственно как бы весь. Не знаю, есть ли у священников таковые практики общения. Но, повторюсь, такое скорее из области фантастического. А фантастическое -- это область писательского творчества.
Вот, наверное, подсказал вам и тему к будущему рассказу. А почему бы и нет. Если наша встреча из области фантастики (у вас служба, у меня своя привязка к месту), то почему бы не описать такую встречу в некоем философском рассказе на некоторые вечные темы, как фантастическая встреча рыбака, почитающего творчество Достоевского, с священником, который посредством творчества способен привлечь внимание рабака и увлечь его на путь спасения и творчества, или хотя бы такой прогулки по узкой тропе, как на той репродукции, где С.Булгаков с П.Флоренским прогуливаются.

А теперь к бочке мёда добавим ложку мягкой критики.
Так, если по автору "писатели похожи на охотников и рыбаков", то вывод отсюда получается совсем иной, чем это заявлено в самом начале рассказа. То получается значение, что рыбалка -- это не только страсть, что автор замечательно отметил в рассказе, но и есть процесс творческий. Именно так, рабалка есть творческий процесс сопоставимый с искусством, например, писательством и не только художественным, но и философским.
Поэтому не соглашусь с вашей оценкой в самом начале рассказа, что мол рыбалка как "вид убийства времени".
Если это творческий процесс и, причём, таинственный, то этот процесс не может быть никак "видом убийства времени".
Представляете, Владимир, если бы вам кто-то высказал радикальное о посещении храма, мол, что это "вид убийства времени" и т.д.?..
Понятно, что в такой ситуации можно простить человеку его недознание, посочувствовать ему и пожалеть его, ведь, на самом деле он хороший. Но если он упорно и упрямо стоит на своём, то осадочек недопонимания останется.
А если рассмотреть рассказ в чистом срезе, так сказать, то получается диссонанс не только музыкальный, но и смысловой, где писательство, что похожее на рыбалку и охоту, тогда оказывается, по автору видом противоречия, при котором он занимается тем, чего не любит и считает "видом убийства". Тут происходит смешение смыслов и полюсов, как плюса и минуса, а в итоге диссонанс и недопонимание, например, со стороны читателя.
Однако, читатель всё-таки не скрывает своего восхищения от рассказа и своей благодарности автору за подаренный ему красочный эпизод из глубины самой жизни.

С уважением,
В.Г.

Бармин Виктор   12.05.2022 18:47     Заявить о нарушении
Благодарю, Виктор, за высокую оценку и тонкую критику. В оправдание скажу, что "убийством времени" рыбалка является для меня. Но я с удовольствием готов послушать рыбацкие истории, поскольку бывают рыбаки от Бога.

Священник Владимир Русин   12.05.2022 21:58   Заявить о нарушении
Очень рад, что вам понравился мой отзыв.
С уважением,

Бармин Виктор   12.05.2022 23:19   Заявить о нарушении