Научить любить Русский язык

Научить любить Русский язык
Прежде чем начать свой доклад хочу принести несколько статистических фактов. На земле насчитывается, чуть ли не 6 тысяч различных языков, в данный момент примерно 2/3 населения земли  разговаривает на 40 наиболее распространённых языках, в том числе и русский. Русский язык входит в пятерку самых используемых в мире, от сюда можно сделать вывод, что русскому языку еще есть за что бороться. В данный момент когда каждая независимая страна пытается фундаментально и основательно утвердить свой национальный язык не только на бумаге, но и на деле для русского языка русскоязычные СМИ играет очень важную роль как минимум для сохранения того уровня значимости который был во время Советского союза, естественно я имею в виду страны бывшего СССР или нынешнего СНГ.  Я хочу сказать что нынешняя ситуация не очень благоприятна для этого, сейчас СМИ плюралистичны и по своему политическому, и по культурному спектру, и главное, по своей принадлежности - государственные средства массовой информации сегодня в меньшинстве, но только в государственных средствах массовой информации на радио и телевидении существует определенная система языковой подготовки кадров, в то время как в частных компаниях, особенно в радио компаниях, которые чрезвычайно влиятельны в России и за ее пределами, и в некоторых телевизионных компаниях такой подготовке уделяется очень мало внимания. Журналистская общественность и союзы журналистов должны больше следить за обучением русскому языку. Утрачены традиции дикторского сообщества, и сегодня речь ведущих изобилует ошибками, то, что пришло с демократизацией, то, что можно считать достижением СМИ, это раскованность. Но эта раскованность, граничит с распущенностью в эфире. Возродить традиции дикторского сообщества важная задача для всех тех, кто работает в данной сфере. СМИ главный источник социальной информации для широких масс народа. В XXI веке, электронные СМИ главенствуют в этом потоке, в силу чего они стали определяющим фактором формирования языка и языковых норм широких слоев населения.  Средства массовой информации, особенно электронные, создают "благодатную" почву для неуважительного отношения к русскому языку, все мы знаем, что важна роль СМИ не только в распространении русского языка, а и в повышении грамотности населения, Популяризация лингвистических знаний в печати, на радио и телевидении одна из насущных задач культурного строительства для РФ. Такая популяризация должна быть, во-первых, профессиональной, во-вторых, систематической, в-третьих, разнообразной по форме и содержанию, и, в-четвертых, интересной для неспециалиста. Также нужно изучение реального функционирования языка во всех сферах современного общества, его роли как средства общения и познания мира, как зеркала, орудия и хранителя культуры. Особенно важно проводить как можно больше мероприятий и викторин касающихся русского языка в странах где проживают соотечественники, и в последующем приглашать призеров  и победителей в Россию, поощрять грамотами и подарками, и по приезду обратно участников поддержать просвещенность через СМИ жителей тех стран от куда они приехали, это очень мотивирует, чтобы в следующем году больше людей заинтересовались этим. Конечно же поощрять и приглашать на конкурсы учителей и преподавателей русского языка из тех стран где проживают соотечественники, потому, что они единственный гарант того, что русский язык преподнесут также правильно как он должен быть преподнесен, чтобы те которые собираются участвовать на конкурсах русского языка не черпали язык из СМИ который как мы уже говорили не так уж чист как хотелось бы, и оставляет желать лучшего, а от грамотных посредников то есть учителей и преподавателей. Да еще очень важно, не смотря на большие затраты хоть не значительно поощрять ежемесячно тех же преподавателей русского языка не на территории России, потому, что это будит как стимул для тех русистов которые заканчивают университеты, и из-за низкой зарплаты не работают по специальности, а это поддержит их желание работать во благо русского языка. Не мало важны конечно же затраты, связанные с предоставлением учебников русского языка школам СНГ и ближнего зарубежья, возможно сейчас ведутся такие работы но они очень мало объемные, тем более в странах Средней Азии, где наблюдается огромный прирост населения, для поддержки русского языка это очень важно. «…Терем-теремок! Кто в тереме живет?...»  разыграть русскую сказку по ролям для нерусских ребятишек - задача не из легких. Но с помощью преподавателей русского языка это дело покажется не таким уж сложным. Еще одним не маловажным фактом является то, что  большинство наших детей неплохо владеют устной речью, я имею в виду и страны СНГ и непосредственно Российскую Федерацию, но с пониманием значений слов у них возникают проблемы, конечно же дело в том, что дома все они говорят на родных языках и по этому реальная материальная поддержка проектов типа различных летних лагерей, где по мимо отдыха, дети будут ставить различные сказки, и говорить на русском они уже будут лучше адаптироваться за счет понимания русской речи.  Да хотелось бы отметить и тот плачевный факт, что ни один Российский ВУЗ, не вошел в список ста лучших университетов мира по версии Таймс, тогда как в прошлом году МГУ занимал тридцать третье место, но в других странах СНГ образование и начальное и высшее, все почти ровняются с Россией. От сюда можно сделать вывод, что и ВУЗы из этих стран не вошли в эту сотню. Но дело в другом, как я сказал все ровняются с Россией, и очень важно в данный момент использовать это, то есть создать как можно больше школ, гимназий, и других образовательных университетов полностью обучающих на русском языке, не важно, это будит государственный проект или инвестиционный с поддержкой государства, главное чтобы это было, ведь ни для кого не секрет, что в данный момент если у гражданина титульной нации живущей в своей стране будит выбор, то в большинстве случай он выберет для себя и для своих детей образовательное учреждение с русским языком обучения. И еще не мало важно, возобновить практику обмена учителей, или же предоставлять учителям из России возможность и условия работать за пределами России.   
Сегодня русский язык меняется и потому, что меняется жизнь, и в XXI веке, видимо, будут говорить на немножко другом русском языке и имеется опасность засорения языка иностранными словами и жаргонизмами. Необходимо найти среднюю линию, которая бы позволила язык обогащаться и за счет иностранных слов, и за счет живой речи улицы, но в то же время сохранить прелесть русской речи со всеми ее неправильностями. В условиях глобализации современного мира заимствования неизбежны, но нужна мера. У современной России есть два главных направления движения. Это улучшение жизни и сближение, консолидация общества внутри страны. И второй, не менее магистральный путь - это постоянная забота и напоминание себе о тех миллионах соотечественников, которых невозможно искусственно оторвать от жизни России. Русский язык и культура всегда должны быть основным направлением внешней и внутренней политики  такого многонационального государства как Российская Федерация. Есть только один путь заставить человека говорить грамотно - научить его любить свой язык.


Рецензии