Время выживания...

  Время  учёбы  для  меня -  время  выживания.  Школу  выживания,  несколько  его  классов,  я  прошла  в  детском доме.  Он  дал  мне  силу  воли,  упрямство.  У  Ожегова  читаю: «Упрямство  -  упрямое  поведение,   крайняя  неуступчивость».  Это  качество помогло  мне выжить.
Только  что  сдала  документы  в  педучилище,  а  завтра  начинаются  вступительные  экзамены,  с  9  часов  утра  письменный  экзамен  по  математике.  Общежития  пока  нет.   Где  мне расположиться?  Иду  по  улице  райцентра,  села  на  то  же  бревно  напротив  скромного  деревянного  домика. «Высокий  забор,  во  дворе   стог  сена,  где  можно  укрыться  ночью», - размышляю  я. 
-  Девочка,  давно  здесь  сидишь,  кого-то  ждёшь?  -  спрашивает  меня  женщина. 
-  Машину  в  сторону  Шлани  жду.
-  Ой,  в  те  края  давно  машины  проехали.  Уже  темнеет,  заходи  ко  мне.  Я  одна,  сыновья мои  в  деревне.  Зовут  меня  Анисьей. 
   Познакомились,  вкратце  рассказала  о  себе.  Сказала,  что  буду  поступать  в  Моркинское  педучилище,  что  с  первого  августа  начинаются  вступительные  экзамены,  а  завтра  сдаю     математику.
   Идёт  письменный  экзамен  по  математике – на  двух   досках  записаны  задачи  и  примеры  по  вариантам.  У  каждого  абитуриента  свой  тетрадный  лист,  ручка  и  чернильница.  У  меня  ничего  нет.   Рядом  со  мной  сидит  красивенькая,  добротно  одетая   девочка,  приступила  к  решению  задачи.   Обе  задачи  на  движение.  Я  свой  вариант  решила  устно.  Меня,  не имеющую  ни листа бумаги,  ни  ручки,   заметила  ассистент – учительница,  подошла  ко  мне.  Я  молчу.   Погладила  меня  по  плечу,  взглянула  в глаза -  принесла  экзаменационный  лист  и  ручку  с пером.  Чернил  тоже  нет.  Есть  у  соседки,  которая  свою  чернильницу  придвинула  к  себе.  «Если  ты  мне  не разрешишь  пользоваться  твоими  чернилами,  не  помогу  решить  задачу -  у  тебя  неправильное  решение,  получишь  за  задачу  двойку».  Мы  тут же  познакомились,  решили  задачи  и  примеры.  С  Валентиной  Ивановой  вместе  сдавали  все  экзамены,  обе  поступили  в педучилище.  Валя  живёт  с  отцом  и  матерью,  с  сестрой-учительницей  в  деревне,  в  пяти  километрах  от  райцентра.    
   Тётя  Анисья, эта   простая  русская  женщина  с  добрым  сердцем,  приютила  меня  чуть  ли  не  на  месяц.  Пол  в  доме  некрашеный,  я  его  мыла  почти  каждый  день.  Готовила  для  тёти  Анисьи  обед,  ужин,  который  состоял  из  варёной  картошки  и  кусочка  хлеба,   несладкого  чая  из  трав.  Тётя  Анисья  с  раннего  утра  до   поздней  ночи  работает  на  колхозной  ферме.  С  работы  возвращается  усталой.  С  ней  мы  жили  дружно.  Она   одна  воспитывает  трёх  сыновей.   «Муж  долго  болел,  недавно  умер.  Пенсию  на  детей  получаю -  в колхозе  платят  мало.  Пою  телят  молоком.  То,  что  остаётся,  несу  домой»,  -  рассказывает  тётя  Анисья.
  К  хозяйке  приехали  сыновья.   Первого  сентября  я  ушла  в  общежитие. 
  Приближались  холода.   На  зиму  у  меня  никакой  одежды.  Тётя  Анисья  подарила  мне  тёплые  чулки,  старую  шерстяную  кофточку,  свои  ботинки,  Тонкое  детдомовское  пальто  совсем  не  греет.  Валя  Иванова,  соседка  на  экзаменах,  снабдила  меня  платьями,  обувью    сестры-учительницы. 
  В  комнате  общежития  17  человек,  тесно.  Каждый  питается  отдельно. Я  так  не  привыкла.  Там,  в  детдоме,  было  всё  общее.  У  них  есть  картошка,  мясо,  хлеб,  масло,  даже  молоко -  всё  приносят,  привозят  из  дома.  Варят  в  своём  чугунке  суп,  картошку,   на своей  отдельной  тумбочке  обедают,  ужинают.  В  это  время  я  уходила  из  комнаты.  Каждую  субботу  идут  домой,  в  общежитии остаюсь  я  одна.  Я  на свою  стипендию  покупала  хлеба,  творогу.  За  небольшой  перегородкой  живёт  тётя  Ксения,  уборщица  педучилища.  По  её  просьбе  помогла  ей  на  небольшом  участке  выкопать,  убрать  с  поля  её  картошку,  иногда  помогала  ей  мыть  полы  в  здании педучилища,   за  мою  помощь  тётя  Ксения  каждый  день  мне  выдавала  по две-три  картофелины.  Однажды  я  решила «проучить»   жильцов  в  комнате,   обедающих  отдельно  у  своей тумбочки.  Получила  стипендию,  накупила  продуктов,  в  том  числе  мяса.  В  чугуне,  который  мне  откуда-то  принесла  тётя Ксения,  сварила  наш  украинский  борщ,  какой  варила  наша  детдомовская  тётя  Даша,  повар.   Тётя  Ксения  достала  помидоры  и  огурцы  солёные,  сварила  свою  картошку,  сделала  пюре.  С  ней  вместе быстро  накрыли  стол.  Вечер.  Все  в  сборе.  Молча  проходят  мимо  стола,  поглядывают  на  меня,  а  тётя  Ксения  сидит  в  своей  комнатке,  следит за  событиями,    переживает  за  меня.  Не  обращая  внимания  на  праздничный  стол,  все  стали  готовить  себе  ужин.  Неожиданно  для  них  встала  у  печки,  потушила   огонь,  обратилась  ко  всем:
- Мои  самые  дорогие  однокурсники  и  второкурсники,  соседи  по  кровати!  Прошу  всех  к  столу,  поздравьте   меня  с  Днём   рождения!  Пожелайте  мне  счастья,  любви,  быть  послушной  и  примерной  девочкой!  Надя  Васильева,  моя  однокурсница,   расхохоталась,  но  поддержала  меня:
- Я  хочу  Розу  поддержать  и  поздравить  её  с  Днём  рождения!  Тоже  прошу  к  столу!  После  Надиных  слов  все  стали  занимать  места за  столом.
- День  рождения  Розы  в  марте  месяце:  видела  её  паспорт, -  вмешалась  Зоя  Лебедева.
- Девочки,  сегодня  вместе с  Розой  отмечаю  и  я  свой  День  рождения, -  выходя  из  своей  комнатки,  обращается  ко  всем  тётя  Ксения. – Давайте  жить  дружно! 
-  Вот  этот  стол,  чтобы  мы  с  вами  занимались,   готовились  к   занятиям,  завтракали,  обедали,  ужинали, -  теперь   слово  взяла  я.   
   После  просмотра  кинофильма "Девчата" меня  прозвали  Тосей - непоседой.         
   Не  было  для  меня  ни  зимних,  ни  летних  каникул.  Училась  очно,  экстерном  сдавала  все  экзамены в  педучилище,  затем  в пединституте. Так  экономила  время  для  работы.   Работала  вместе  с  двоюродной  сестрой  на  маслопроме,  строила  дороги,  таскала  на  себе  растворы,  кирпичи.  В  зимнее время вместе  с  другими  студентами выгружала  вагоны,  на  носилках,  вёдрами  таскала  рис,  пшеницу,  писала  статьи  в  газеты -  получала  гонорары. После  окончания  педучилища,  обучаясь  в  пединституте,  работала  вожатой  или  воспитателем  в  пионерских  лагерях  и  детских  домах,  участвовала  в  научно-исследовательских  экспедициях,  организованных  МарНИИ.  Так я  выживала.  Рядом  были  верные  друзья:  Лида  Холкина,  Роза  Шабрукова,  Ирина   Куликова,  двоюродная  сестра  Лстий,  которые  меня  поддерживали  во  всём. 

                Глава  17,  повесть  «По  утренней  росе».  Текст  обработан   в  августе  2019  года             
               


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Роза Арслановна!

Вы очень умело погрузили читателя в среду выживания — в студенческое общежитие.
Для Вас оно – единственное место пребывания, для других студентов была отдушина — дом или родственники, где и покормят и балетку наполнят, и "на трамвай ( автобус )" дадут. Конечно, воспитаннику детдома кажется диким, когда едят каждый сам по себе. Его среда воспитала: все заодно, и в еде тоже. У домашних – иначе, воспитаны в иной среде.
Не знаю, нынешние студенты в общежитии, где живут по 2 – 4 человека в комнате, есть телевизор, душ, тёплые удобства, поймут ли тех, давнишних, когда в комнате проживает 10 – 20 ( у нас было 13), душ в бане, до которой добираться до получаса. Правда, был репродуктор, который обычно был вылючен, потому что кто-то занимался.
Всё равно, это – счастливейшие годы в жизни! И у детдомовцев, надеюсь, тоже. Вы, Роза Арслановна, наряду со всем остальным, показали нынешним молодым, как много для них делает государство.
Хоть текст и является главой повести, но он вполне звучит как самостоятельный рассказ, причём рассказ увлекательный и поучительный!

Желаю Вам здоровья, благополучия и новых творческих достижений!

Всегда искренно.

Иван Думанов   27.08.2021 17:32     Заявить о нарушении
Иван Данилович, добрый вечер! А у нас уже ночь. СПАСИБО Вам огромное за прочтение моего текста одной из глав трилогии "ДЕТДОМОВЕЦ", полный анализ-комментарий! Иногда приходится выступать и перед современной молодёжью, студенчеством, среди которых тоже есть дети-сироты, но живущие с родителями - алкоголиками. СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ. Социальным сиротам посвятила несколько глав повести "СЕВЕРЯНИН". Иван Данилович, до ВСТРЕЧИ с Вами следующей,но только завтра. Взаимно: желаю Вам благополучия, новых творческих достижений!

Роза Салах   27.08.2021 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.