Тиамат. Пролог-3

- Давайте-ка я вам расскажу про битву Мардука и Тиамат. Это центральный эпизод вавилонской, точнее шумеро-аккадской, мифологии. Причём я сначала изложу общепринятый упрощённый вариант, потом упомяну кое-какие подробности, на которых обычно не акцентируется внимание. А затем мы вместе немного подумаем и попробуем сами реконструировать кое-какие искажённые события. Устраивает вас такой порядок изложения?
Все дружно выразили своё согласие, и профессор продолжал:
- Общеизвестный вариант простой и короткий. Центральное божество вавилонского пантеона Мардук сражается с чудовищем женского пола по имени Тиамат и побеждает его. Затем разрубает тело Тиамат на две части. Из нижней части Мардук делает землю, а из верхней - небо.
- Какой ужас! - воскликнула та самая дама, которая в своё время подала реплику о создании Вселенной.
- Стоп! - вмешался один из гостей. - Если до этого не было ни неба, ни земли, то где всё это происходило?
- Попроще чего-нибудь спросите - усмехнулся профессор. - Наверное, какая-то опора всё-таки была. По крайней мере, миф на эту тему высказывается очень смутно.
- Ну а какие тут могут быть дополнительные подробности? - заинтересованно спросил кто-то.
- Ну, первое, на что хотелось бы обратить внимание, - родственные отношения. Участники этого мифа - вовсе не чужие друг другу. Дело в том, что чудовище Тиамат - на самом деле праматерь всех шумеро-аккадских богов. А по отношению к Мардуку - то ли бабушка, то ли прабабушка, то ли пра-пра-пра-...бабушка. Так что в свете этого победа Мардука выглядит как-то двусмысленно... По крайней мере с моральной точки зрения...
- Да уж! - сдавленным голосом прокомментировал один из слушателей.
А другой высказался в том плане, что ведь не на пустом месте возник конфликт. И чтобы понять, кто прав, кто виноват, информации явно недостаточно.
Хорошо! - сказал профессор. - Слушайте дальше и решайте - кто из мифологических персонажей вам больше нравится!

И рассказал, что в соответствии с шумеро-аккадской мифологией Тиамат и её муж Апсу были прародителями всех богов. Но их потомки чем-то не угодили Апсу, и он решил большинство из них уничтожить - хотя Тиамат была против. Причём Апсу был настолько наивен, что публично объявил о своём решении. Тогда Эйя - один из его потомков - убил Апсу. После этого Тиамат якобы решила отомстить за мужа - и чтобы этого не случилось, сын Эйя Мардук убил и Тиамат. И стал верховным шумеро-аккадским богом. Вот такая история.
Одна из слушательниц сразу же заметила, насколько всё это похоже на греко-римскую мифологию. Прямо прямые аналогии: Апсу-Уран, Тиамат-Гея-Теллус, Эйя-Крон-Сатурн, Мардук-Зевс-Юпитер. Только вот кто у кого заимствовал?
Профессор ответил, что греческая цивилизация появилась гораздо позже шуммеро-аккадской. Поэтому теоретически греки вполне могли заимствовать мифологию народов Двуречья - прямо или через кого-то. А так ли это на самом деле - учёные до сих пор спорят.
Впрочем, вопрос о греко-римских аналогиях никто больше не обсуждал. Всех заинтересовало другое - какие сомнения могут появиться, если проанализировать изложенный миф. И профессор не заставил себя долго уговаривать.
- Прежде всего прошу вас вспомнить, что историю пишут победители. Здесь победителей двое - Эйя и Мардук. И их действия наверняка приукрашены. Ведь при изложении междоусобной борьбы объективность в принципе невозможна.
И, сделав два больших глотка чая, профессор продолжал:

Во-первых, очень странно выглядит поведение Апсу. Если он хотел кого-то убить - зачем заранее предупреждать? Я, например, думаю, что Апсу сказал что-то вроде 'Как вы мне надоели! Перебить бы вас всех!'. В общем, чисто эмоциональное высказывание. А Эйя воспользовался этим, представив как реальную угрозу - и убил Апсу, чтобы захватить власть над миром. Но власть у него перехватила Тиамат - вместе со своим новым мужем Кингу. Тогда решили убить и Тиамат. Но для Эйи она оказалась не по зубам - и тогда в дело вступил его сын Мардук.
- Подождите! - вмешался один из гостей. - Вы вот пытаетесь представить Мардука в негативном цвете. А это как-то неправильно. Ведь Тиамат - чудовище, а Мардук имеет человеческий облик!
- Человеческий? А давайте я вам прочитаю маленький отрывок из вавилонской поэмы 'Энума элиш' - и вы оцените, как выглядел Мардук:

Четыре глаза, четыре уха!
Он рот раскроет - изо рта его пламя!

- Но, может быть, это просто поэтическая гипербола?
- Может быть! Но послушайте ещё один отрывок - как Мардук отправляется на бой с Тиамат:

На страшную взошел колесницу - непобедимых Вихрей.
Он их поставил, он впряг всю четверку в упряжку:
Душегубца, Злодея, Топчуна, Быстроскока.
В оскале их пасти, их клыки ядовиты.
Покоя не ведают, убиение знают.

Он поставил направо Бой Свирепый и Натиск,
А налево поставил Отпор - отраженье ударов.
Ужасом, словно плащом, он покрылся.
Он главу окружил сиянием грозным.
Вышел владыка, вперед устремился,

К Тиамат яростной путь свой направил.
Вложил в уста свои заклинанье,
Ядовитые травы зажал в руке он...

- Не правда ли - несколько зловещий образ получается?

За столом заспорили. Кто мог подумать, что эта экзотическая тема вызовет у гостей такой неподдельный интерес...
Из гостей Антон уходил заполночь, причём специально подгадал так, чтобы сделать это одновременно с профессором.
- Извините пожалуйста – смущённо начал молодой человек. - Меня очень заинтересовал ваш рассказ.
- Спасибо! - улыбнулся профессор. - К сожалению, вечер короток. Я мог бы и гораздо больше рассказать.
И, внимательно посмотрел на Антона, неожиданно добавил:
- Самое главное – я знаю, как всё было на самом деле!


Рецензии