Кавказский смерч. Рёв 44

Источник:


ДЛЯ ЦЕЛЕЙ непосредственного использования вермахтом кавказцев, поднятых против русских уже не только в тылу Красной Армии, а на собственно германском фронте и в ближнем тылу немецких армий
предусматривалось планомерное создание национальных частей и подразделений в поддержку вермахта.

Они должны были воевать против большевиков в составе германских войсковых частей и под командованием немецких офицеров. Сначала, ещё осенью 1941 года, абвер (военная разведка) стал создавать для диверсионно-разведывательных целей туркестанский и кавказский мусульманский батальоны. 
(Дробязко С.И. Восточные войска и Русская Освободительная армия. - Материалы по истории Русского Освободительного Движения (1941-1945гг.): Сб.статей, документов и воспоминаний. Вып.1. - М.: Грааль, 1997, сс. 20-21.)

16 ноября 1941 года уже главнокомандование вермахта отдало приказ командующему тыла группы армий “Юг”: из военнопленных представителей тюркских и кавказских народностей начать широкомасштабное формирование воинских частей.


В КОНЦЕ НОЯБРЯ этого же года последовал приказ Гитлера о создании ещё и Туркестанского легиона.
Всего было создано ЧЕТЫРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛЕГИОНА: Туркестанский, Грузинский, Армянский и Кавказско-Магометанский. Официально они были сформированы в январе-феврале 1942 года на территории Польши. Кавказско-магометанский легион непосредственно в городе Едлине. «Он состоял из азербайджанцев, дагестанцев, чеченцев и ингушей». 
(Линец С.И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 – октябрь 1943 гг.)… с.337.)

ФЮРЕРА к этому подтолкнула просьба турецких генералов Эрдена и Эркилета, побывавших у него тем ноябрём в ставке и ходатайствовавших за советских мусульман в немецком плену. Этим Гитлер рассчитывал привлечь на свою сторону Турцию и создать благоприятную среду на Ближнем и Среднем Востоке, куда и намеревался пробиться через Кавказ.
Дело в том, что турки, хотя и поддерживали немцев и даже держали на границе с Россией 26 своих дивизий, всё же ревновали немцев и «решительно выступали против установления здесь немецкого оккупационного режима». 
(Там же, с.338.)


30 ДЕКАБРЯ 1941 года в разгар русского контрнаступления под Москвой Гитлер приказал сформировать Грузинский, Армянский и Кавказско-магометанский легионы, а также начать вербовку в Крыму татар-добровольцев, из которых так же был создан легион - крымско-татарский.
Затем германцы сформировали “легион из пленных-татар, чувашей и представителей других приволжских народностей”. 
(Харьков А.Г. Плен: трагедия миллионов. - В сб. Трагедия и героизм. (Советские военнопленные. 1941-1945 годы). - М., 1999, с. 20. )

УДАРНЫЙ КАВКАЗСКИЙ ЛЕГИОН численностью 6500 человек был создан по распоряжению Гитлера в конце марта 1942 года.
В мае 1942 года - ещё семь пехотных батальонов другого - Северо-Кавказского легиона, каждый из трёх рот по 170 человек.
Кроме мононациональных подразделений формировались и смешанные. «Так, в 6-й батальон Северо-Кавказского легиона входили: 1-я рота – черкесская, 2-я рота – адыгейская, 3-я рота карачаевская, 4-я рота – кабардинская».   
(Линец С.И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 – октябрь 1943 гг.)… с.339.)

«В Будённовске находился 601-й, а в районе Моздока – 802-й батальоны Северо-Кавказского легиона. Южнее Кисловодска дислоцировался Кавказский полевой батальон люфтваффе». В боевых порядках и тылах действовавшей на Западной Кавказе
17-й немецкой армии действовал 9-тысячный Татарский легион.

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ ОХОТИЛИСЬ за русскими партизанами и подпольщиками Кубани и Ставрополья, а также «вели военные действия против частей Черноморской группы войск Закавказского фронта». Под Туапсе действовал ещё и Туркестанский легион. Всего в составе этих легионов числилось 90 полевых батальонов и «202 отдельные роты из уроженцев Кавказа и Средней Азии». 
(Там же, сс. 341, 342.)


ПОБАТАЛЬОННОЕ ДЕЛЕНИЕ ВОЙСК восточных коллаборационистов считалось наиболее оправданным. И не много и не мало.
Каждый батальон «обычно состоял из 3-4-х стрелковых рот по 100-200 человек в каждой, и штабной роты, включавшей взводы управления, миномётный, противотанковый и артиллерийский… При этом в составе смешанных кавказских батальонов роты комплектовались по принципу национальной принадлежности. Так, 6-й (800-й) Кавказский батальон состоял из 4 рот: черкесской, адыгейской, карачаевской и кабардинской». 
(Кринко Е.Ф. Жизнь за линией фронта: Кубань в оккупации (1942-1943 гг.)… с.144.)

РАСПОРЯЖЕНИЕМ ОКВ (генштаба сухопутных войск) от 15 апреля 1942 года было официально разрешено привлекать к боевым действиям кавказские и казачьи соединения, которых объявили “равноправными союзниками”. Поскольку фюрер различал своих новых союзников очень чётко: армянам и грузинам не доверял и лишь мусульман считал надёжными бойцами, то из этого генштабовского рескрипта также следовало извлекать МАКСИМУМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ.

РЕЙХСМИНИСТР ВОСТОКА Розенберг в то время особо подчеркивал, что честь, которую фюрер публично оказал только мусульманам, должна произвести “глубочайшее впечатление” на народы “восточных областей”. 
(Харьков А.Г. Плен: трагедия миллионов. - В сб. Трагедия и героизм. (Советские военнопленные. 1941-1945 годы)… с. 24.)


В 1942 ГОДУ против русских уже сражались Грузинский, Армянский, Азербайджанский, Северокавказский и Татарский легионы. (Там же, с. 55.)
Впоследствии, в 1943 году, была создана и мусульманская дивизия СС “Хандшар”, а также туркестанский и кавказский полки СС. (Деларю Ж. История гестапо. Пер. с фр. - Смоленск: Фирма “Русич”, 1993,  с. 265.)

ПО ДАННЫМ немецкого историка Й.Хоффманна в период с сентября 1942 по январь 1943 года - на пик газавата “Эдельвейс” - в тылу и на фронте групп армий, осуществляющих операции “Серая цапля” и “Эдельвейс” действовало 25 полевых батальонов национальных восточных легионов.

Особенно отличились два азербайджанских, один армянский батальон, батальон абверовского горского спецназа “Бергманн”, три туркестанских батальона, которые завоевали “почётное право носить немецкую форму”. В то же время боевые, чисто фронтовые качества мусульманских боевиков оказались всё же невысоки (окопы ведь не засады), многие из них дезертировали, или даже переходили к русским. 
(Дробязко С.И. Восточные войска и Русская Освободительная армия... сс. 59-60.)

ВСЕГО ЧИСЛЕННОСТЬ формирований из нерусских народов, воевавших плечом к плечу с гитлеровцами, даже по преуменьшенным данным откровенно предвзятого А.М.Некрича достигала 700 тысяч человек. Сюда входили уже практически армейские соединения -  туркестанские, калмыцкие, карачаевские, балкарские, ингушские, чеченские, волжско-татарские, крымско-татарские, грузинские, армянские, азербайджанские. 
(Некрич А.  Наказанные народы. - Нева, 1993, № 9, с. 227.)


В АВГУСТЕ 1942 года приказ начальника Генерального штаба сухопутных войск генерал-полковника Франца Гальдера № 8.000/42 (без точной даты) среди всех этих “местных вспомогательных сил на Востоке” в качестве приоритетных союзников Германии выделял прежде всего принадлежащих к тюркским народностям (кавказцев, туркестанцев, татар) и казаков.
Только потом отмечал прибалтов, финнов, украинцев, белорусов и наконец, последними, даже фольксдойч, то есть, этнических, обрусевших немцев. 
(Дробязко С.И.  Восточные войска и Русская Освободительная армия... с. 41.)

ОБЩЕГО КОМАНДОВАНИЯ у новых боевых друзей германского “нового порядка” долго не было. Как, впрочем, и особой дружбы между легионерами и солдатами вермахта, чего бы там политики ни желали и ни возвещали.
Превосходство людей высшей расы не должно было забываться ни на минуту.

Поэтому в инструкциях немцам как обращаться с восточными легионерами было особо сказано, что хотя они и лучшие из лучших союзников, но всё равно следует «препятствовать панибратству. Немецкий солдат должен оставить за собой превосходство, но в то же время проявлять заботу о добровольцах». 
(Линец С.И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 – октябрь 1943 гг.)… с.346.)


ПРАКТИЧЕСКИ ВЕСЬ “Эдельвейс” прошёл в состоянии полной организационной размытости и абсолютного подчинения туземных соединений приказам полевой германской армии. Только после изгнания с Кавказа немцы запоздало осознали всю важность единого управления и газаватом и операцией “Эдельвейс”.

ПОСКОЛЬКУ “оказалось, что общая проблема местных вспомогательных сил стала важным фактором ведения войны и приняла, кроме прочего, большой размах, верховным командованием сухопутных войск был создан пост генерала восточных войск”. (Война Германии против Советского Союза 1941-1945. - Каталог докум. экспозиции. Под ред. Р.Рюрупа. - Argon, Berlin, 1992, с. 145.)

Генералом восточных войск 7 января 1943 года был назначен “преисполненный долга солдат старой школы” генерал-лейтенант Х.Гельмих (был в русском плену в I мировую войну), но он не являлся полноценным войсковым главнокомандующим, поскольку войска газавата и восточные формирования в составе вермахта по-прежнему подчинялись немецким командирам на местах. Поэтому он скорее числился генерал-квартирмейстером, генерал-интендантом, штабным, кадровым координатором и организатором. 
(Дробязко С.И. Восточные войска и Русская Освободительная армия... с. 53.)


ИХ ПОЕЗД УХОДИЛ всё стремительнее и гитлеровцы уже не поспевали за ним.
Только 13 июня 1943 года при ОКХ (в германском генштабе) был организован инспекторат тюркских и кавказских формирований. Его возглавил генерал-инспектор Э.Кёстринг, бывший сначала военным атташе в Москве, а потом с 1 сентября 1942 года - советником по Кавказу в штабе группы армий “А” (родился и вырос в России).

ЕЩЁ ПОЗЖЕ, через год, в 1944-м, когда уже всё-таки рухнул имамат “Эдельвейс”, кавказцы стали настолько милы немцам, что в их формированиях в составе вермахта и вне его помимо немецкой формы ввели полную систему немецких воинских званий и окладов.
Было официально разрешено кавказцев (в основном офицерский состав) награждать сугубо немецкими наградами: Железным Крестом  и Крестом за Военные Заслуги (это мусульман-то крестами награждать -  и ничего, гордо носили борцы за магометанскую веру знаки отличий неверных!). Теперь немецкие офицеры должны были отдавать честь офицерам восточных формирований, этим исламистам в немецких погонах и с крестами на мундирах. 
(Там же, с. 53-58.)

НЕ ТОЛЬКО НА ФРОНТЕ и в русском тылу использовались кавказские “истинные германские союзники”. А.Розенберг создавал из них “особые охранные части”. При этом кубанские охранники должны были служить немцам в Азербайджане, азербайджанцы - на Тереке, грузины - среди других горских народов, а те - в Грузии. 
(Линец С.И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 – октябрь 1943 гг.)… с.338.)

В этом - залог подавления любых волнений. Однако офицерские должности у охранников всюду и всегда оставались только за немцами. Сами же подразделения создавались прежде всего на контрактной основе и численностью, которая в мирное время могла бы не тревожить рейх. 
(Дробязко С.И. Восточные войска и Русская Освободительная армия... сс. 24-25.)


ВСЮДУ КАВКАЗЦЕВ и прочих “истинных союзников” немцы выгодно отличали от прочих восточных народов, из концлагерей в первую очередь освобождали; там вообще “в худшем из всех положении находились великороссы”. Даже в составе так называемых “воинских национальных частей”, воюющих на стороне немецкой армии, только русские коллаборационисты долгое время не имели права на национальные цвета знаков различий. 
(Назаров М.В. Миссия русской эмиграции... сс. 302, 308.)

ЗАТО ТУЗЕМЦЫ сначала разряжались как хотели, это ж ведь так важно для них, снисходительно считали немцы. И чем туземнее, тем красочнее.
Затем всё-таки их ввели в единый стандарт вермахта. Мусульманские офицеры на германской службе стали носить вместо погонов узкие наплечные шнуры, какие носили лишь армейские чиновники без офицерских званий - зондерфюреры. Зато кокарды на головные уборы (и нарукавные щитки) были разработаны в форме соответствующих национальных эмблем.

ВЫСШИМИ НЕМЕЦКИМИ НАГРАДАМИ простые туземные воины аллаха на службе Гитлера как правило не награждались
(в отличие от офицеров).
Для них был учреждён Знак отличия для восточных народов за храбрость и заслуги, имевший 2 класса и 5 степеней, которые приравнивались к соответствующим классам немецкого Железного Креста. К нему полагались значительные привилегии -  денежные вознаграждения и наделение землёй. Что же касается месячного жалованья, отпусков, продовольственного снабжения, то всё это также в первую очередь предоставлялось мусульманским восточным легионерам (и зачастую только им одним). 
(Дробязко С.И. Восточные войска и Русская Освободительная армия... с. 43.)


ЛУЧШИХ СОЮЗНИКОВ против русских было не сыскать.
Со временем гитлеровцы осознавали это всё больше и больше.

ВО ВРЕМЯ ТОТАЛЬНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ трудовой силы для третьего рейха из России, которая должна была восполнить нехватку рабочих рук в самой Германии и в Европе,
немцы предпочитали забирать всё-таки тех, кто мог действительно трудиться, прежде всего русских.

В ПРИКАЗЕ главного командования сухопутной армии от 10 мая 1942 года о мобилизации русской рабочей силы для империи говорится, что не следует мобилизовать не только малолеток, стариков, фольксдойче, судимых и политически неблагонадёжных, но и прежде всего - азиатов и всех тюрков. Толку от них на производстве всё равно мало.


РАСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ГИТЛЕРОВЦЕВ в этом случае переворачивались с точностью до наоборот.
Как национальная свобода и независимость - так тюркам и прочим гордым и свободолюбивым, а как работать, что-то созидать - так русским. Очевидно ж ведь было, что воевать, охранять, зверствовать ещё куда ни шло, но работнички-то с правоверных союзников выходили уж точно никакие. 
(ГАРФ., ф. 7021., оп. 148., д. 87., л. 36.)

ДАЖЕ ВОССТАНАВЛИВАТЬ свои же собственные разрушенные дома после очередного газавата они никогда не спешили, а предпочитали, “что кто-то из России приедет и всё им восстановит”. Обычная реакция закормленного домочадца.
(Андреев А. Миллиарды рублей ушли “налево”. - Комсомольская правда, 15 марта 2001, с. 11.)

В то же время именно немногим нерусским восточным рабочим, которые всё-таки начинали где-либо работать на Германию по найму или по трудовой мобилизации, из политических соображений сразу предоставлялся статус “западных рабочих”, а это означало и куда лучшую оплату как в рейхе, так и на местах, отличное питание, комфортные условия работы и быта. 
(Некрич А.  Наказанные народы. - Нева, 1993, № 9, с. 234.)

Можно представить, как костерили “трудовые результаты” этих “западных” “работяг” рядовые немцы!


Рецензии