Ловит волк, ловят и волка Островский

  Вступление.
  Глафира не очень продвинулась в своём "обольщении" Лыняева и не уверена в успехе
своих усилий.
 Какой же самонадеянной надо быть, что всего лишь
ёщё одной встречей надеяться  женить убежгённого холостяка!
Жта тигрица решила играть "ва-банк", имея мощную поддержку со стороны Купавиной и Беркутова.
 Прежнее название пьесы бравится мне больше, чем просоватое :"волки и овцы".
Ино предполагает, что мы имеем волков, выстроенных перед  овцами, которых можно и нужно стричь или загрысть до смерти.
  Но в реальности часто бывает так, что одна и та же персона может быть и волком
по отношению к одним, и робкой овечкой - к другим.
  Та же Купавина не так проста, как кажется.
  Она же подвела Лымяева.
 В её доме, в котором он чувствовал себя в безопасности, ему была устроена
 ловушка.
  Пословица:"ловит волк, ловят и волка"- точнее характеризует общество, которое
в несколько в гротескном виде решил изобразиуь нам Островский.
 
"Дела"  Глафиры с Лыняевым  всё ёщё находятся в состоянии "игры"- флирта, и он был бы рад, гтобы Глафира поскорее уехала к тётке, в монастырь, куда-нибудь подальше, гтобы прекратилось свусмысленность их отношений.

Купавина. Кажется, у тебя с Лыняевым дело подвигается.
Глафира. Ах, это только кажется.
Купавина. Он вчера был так любезен с тобой.
Глафира. По заказу, — это была шутка.
Купавина. Ты теряешь надежду, бедная?
Глафира. Ну, не совсем. Надо еще раз увидать его, тогда я буду знать наверное, можно на него рассчитывать или нет.
Купавина. А вот сегодня увидишь. Мне Горецкий принес письмо от него; он приедет, и угадай, с кем?

 Монолог Лыняева за  минуту до того, как его "оженят".
У него нет и в мыслях на ком-нибудь жениться, тем бокее на Глафите, которая по его ммнению как бы уже в дороге. И карета за ней прислана её тёткой.

 

"Кто что ни говори, а холостая жизнь очень приятна.
 Вот теперь, например, если б я был женат, ведь жена помешала бы спать. «Не спи, душенька, нехорошо, тебе нездорово, ты от этого толстеешь».
 Реплика.
 Вера, например, свой деспотизм с момента появления в доме , проявила в том, что стала диктовать, кому когда ложиться спать, а когда вставать.
Идти на работу: не опоздать, и быть  там столько, сколько ей нужно, чтобы успеть прибраться в квартире, на пример.
  И без всяких там ласковых слов типа "душечкс" нунче вышедших из употребления, а "по - солдафонски" или со скандалом.

 
" А того и знать не хочет, как ее «Душеньке» приятно уснуть, когда сон клонит и глаза смыкаются... (Садится на диван под окном.)"
 Глафира из-за портьеры смотрит на него страстным, хищническим взглядом, как кошка на мышь.
"А как хорошо просыпаться холостому! Как только откроешь глаза, первая мысль: что ты сам себе господин, что ты свободен. Нет, я неисправимый холостяк, я свою дорогую свободу не променяю ни на какие ласки бархатных ручек! (Медленно склоняется к изголовью.)"

 Но Глафира думает иначе.

Явление восьмое
Глафира, выйдя из-за портьеры, обнимает его одной рукой за шею и смотрит ему прямо в глаза. Лыняев, приподнимаясь, смотрит на Глафиру с испугом.
Явление девятое
Лыняев, Глафира.
Глафира (поднося платок к глазам). Что вы со мной сделали?
Лыняев (вставая с дивана и протирая глаза). Я? Нет, что это вы-то со мной делаете?
Глафира. Я не знаю... я помешалась... я не помню ничего. А во всем вы виноваты, вы...
Лыняев. Ни душой, ни телом.
Глафира. Нет, вы, вы... Я вам говорила...
Лыняев. Чем я виноват, чем?
Глафира. Я вам говориа, я вас предупреждала, что сильная страсть может вспыхнуть во мне каждую минуту... Я такая нервная... Ну, вот, ну, вот!.. А вы, зная мою страстность...
Лыняев. Да ведь я по вашему приказанию...
Глафира. Я вам говорила... а вы сводили меня с ума своими похвалами, целовали мои руки...
Лыняев. Да ведь шутка, Глафира Алексеевна... шутка...
Глафира. Я вам говорила, что любовь, кроме страданий, ничего мне не доставит... Я ведь вам говорила, а вы... Ну вот я не спала всю ночь; я полюбила вас до безумия.
Лыняев. Ах, вот беда-то! Ну, простите меня!
Глафира. Я вам говорила, что если уж я полюблю
 Лыняев. Да, говорили, кажется... но успокойтесь!
Глафира (с отчаянием). Вы меня погубили.
Лыняев. Ну, я виноват, я каюсь. Ради бога извините! Я неумышленно... (Хочет поцеловатьу Глафиры руку.)
Глафира. Не дотрагивайтесь до меня!.. Я такая нервная...
Лыняев. Но позвольте ж поцеловать вашу ручку на прощанье! И поезжайте, поезжайте!..
Глафира. Ах, нет, оставьте... не трогайте!
Лыняев. На прощанье! Я по крайней мере буду знать...
Глафира. Я такая нервная...
Лыняев. Что вы меня не презираете. (Берет руку Глафиры.)
Глафира. Я говорила
Лыняев. Ведь вы уедете?.. Уедете? Ну, и поезжайте! (Целует руку Глафиры.)
Глафира. Ах, я такая нервная... Ах, ах! (Бросается на шею Лыняеву и закрывает глаза.)
Лыняев. Что же это вы? Глафира Алексеевна! Глафира Алексеевна!
Глафира (открыв глаза). Ах, сюда идут, кажется.
Лыняев. Они ходят по террасе.
Глафира. Ах, ах! (Закрывает глаза.)
Лыняев. Глафира Алексеевна, Глафира Алексеевна, не беспокойтесь... они сюда не пойдут.
Глафира. Вы меня погубили!.. Что подумют! Куда мне деться? Другого выхода нет...
Лыняев. Да вы потише, не очень громко, а то...
Глафира. Разве они слышат? Спрячьте меня, спрячьте!
Лыняев. Да куда же мне вас?.. Разве за драпировку?..
Глафира. Да вот они идут... Вы меня погубили!
Лыняев. Да тише, ради бога тише!
Глафира. Ах, что вы со мной сделали! (Бросается ему на шею и закрывает глаза.)
Показываются в дверях Беркутов и Купавина.

Явление десятое
Лыняев, Глафира, Беркутов, Купавина, потом лакей.
Беркутов. Что я вижу? Друг мой!
Купавина. Михайло Борисыч, Михайло Борисыч! Вот вы какой! Ах, притворщик!
Лыняев (сквозь слезы). Ну, что ж! Ну, я женюсь.
Входит лакей.
Лакей. Глафира Алексеевна, лошади готовы.
Глафира. Ах, и люди тут! Что вы со мной сделали? Что теперь Меропа Давыдовна?..
Купавина. Ах, бедная! Ты останься у меня!
Беркутов. Не беспокойтесь! Я завтра утром буду у Меропы Давыдовны, я ей объясню все.
Лыняев (чутьне плача). Ну, что ж, я женюсь. Ты так и скажи, пожалуйста! Скажи, что я женюсь.




 Игра другой пары "волк и овечка" намного интереснее,

Лыняев. Значит, препятствий нет, и ты женишься. Но любопытно, как ты это устроишь.
Беркутов. Ну, как — я еще не знаю, глядя по обстоятельствам; только, во всяком случае, это будет. Женщины любят думать, что они свободны и могут располагать собой, как им хочется. А на деле-то они никак и никогда не располагают собой, а располагают ими ловкие люди.


Рецензии