Ты уж собачка не бранись

   Бывает, что люди выступают на каком-либо фоне, с заметной целью - нажить себе значительности и весу. Блеснуть качеством "знатока", лаять на слона, а кошку принимать за самого сильного зверя. В общем петь не оглядываясь, пока идёт "лето красное".
 
   Развязалась дискуссия, в прессе и интернете высказывались различные люди связанные с литературой. Камень преткновения - Литературный институт имени А. М. Горького. У каждого было своё мнение, а что такое мнение? "Моё мнение, что до луны пять километров" - цитата из популярного видеоблогера Д. Пучкова. Такое иногда и выходит с мнениями. Или другой пример: "худсовет принимает решение, но не несёт за них ответственности" - из высказываний известного актёра и режиссёра Олега Табакова. Тоже самое можно сказать и о литпремиях - жюри выбирает, но не отвечает за свой выбор. Так и мнение - никакой ответственности, зацепка за мыслишку открытую взгляду в "своём корыте", и её развитие понеслось, часто сломя голову.

   Статья "Остановить крысолова" в "Огоньке" стала спусковым крючком, автор Д. Быков - частый гость теле и радио эфира, газетных и книжных страниц. Трагедия которую он протягивает сетью по тексту, не нова. Как без видимой причины человек спивается и погибает, человек талантливый, выпускник Литинститута. Но как знать? Может без Литинститута этот поэт не раскрылся бы вообще и погиб как многие, по здоровью или жертвой обстоятельств или волей несчастного случая.

   Отчего нападки начались с этой трагедии? Понятно. Автору нужна заноза, чтобы когда он её трогал у читателя было чувство сопереживания. Ведь таланта не хватает , а желание есть, побольнее ударить. Можно сказать, возвращаясь к его тексту, что автор настаивает на уменьшении знаний и грамотности населения, в литературном творчестве. Чтобы как можно меньше людей знали, что Д. Быков, писатель и поэт, как минимум не выдающийся. Да и из журналистов - "куда чаще всего попадают выпускники литинститута" - желательно убрать побольше конкурентов, тем более таких - с живинкой от литературы и знанием её. В интервью на радио он говорит: " Моё дело стишки, проза". Звучит как будто на вопрос: "Вы делаете кирпичную кладку?", отвечают: "Слепим!". Впрочем, может быть Д. Быков сам реально себя оценивает и честен перед читающей публикой, откровенно называет вещи своими именами "стишки".

   Удивили как защитники, так и нападающие на Литинститут. Если со вторыми понятно, то из первых некоторые показались смешными оттого и "интересными".
"Там не учат писать, потому что, любой козе понятно, научить писать невозможно." - это интересная мысль первого секретаря СПР (Москва) Светланы Василенко.
Согласен, любой козе может и понятно, от себя добавлю - и козу не научат, а людей научить писать можно, и там именно это и делают. Стать поэтом или писателем - это уже собственные возможности и выбор или данность свыше. Литинститут это не фабрика "звёзд", это образование, и даже если ты не остаёшься в Литературе, то это всё равно разноплановый творческий резерв, в литературном пространстве в большинстве своём мощный. Как танки, которые стоят в Сибири под открытым небом, и в случае необходимости могут быть боеспособны. Он даёт литератору образование, а там уже личный выбор - идти этим путём или вообще сообразить, что влез не в своё дело. Часто были случаи, когда про кого-то из студентов трагично говорили: "он здесь перестал писать". На самом деле ничего такого тут нет! Это как подзарядка батареи - получение новых знаний и впечатлений. Насчёт "писать не учат" - а контрольные и курсовые работы? В которых требуется показать собственное видение, свою мысль, которая как стержень соберёт текст вокруг себя. На творческих семинарах тоже есть требования - раз в полгода или в год, показывать что-то новое, своё, и по возможности выносить на люди - обсуждаться на семинаре. Строгости в этом нет.

   Мнение Марины Кудимовой, поэт, публицист, переводчик. "Семинар в Липках и литпремии снабжают литпроцесс свежими кадрами", "Читателю и издателю безразлично, какое учебное заведение окончил автор"
Слова далёкие от действительности, ну где читатели авторов из премий?(которые снабжают лауреатов в лучшем случае деньгами), или Липок?(само название - кадры и липки - липовые кадры). А где издатели? Тиражи мизерные, читать лауреатов народ не спешит. "Литература идёт к самоокупаемости", "Услуги должны предоставляться заочно и за деньги". Сам коммерческий тон, как вмёрзшая в лёд мелкая монета - не достать! Да и никому не нужна! Словно вместо поэт и т.д. нужно было написать - М. Кудимова, бухгалтер, экономист. Я не спорю, проф писатели конечно самоокупаемы - или ещё работают где-либо, но мы говорим о студентах, чего Кудимова не замечает. Даже то, что заочников перестали кормить в столовой, я считаю не правильно.

   Краснодарский писатель А. Карасёв вообще рассуждает интересно, обвиняя Литинститут в системе "изжития талантов"! "К восьмидесятым годам всё ценное вытеснялось на запад или душилось" - пишет Карасёв, а сейчас где ценное? на западе? Уверен, что советские писатели, особенно фронтовики, ещё прозвучат и затенят эту вцепившуюся в гребень волны, диссидентскую братию. Сейчас вообще время для литературы трудное, у власти литературной цензура особого рода, результат работы этой цензуры - уничтожение читателя. Захочет человек почитать современного автора(из липок или премий) и чувство разочарования отобьёт желание. В отличие от Кудимовой, выделяющей Липки как "кузницу кадров", Карасёв объединяет эту "кузницу" с Литинститутом. Он предлагает сделать новый журнал и не прочь в нём поучаствовать, как я понял в роли главреда?

   Почему видные литераторы, так легко подставляются? Видно что скрывается за их словами, и смешно у них получается. Как мне представляется, хороший сатирик примерно так мог их изобразить:Д. Быков - хотите стишков их есть у меня; М. Кудимова - высокопарный бухгалтер с рифмой дебит-кредит,не с её ли лёгкой руки в Литературной газете появилась "интересная" рубрика "литературная ярмарка"? С. Василенко - легко скачущая по "штилям", с высокого на фольклор. А. Карасёв - капитан бес корабля, надо заново придумать некий смысл литературного бытия.

   Каждый человек совершает оплошности, но ведь вы литераторы на виду! В печати и телеэфире, вырвавшееся на просторы слово опасней и к нему требования выше из-за многочисленности вашей аудитории. 
 
   Олег Павлов статью о Литинституте написал ещё в девяностых - "На память о наших семинарах": "Идеального же института мы не добьёмся никогда. Потому что существует он с практической точки зрения - "ни для чего" - ради таланта, которого понятие даже не просто определить. Вы это не поймите, а попытайтесь ощутить, что это такое - вера в талант, одинаково для всех искупляющая, изначальная, как сама жизнь!" Вот по моему самое верное определение ради чего - ради таланта.


* - В заглавие заметок взята фраза из песни группы "Король и Шут", "Песенка пьяного деда".


Рецензии
"Наше время
трудновато для пера"

Саша Пчелка   08.03.2020 01:28     Заявить о нарушении
"Для веселия планета мало оборудована!"

Александр Сапрунов   08.03.2020 09:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.