Домашнее задание

- Ну что это такое? – отец нервно тряс дневником перед сопливым носом сына, - как ты теперь выполнишь задание, если ты даже не знаешь, что задали?

Лёнька стоял перед суровым папой и разглядывал узоры ковровой дорожки возле своих ног. Один палец выбился из сообщества сородичей и выглянул наружу через дырку носка, как бы посмотреть, что делается на белом свете. Это выглядело очень забавным, но Лёньке было совсем не до смеха. Он зашифровал домашнее задание по математике, но теперь не имел никакого представления о том, что же значила данная шифровка. Он помнил задание, когда записывал, но потом Федька Королёв позвал его после школы посмотреть свалку, куда выгружается мусор из продуктового магазина, а потом еще около своего дома он увидел машину, которая поднимала к самой крыше двух маляров, и он простоял целый час, глядя как работает подъемный механизм, в душе завидуя такой необычной профессии, когда тебя куда-то поднимают. В общем, домой он пришел поздно и ничего сделать не успел. Наспех пообедав, он кое-как сделал русский и так позорно забуксовал на математике.

- И долго ты будешь молчать? – отец, который после работы и так был раздражен, начал злиться по-настоящему, - ты что не слышишь меня? Ты до ночи собираешься тут стоять, уткнувшись в пол? Я тебя спрашиваю!..

Голос отца стал очень громким и жестким, так что у Лёньки заболела в ушах. Он этого очень не любил, но сделать ничего не мог – приходилось в таких случаях просто терпеть.

- Я тебе говорю, остолоп!.. – отец перешел на крик, что означало, что он с уровня «сильное раздражение» перескочил сразу на «бешенство», минуя этап «слепая ярость».

В этот момент дверь открылась, и в квартиру вошла мама.

- Что тут происходит? – немного нервно спросила она, и по виду собеседников и интуитивно понимая, что тут происходит что-то неладное.

- Вот, полюбуйся, чего написал наш остолоп, - сказал раздраженно отец и со злостью потряс дневником, - итак, внимание, домашнее задание по математике: СЗПТКРВК. Это как вообще? Ну что за бред? Ну написал чушь, так позвони друзьям, узнай, что задали, элементарно…

- Я звонил Федьке Королёву – его не было дома, он в секции наверное.

- Другому позвони.

- Васька Тычкин болеет, и в школу не ходит.

- Так что ж он домашних заданий не выполняет?

Лёнька фыркнул.

- Ну, конечно, самых двоечников набрал себе в друзья. Отчего ты Петю Натановича в товарищи не позвал?

- Он ботаник и вообще зануда, - Лёнька начал ковырять мозоль на ладони пальцем.

- Ну конечно, он тебя не позовет после школы ледышками в машины кидать или прогулять вместе урок тоже не предложит, зачем с таким дружить? – иронический тон отца больно задевал Леньку, но он чувствовал, что отец прав – с Федькой действительно интересней, он всегда придумает какое-нибудь веселое хулиганство.

- Сынок, постарайся вспомнить все же, чего ты зашифровал в этих буквах? – мать попыталась вставить в беседу хоть немного конструктива.

- Да уже целый час бьемся с ним… - начал было отец, но мать его обрубила:

- Да подожди ты, вечно психуешь на пустом месте, иди вон занимайся своим итальянским, - иностранные языки были давним хобби отца.

Вместо ответа папа вскочил и нервно заходил из угла в угол, сложив ладони за спиной.

- Ну, сынок, вспомни же… Ну что ты делал, когда это записывал, о чем думал в этот момент, так у тебя будет шанс вспомнить, - мама была учителем русского, однако по просьбе администрации окончила какие-то курсы и на полставки работала в школе еще и психологом, потому ее подход носил такой «психологический» оттенок.

- Да не помню я, - вздохнув сказал Лёнька, потом вздохнул и добавил, - вообще…

В этот момент в комнату вошел Тёмик, старший брат Лёньки, который учился уже в десятом классе. На нем были новые джинсы и розоватая полупрозрачная футболка – очевидно, они с мамой опять ходили в магазин купить Тёмику одежду, так как ему опять, по словам мамы, «давно уже нечего носить».

- Привет, пап, что у вас тут за дела? – Тёмик начал бодро и весьма оптимистично.

- Это что за ерунду ты на себя напялил? – отец строго посмотрел сначала на Тёмика, потом на мать, потом обратно на сына.

- Футболка новая, а что? Только что купили. Тебе не нравится?

- Нет, отчего же? Для гей клуба очень даже ничего.

- Да чего не так то? – настроение и бодрости у Темика заметно поубавилось.

- Ну чего тебе не нравится? Нормальная одежда, - попробовала вмешаться мама.

- Конечно нормальная, - иронически заметил отец, - если он собрался в клуб «Голубая устрица», то просто идеальная.

Мама цокнула языком и пошла на кухню готовить еду, пробормотав еле слышно: «И чего привязался к парню?» Возникшее недоумение слегка ослабило давление на Лёньку, но эта пауза была недолгой, чтобы лишь перевести дух, Лёнька это отлично знал. И, действительно, не прошло и минуты, как папа снова сел прямо напротив его лица и громко так проговорил:

- Ну! Вспоминай давай, олух!

- Чего у него там? - Тёмик наклонился над дневником, пытаясь разглядеть, в чем была изначальная проблема.

- Вот, пожалуйста, СЗПТКРВК – это его сегодняшнее домашнее задание, – при этом отец больно ткнул Лёньку дневником в грудь, - давай выручай, математик. Что это может быть? Они-с, видители-с, не помнют-с, - при этих словах папа посмотрел на Лёньку уничтожающим взглядом.

Лёнька также с надеждой взглянул на брата, хорошо зная, что у того по математике твердая «пять», и он собирается даже куда-то через год поступать – в какой-то «математический» или «информатический» институт. Но в глазах, да и на всем лице Тёмика отразилось выражение крайнего недоумения. Он обхватил пальцами правой руки подбородок, поднял голову к потолку и призадумался. Так он всегда делал, когда решал какую-нибудь сложную олимпиадную задачу.

В этот момент хлопнула дверь и через минуту в комнату впорхнула Лера, сестра Лёньки, которая уже училась в институте, если можно так назвать сон до полудня, послеобеденный шопинг с подружкой, вечерние занятия фитнесом и гулянья допоздна, после которых она часто приходила домой не совсем трезвой. На вопросы матери «где была?» и «почему так долго?» она всегда отвечала, что они «погуляли с Артуриком и немного задержались», иногда заменяя «погуляли» фразами «ходили в кино», «были с друзьями на дне рождения» и «ездили на дачу к подруге». Как сестре удавалось сдавать сессию, если она всеми днями ходила по кино, бесконечным гостям и дачам, знала только Лера.

- В чем сыр-бор? – Лера была на позитиве, впрочем как и всегда.

- Ты чего так рано? – мать выглянула с кухни, чтобы поприветствовать дочь.

- Да… Артурика послали в командировку, - махнула она рукой, - а вы тут чего все такие замученные?

- Пытаемся понять, что Лёньке задали по математике, - отец опять взял свой обычный в таких случаях иронический тон.

- А что, отменили запись домашних заданий в дневник? – парировала Лера.

- Нет, но, насколько я помню, когда ты училась, складывалось именно такое ощущение.

- Вон почитай что ему задали, - Тёмик, ухмыляясь и гогоча, протянул ей дневник, - это, похоже, квест такой, ага. Училка – огонь.

- Ух ты, аббревиатура какая-то.

- Да-а-а, - протянул отец, - а мы-то и не знали.

- Капитан очевидность, - добавил Тёмик.

- А мы, наивные, думали, это слово какое-то незнакомое.

- Шерлок Холмс, не иначе.

- Не хотите как хотите, - обиделась Лера и направилась в свою комнату.

- Погоди, эй! Ты давай думай - выручай брата, ведь ты его больше всех всегда защищаешь.

Лера остановилась на пороге, повернулась, окинула всех кокетливо презрительным взглядом и решительно сказала:

- Уж придумаю, не беспокойтесь. А ты, Лёнька, не бойся, я тебя в обиду этим неандертальцам не дам.

Лёнька почувствовал себя немного лучше – сестра всегда умела его подбодрить в нужную минуту. Оставшуюся часть времени до ужина семья была занята расшифровкой загадочной надписи в Лёнькином дневнике. За едой в гостиной стали делиться своими вариантами. Первым взял слово Тёмик:

- Систематизировать Знания, Перед Тем, Как Решать Вариант Контрольной.

Отец постучал по голове, потом по столу.

- Систематизировать? Ты ничего не перепутал?

- А что - хорошее слово.

- И логично, кстати, - поддержала сына мама.

- В третьем классе?

- А что?

- Да ничего… Лёнь, ты знаешь слово «систематизировать»?

Лёнька помотал головой.

- Ну правильно, если ушами прохлопал на уроке…

- Подожди, есть более верный способ, фи-ло-ло-ги-чес-кий. Лёня, а Лёня? Повтори слово «систематизировать».

- Сис… систематировать…

- Шах вам и мат. Если бы слово ему было знакомо, он бы его повторил, - сказал папа тоном, не терпящим никаких возражений.

- Но!..

- Никаких «но»! Это филология, наука, между прочим. Следующий вариант.

Слово взяла мама:

- Скопировать 3-й Параграф Тем, Кто Решил Всю Контрольную.

- Да это я даже обсуждать не буду. Чего там скопировать? Что за глупость?

- Ну, скопировать, в смысле переписать, или в компьютер… а потом распечатать, ну чтобы работать там, писать же в учебнике не будешь, а тут на распечатках будут писать прямо.

- А почему «тем, кто решил контрольную»? Кто не решил - что, работать не будут?

- А они переписывать будут, - вмешался Тёмик, чтобы поддержать мать, как бы в награду, что она поддержала его версию.

- Хорошо, а где тут «Т»-«третий»? – отец бросил последний козырь.

- Ну я подумала, что, может, это и не буква «З», а просто цифра 3. Математика все ж.

- Тэк-с. Понятно всё с вами. Ты какой параграф проходишь, Лёнь?

- Не помню, кажется тринадцатый, сейчас посмотрю, - Лёнька начал вставать со стула.

- Сидеть. Явно же не третий. И вообще, с чего ты взяла что буква похожа на цифру – в дневнике явно буква с загогулиной внизу. Если я не ошибаюсь, цифры так не пишут. Так, господин «спец по русскому»?

Мать промолчала и начала ковырять в тарелке остатки еды. Она немного обиделась и решила, больше не вступать в дискуссию, ограничиваясь наблюдением, чем же все это в конце концов закончится.

- У меня вариант следующий, - слово взяла Лера, - «Сверить Знакомые Примеры с Тетрадью, Которую Раздала Всем Киселева», ну или Климова какая-нибудь.

- Ну это вообще за гранью добра и зла, - сказал брат не столько из желания помочь, сколько чтобы поддеть сестру, - какая еще Киселева?

Как ни странно, ответ отца заинтересовал:

- Ну, Лёнь, есть у тебя в классе девочка по фамилии Киселева?

- Нет, - тихо пробормотал Лёнька, мотая головой.

- Климова?

Лёнька в ответ опять отрицательно помотал.

- Ну хоть кто-то есть в классе на букву К? Девочка или мальчик? – сестра немного начала входить в азарт.

- Каплунова есть. Краснов Витька есть, но он уехал на соревнование по плаванию.

Лера торжествующе посмотрела на брата и отца.

- А тетради вам сегодня раздавали?

- Да, - тихо, почти шепотом, пробормотал Лёнька.

- А не можешь ли ты вспомнить, кто именно раздавал вам тетради?

- Нет, но, вроде, дежурные.

- А кто конкретно из дежурных раздавал? Не Каплунова ли?

- Не помню, может и Каплунова.

- А ты вспомни, вспомни, постарайся.

Глаза Леры загорелись, а зрачки расширились.

- Да, вроде Каплунова.

Лера откинулась на спинку стула и торжествующе оглядела собравшихся.

- Ну что я вам говорила? Дедуктивный метод. Не зря я детективы читаю, а ты, мама, еще меня за это ругаешь.

- Да подожди ты, тараторка, - опять вмешался отец, который по логическим выкладкам ничем не уступал дочери, - Лёнь, а какую ты получил отметку в тетради, которую раздала тебе Каплунова, можешь вспомнить?

Лёнька сильно покраснел и что-то залепетал дрожащими губами.

- Говори громче, не стесняйся!

- Тройку, - почти полушёпотом проговорил Лёнька.

- И за что же? - торжествующе улыбаясь спросил отец. Лёнька поднял голову и посмотрел отцу в глаза, но вместо привычного в таких случаях осуждения и раздражения увидел в них совсем другое, незнакомое чувство, как будто тот был даже рад такому обороту, - уж не за контрольную ли?

- Нет, за диктант.

Раздался всплеск хохота, а Лера мгновенно покраснела. Лёнька такой реакции взрослых не понял совсем. Он уже окончательно утомился от этого бесконечного допроса и мечтал, чтобы все, наконец, кончилось.

- Может это был математический диктант? – с надеждой спросила Лера.

- Нет, по русскому.

- И тетради по русскому раздавали?

- Да.

- А на математике не раздавали?

- Нет, по математике мы новую тему сегодня проходили.

Сестра разочаровано поджала губы и снова откинулась на спинку стула скрестив руки на груди.

- Да, это был полный провал Шерлока Холмса, - Тёмик не мог упустить такого случая поддеть сестру.

- Закрой рот уже - достал, мелочь.

- Детки, что за разборки, как вам не стыдно. Какой пример вы подаете брату.

В это время отец уже покончил с куриной ногой, вытер салфеткой руки и рот, поднялся из-за стола и, взяв чашку с чаем, стал задумчиво шагать по гостиной. Повисла пауза – отец семейства явно усиленно размышлял, а в этот момент следовало сидеть беззвучно и тихо, дабы ему не мешать и не нарваться на грубость. Вдруг он остановился и сказал:

- Ну что ж, настало время озвучить мою и единственно верную версию. Странно, что никто из вас до нее не додумался, - при этих словах он ехидно и по-актерски неестественно засмеялся.

- Итак, слушайте и внимайте. Сначала я думал, что это: Склеить Зелёный Параллелограмм, Тетраэдр или Куб, с Ребрами Величиной с Книгу, но тут явно было странным и лишним слово «Зелёный». И тогда вариант нашей дорогой мамы натолкнул меня на мысль, что там все же не «З» - «зеленый», а цифра «3», то есть надо склеить все три тела. Ну предлоги и союзы, естественно, никто не учитывает в аббревиатурах, так что все сходится, господа.

Повисла странная пауза, все с сомнением стали переглядываться, но тут, действительно, была хоть какая-то логика.

- Тогда уж не параллелограмм, а параллелепипед. Параллелограмм – плоская фигура.

- Ну, не суть, идея ясна. Я не математик, это же ты у нас Ньютон с Галилеем заодно.

- Галилей был астрономом, - важно поправил Тёмик.

- Зануда, - вступилась сестра.

- А ты двоечница.

- Тихо, ребятки, тихо, мы теряем время. Все согласны с моей версией? Просто время уже восемь, скоро спать ложиться, а нам еще эти фигуры клеить.

- Подождите, - слово взяла мать, у нее еще не прошла легкая обида после изничтожения собственной версии, а потому, несмотря на корректив с помощью ею замеченной «тройки», внесенный в изначальный план отца, она решила нанести «ответный удар джедаев», - Лёня, а ты знаешь что такое параллелепипед?

Лёня отрицательно замотал головой и уставился на мать умоляющим взглядом, как бы говоря «что опять?». Мама подняла торжествующие глаза на мужа, потом опять перевела их на ребенка:

- А теперь попробуй сказать «параллелепипед».

- Паралипипед.

- Ну, что вы теперь скажете, уважаемый господин филолог, - мать встала из-за стола и скрестила руки, вызывающе глядя на отца.

Тот улыбнулся, не спеша допил чай, поставил кружку поверх груды посуды, которая к тому времени образовалась на столе, подошел к Лёнке, по-дружески положив ему руку на плечо, потом покровительственно и несколько торжественно произнес:

- Скажи, сынок, какую тему по математике вы проходили сегодня?

Лёня немного растерялся:

- Задачи какие-то проходили, потом долго их решали.

- А еще что-нибудь проходили? Ты вспомни, вспомни…

- Рисовали что-то по линейке. Какие-то фигуры.

- Какие фигуры?

- Ну, там, треугольники, квадраты…

- И что? – не сдавалась мать, - треугольники - это не тетраэдры, а квадраты - не кубы, даже я это знаю, хотя ни разу не технарь.

- Правда, пап, объемные фигуры проходят в старших классах, - вступилась за мать дочь.

- Да что ты говоришь, - вмешался брат, - ты еще скажи, что в институте.

- Ну, конечно, ты у нас все знаешь, мистер Эйнштейн.

- Да хватит уже, - строго крикнула мама, - надоели эти ваши разборки.

- Мам, я не виноват, что курс математики прошел мимо мисс Биология.

- Да, мистер Эйнштейн, и не чувствую себя хуже, все ваши синусы с косинусами ни разу мне в жизни не сдались, разве что нервы попортили.

- Ну да, в кино или ресторанах они действительно не нужны, кофе можно и без них заказать. Если уж на то пошло, то твои букашки с таракашками тоже вряд ли очень кому-то интересны. На кой ляд мне знать пищеварительную систему голубя?

- ТИ-ХО! – удар кулаком по столу прекратил этот бессмысленный и беспощадный спор. Наступила вожделенная тишина, - вы совсем забыли предмет нашего разговора. Время уже почти девять, а у нас еще ничего с мертвой точки не сдвинулось.

Все притихли и уставились на отца.

- Итак, я задаю последний вопрос, да даже и не вопрос, а так… Но это позволит нам поставить окончательную точку в нашем споре. Лёня, сынок, принеси-ка нам свою тетрадь по математике, ту, в которой вы сегодня писали классную работу.

Через минуту тетрадь была в руках у главы семейства. Он, насупив брови, строго пролистал ее до страницы, где была сделана последняя запись, и на лице его засияла торжествующая улыбка. Он без слов бросил раскрытую тетрадь на средину стола и пошел наливать себе еще чаю. Все остальные жадно и с нетерпением бросились к раскрытой странице. Действительно, в классной работе сначала были какие-то задачи на проценты, а после неловко, криво, со следами многочисленных стираний и перечерчиваний были нарисованы несколько объемных фигур с подписями, среди которых были и «титраидр», и «параллиллипипид» и множество других.

Оставшуюся часть вечера семья провела за склеиванием достаточно больших фигур размером с учебник по математике. Папа взял самую сложную фигуру – тетраэдр, Лера – параллелепипед, а Тёмик клеил куб. Мама была освобождена от этого занятия, так как взялась мыть посуду, потому что, как она сама сказала, эта деятельность ей более знакома. Лёня вообще не был допущен к работам, так как было уже поздно, а у него еще не была сделана Окружайка, и кроме того, он был не очень большим мастером по части работы с клеем и ножницами, а потому мог провозиться с фигурами до самой ночи.

***
На следующий день все кроме Лёньки были дома, так как была суббота. У Тёмика был выходной, который ему выбила Виталина Елизарьевна, его учительница по математике, в связи с подготовкой к олимпиаде, которая должна была состоятся в воскресенье, а Лера сказала, что у нее просто отменили занятия, и вообще «в субботу у них всегда практика, и на нее можно не ходить с утра, а пойти ближе к вечеру». Как только мама разлила суп, в дверях послышался звук ключей. Хлопнула входная дверь, все обернулись на звук. На пороге комнаты стоял Ленька, бледный и слегка растерянный. Он снял только ботинки и сразу прошел в комнату, расстегнув лишь желтую куртку, как будто торопился сказать что-то важное. Все замерли в недоумении.

- Ну что? Поразил ты всех своими фигурами? – сказал бодро отец, как будто ничего особенного не замечая. Лёнька ничего не ответил, продолжая смотреть на всех растерянным взглядом.

- Ты чего молчишь-то, Лёнь? Отвечай? - обеспокоенно глядя на брата, спросила сестра, - тебя кто-то обидел?

Лёнька отрицательно замотал головой.

- Тогда что же?

Ленька обвел глазами всех присутствующих, потом вместо ответа открыл сумку, достал дневник, торопливо пролистал несколько страниц и шмякнул его раскрытым на стол. На строчке с надписью «Математика» в клетке для оценок красовалась жирная красная двойка, а в графе для домашних заданий рядом со злосчастным шифром «СЗПТКРВК» было размашисто написано той же красной ручкой: «Составить задачу, подобную той, которую решали в классе!!!»


Рецензии