Об экологии коммуникации
Вскользь упомянув о медиаэкологии, популярном ныне направлении исследований, которое обычно определяется как рассмотрение предметов человеческой культуры (артефактов) по отношению к их коммуникативной значимости (Википедия), автор рассматривает «коммуникативную экологию». Это «концептуальная модель, используемая в области исследования СМИ и коммуникаций, ориентированная на анализ связи между социальными взаимодействиями и коммуникационными технологиями в физических и цифровых средах», а также разрабатываемые некоторыми исследованиями направления экологии коммуникаций и экологии социокультурных коммуникаций.
Эти направления позволяют включить в область исследований также проблематику образования и мировоззренческие аспекты проблемы. Речь идет , как пишет кандидат философских наук О.М. Бузская, об «обеспечении в философии приоритета человекоразмерного начала», об «актуализации проблемы регуляции пространства социокультурных коммуникаций, необходимой для их экологизации на основе космопланетарного мировоззрения», без которых « проблематизация бытия социокультурных коммуникаций не завершена». При этом приоритет отдается социально-гуманитарным технологиям в качестве основных средств такой регуляции.
По мнению д.филос. наук, профессора Э.В. Барковой, отталкиваясь от гуманистических ценностей и идей холизма, «экология коммуникаций…рассматривается как условие сохранения ноосферы и альтернативная модель глобализации. В ней сохраняется не снимаемый статус Истины, Добра и Красоты и утверждается мировидение, в соответствии с которым ноосфера получает импульс развития на основе не только науки, но и всей мировой классической Культуры как органической целостности».
Дзялошинский также знакомит читателей с понятием « «экология медиапространства», в рамках данного дискурса предлагается «отказаться от представления, согласно которому медиа есть некая искусственно созданная человеком сфера, которая в силу каких-то причин иногда выходит из под контроля и тем самым наносит ущерб некоторым индивидам, не умеющим эффективно использовать медийные инструменты». По мнению автора, стоить поставить вопрос несколько иначе: «не пора ли защищать медиапространство от людей?», поскольку это пространство, как и природа не терпит неразумного вмешательства, но многие «не осознают, что нарушают объективные законы протекания медийных процессов и что эти нарушения вызывают нежелательные последствия не только во взаимодействии людей с медиасферой, но и в осуществлении других социальных процессов: экономических, политических, демографических и пр.».
Далее исследователь прочерчивает основные направления, по которым могут развиваться исследования по дисциплине «экологии коммуникаций» в дальнейшем - в рамках первого варианта предполагается выделение технологического, социального, дискурсивного слоя (идей и тем коммуникаций)
Второе направление предполагает выделение разделов
• экологии внутриличностной коммуникации; межличностной коммуникации; групповой коммуникации; публичной коммуникации; политической коммуникации; я бизнес-коммуникации; массовой коммуникации; наконец, медиаэкологии.
А углубиться в эти исследования меня лично подтолкнула фраза в Интернете о степени «экологии коммуникаций» в политическом дискурсе президента США Дональда Трампа.
Свидетельство о публикации №219081700537
Натэлла Пак 28.08.2019 16:06 Заявить о нарушении
Константин Челлини 28.08.2019 18:48 Заявить о нарушении