Первый рассказ
Знакомо ли Вам также то чувство, когда слова – не менее, кстати, покорно – падают на бумагу, поражённые Вашим пером? Когда эти же слова понимают, что их братская могила вовсе даже не могила, а их новая жизнь, более знакомая Вам, конечно же, под названием “книга”.
Герою же нашей повести в точности знакомы оба эти чувства – он был несравненным Повелителем гитары и пера. Что примечательно, титулом Повелителя пера он награждён дважды, да ещё и чуть ли не с самого появления на свет операционной лампы в родильном доме – ему с одинаковой лёгкостью давалась и эпическая проза, и лирическая составляющая песен.
В то утро – в то самое утро, которое ничего особого-то и не привнесло в жизнь главного героя, но кое-как направило его будущее в скверную сторону – он стоял возле бортика моста. Это был он. Автор. Впрочем, неизвестно, настоящее ли это имя, но явно стоящее и отражающее всю суть его земного бытия. Итак, Автор стоял возле бортика моста, наслаждаясь прохладным речным воздухом и своим стареньким тоненьким чёрным пальто, которое, к слову, любит ровно на третьем месте – первые два, несомненно, разделяют музыка и писательство. Но стоял он не в одиночестве – рядом с ним было осеннее утро. Если бы осеннее утро разделило с Автором тяжесть бытия человеком, то, думаю, разделило бы и сигарету с ментолом и диалогом, который выглядел бы приблизительно так:
– Почему именно со мной, Автор?
* Знаешь ли, Осеннее Утро, мне нравится твой холод. Курить можно только с тобой, это уж точно. Всего пару недель назад я курил с Летним Утром, знаешь ли, не то, не то… Жаром от него веет, и табачный дым обжигает твоё пересохшее горло вместе с жарой. Нет, мне нужен именно холод. К тому же, Пальто летом скучает. *
Пальто окинуло Автора презрительным взглядом, несмотря на всю любовь и ухаживания; Пальто давно уже хочет на пенсию.
* Так что, да. Холод.*
– Но так ли уж ты любишь холод? Кажется мне, что его слишком много в твоей жизни. В основном от... Да ты и так знаешь, о чём я.
* Да уж, знаю… Холод публики. Точнее, её мёртвый холод. А может, ещё нерождённый. Иногда сложно понять… *
* Вот понимаешь, в чём дело, Осеннее Утро? Между Музыкой и Прозой колоссальная разница, это же два разных инструмента, которые становятся продолжением твоего тела и позволяют творить разными способами и в разных пространствах, а то и Вселенных, но да что этой разницы, если она меркнет перед одним их сходством – всё это я пишу в стол. *
Да, Автору до сих пор не представилось возможности поделиться радостью творчества с кем-то, кроме его письменного стола. Поэтому он и курил уже в который раз, опираясь на холодный бортик моста в этом холодном городе холодного мира в то Осеннее Утро. В то очередное Курящее Осеннее Утро.
* * *
Распрощавшись с Утром, но до сих пор под его покровом, Автор пошёл домой. Дорога от моста Холода до дома Автора весьма коротка – две сигареты, пинок жестяной банки, выкинутые далеко не в урну окурки, мысль самостыда по поводу загрязнения окружающей среды, а что поделать, привычка, одна идея для книги, записанная в блокнот, риф на вымышленной гитаре, записанный в память, одна чёрная кошка на лестнице – и Автор уже возле входной двери ищет ключ в кармане. Вот только этим осенним утром он ему, видимо, не пригодится – дверь была приоткрытой. Автор разрывался между двумя сюжетными линиями, где он просто забыл закрыть дверь и где он встретит незнакомца в квартире; между двумя песнями – Одой забывчивости, вызванной его забывчивостью, и похоронным маршем, вызванным ножом скрывшегося в квартире маньяка. В любом случае, войти определённо стоит.
* Значит, незнакомец. Что ж, отлично. *
И вправду, в его нелюбимом кресле в его любимой квартире сидел незнакомец, одетый в стиле 30-х – шляпа, длинный плащ, туфли. Всё это, естественно, чёрного цвета, чрезвычайно чёрного. Также в темноте виднелись его удивительно белая улыбка, кроваво-красный галстук и отблески металла на его строгом офисном чемоданчике. Автор, ранее не пребывавший в подобных ситуациях, решил не падать в панику, крайности и прочие скандальные ориентиры, и начал беседу весьма вразумительно и спокойно:
* Кто ты, чёрт тебя возьми, такой, и что ты делаешь у меня в квартире?! *
– Ух, не горячитесь, милок, всё по порядку. И да, сам себя я взять не смогу, - промолвил незнакомец, сопровождая реплику скошенной на левый бок ухмылкой.
* Хочешь сказать, ты – Дьявол? Ну да, а я Господь Бог и все двенадцать апостолов в одном лице. Исчезни. Сейчас же! *
– У меня много имён. Но Вы, всё же, не горячитесь, присядьте.
Автор даже не заметил, как в его руке оказался стакан виски, он оказался в новом чёрном кресле, а новое чёрное кресло оказалось в метре напротив от дьявола-незнакомца. Попытки Автора встать сопровождались неудачей и мыслью “да что здесь происходит”.
– Расслабьтесь, мой дорогой друг, право же. Шум нам ни к чему. Я, собственно, к Вам по делу.
Автор непроизвольно расслабился в из ниоткуда появившемся кресле и даже рискнул отпить виски со стакана.
– Итак, времени у меня мало, так что отбросим воду и сразу к сути. Я, как Вы уже, верно, догадались, - Дьявол.
Дьявол махнул правой рукой, прервав фразу Автора “с чего бы мне тебе ве…” и включив свет в углу, но ровно и только над тем самым, ранее упомянутым письменным столиком, бумаги на и в котором были в непривычном для них беспорядке.
* Ты что-то подлил мне в виски, да? *
– Ну что Вы, слишком дешёвый для меня фокус. Пошлость, дорогой мой друг. Я ознакомился с Вашими мемуарами …
Свет сменился с надстольного угла на противоположный – надгитарный угол. Блокноты, окружившие гитарную стойку, также лежали в хаосе, вот только для них это обычное дело.
– … и песнями. Спокойствие в прозе и хаос в музыке. Достойно, достойно. Но знаете ли Вы, что объединяет эти лёд и пламя?
* Они никому не нужны. *
– Они никому не нужны. Более того, вместе они стают паром и идут по воздуху, никому не видимые. А жаль… Вот бы хоть что-то одно смогло явиться публике на глаза, и уж тогда точно Вас ждали бы популярность и признание вместо холода.
* Холод… *
Стакан виски превратился в лёд вместе с рукой Автора – настолько он прочувствовал этот холод. Дьявол же наоборот только разгорячился и перешёл к действию. Моментально его страшное, серое лицо вылетело из тьмы ближе к автору, правая рука распахнула чемодан, выпустив длинный свиток на пол, а левая явила Автору древний кинжал, покоившийся до этого момента под плащом Дьявола. Голос его сменился на более приказательный и нетерпеливый.
– Выбери что-то одно. Либо ты стаёшь писателем. Либо музыкантом. Третьего не дано. Взамен прошу лишь душу.
* На вечные мученья? Уж спасибо… *
– В вечное тепло. После долгого холода.
Капля пота – она же капля сомнения – проплыла по щеке Автора. Но Автор был непоколебим.
* Нет. Изыди. *
– Я ещё вернусь за тобой, Автор, - сказал Дьявол, долго исчезая в пламени вместе с нелюбимым креслом Автора.
* Я стану тем, кем хочу, ясно тебе?! И сам! *, - прокричал Автор вслед угасающему пламени.
* Только в поговорке нужно выбрать всего лишь одного зайца. Мне нужны оба. Иначе и быть не может… А кресло-то удобное. *
* * *
Только к утру Автор отошёл от раздумий и заметил записку на новом чёрном кресле:
“В знак нашего неминуемого и продолжительного сотрудничества”
Автор, вооружившись пером, медиатором и фразой “ну уж ни за что” начал творить, как никогда раньше. Угол гитарный и угол письменный день ото дня пополнялись новыми шедеврами. Вот только… Холод не отступал. Тщетны были уличные выступления Автора, хоть и удосуживались редким звоном монеты в шляпе. Тщетны были и письма в издательства – все они без малейшего посредничества отправлялись в мусорную корзину. Но день за днём, письмо за письмом, нота за нотой Автор бился волной о стену холода…
* * *
Так Автор дожил до того самого очередного Курящего Осеннего Утра, но уже на год старше.
– Что случилось, Автор? Я тебя ждал на том же мостике, но нашёл лишь на балконе.
* Я уже неделю не вылезал из дому. *
– Всё так же сигареты с ментолом?
* Со слезами. И да, с ментолом. *
– Пусто у тебя как-то тут… - сказало очередное Курящее Осеннее Утро после долгой неловкой тишины.
* Да, всё продал. Всё, кроме гитары в углу, кроме столика в углу и того чёрного проклятого кресла – никто его покупать не хочет. *
– Выкинь его. С балкона.
* Что, прости? *
– Выкинь его. Выкинь его. Выкинь его!
Автор собрал всю свою злость, тщетность, безысходность и выбросил кресло с балкона девятого этажа; с балкона, принадлежавшего тёмной, пустой, сырой, одинокой тщетной квартире. Где-то до половины пути кресла Автор думал, насколько здесь применимы умозаключения Галилея – упадут ли одновременно кресло и окурок на землю в этом пустом вакуумном городе, где нет кислорода? Во время последней половины пути Автор внезапно и грустно обнаружил, что вместо чёрного кресла летит он сам. После приземления угасающий взгляд Автора ещё несколько мучительных секунд смотрел сквозь кровь на угасающий окурок.
* * *
* Где я? Темно-то как… Я что, не умер? Тогда где же я? В психбольнице? Или это всё-таки было кресло, не я? И я убил кого-то, за что сейчас и сырею в тюрьме в…*
Раздумья Автора прервал Голос.
Голос: Приветствую тебя. Рад видеть у себя дома.
* Кто ты? *
Голос: А я же предупреждал…
* О чём? *
Голос: А ты решил взять всё или ничего…
* Ты… *
Из темноты вышел Дьявол, с тем же серым лицом, кровавым галстуком и в костюме-тройке.
– Да, это я. Я же говорил, что мы снова встретимся. Жаль только, что к этому моменту нас привела худшая из возможных дорог, но ты сам выбирал, чего уж теперь жалеть, правда?
Автору впервые в жизни не покорились слова – сказать ему было нечего.
– Спешу тебя обрадовать – всё было не совсем бессмысленно. После твоей смерти что песни твои, что проза твоя удостоились небывалой похвалы и лучших наград.
* Правда?! Ха-ха, я знал! Я знал, что люди оценят... нет, полюбят… нет… *
– Правда, спустя пару лет. И пару рук.
* Что ты… Имеешь в виду? *
– Не буду голословным. Смотри.
Дьявол отошёл в сторону и пригласительно указал Автору рукой в нужном направлении.
Осветились два угла камеры Автора. В них он опознал углы своей квартиры. Обе сцены были сценами боли и разочарования, а не сценами его триумфа.
В левом углу Автор видел, как после его смерти письменный стол был продан. А вместе с ним и эпос. А вместе с ним и половина жизни Автора. А далее не его руки перенесли его письмена на полки всего мира. Но не под его именем.
В правом же углу Автор видел, как после его смерти его любимую квартиру продали за гроши. А вместе с ней и блокноты в ногах гитары. А вместе с ними и ещё половину жизни Автора. И далее не его руки играли на его гитаре на сценах всего мира. Но не его голосом.
Обе сцены застыли в камере в вечном триумфе двух людей – но ни один из них не был Автором.
Дьявол взглянул на Автора сквозь тюремное окошко адовой камеры.
* И что теперь? Вечный огонь? *
– Вечный холод, - сказал Дьявол отрывистым тоном, захлопывая тюремное окошко адовой камеры.
И до конца веков, и после их конца, и после нового начала Автор будет смотреть на сцены не его триумфа – на сцены холода. В ледяной, обжигающе ледяной камере, где игольчатым инеем покрыты и стены, и дверь, и вечный крик Автора.
* * *
Неисповедимы только пути Господни, ведь Господь играет в шахматы шашками. Пути же Дьявола предельно ясны и ведут всегда к одному и тому же финалу. Так что лучше бы Вам их не пересекать.
Свидетельство о публикации №219081700050