Глава 2. У Дунавана

   
     Полые холмы,  в местности, называемой Хидраном, простирались почти до самых лесов на границе с Кронхордом. Холмы были местами покрыты лесом, а местами то там, то тут оставались только дикие, выветренные скалы. Горы, холмы, выветренные скалы - весь тот обширный край, к которому принадлежал Хидран - назывался Ванмин: что означает, пустынный край. Ванмин принадлежал Сиграмаду. Главным его городом  был довольно разросшийся Дхараван, что лежал значительно севернее.
     В тех полых холмах, со множеством тёплых пещер, соединённых между собою, среди скал Хидрана, издревле силились маги-отшельники, из числа тех, чей путь духовного развития и внутренние склонности предполагали уединение. Таким был и Дунаван: давний друг Цэна, некогда обучавшийся вместе с ним в монастыре Сиграмида: в горном Сензаре. Найти его Цэну было не слишком трудно: временами, друзья поддерживали магическую связь, находясь на расстоянии.
     Дунаван уже давно отошёл от дел, чтобы заняться внутренним развитием и практической магией среди безлюдных скал. Но он был рад повидать старого друга - и рад, что у Цэн привёл с собой учеников. Ради них, он хоть сразу был готов покинуть своё долгое уединение. И сразу же отправиться проводником по незнакомой им стране, по Ванмину.
     Но, им всем сперва нужен был отдых. Цэн с учениками решил немного пожить в тех уединённых пещерах, где обретался и неплохо наладил свой быт его друг. При этом, все гости невольно погрузились в творческий, магический мир Дунавана, создаваемый им вокруг себя в течение нескольких лет труда и одиночества. Природная сильная магия места не была ими нарушена. Хотя сторонние силы, несущие каждая свой поток чуждых энергий, могли бы войти в диссонанс с волнами спокойствия и мира, царившими в этом обиталище – но Цэн и его ученики постарались не размыть, не ослабить эту магию. И потому, вскоре и сами были на время вовлечены в некое неземное состояние.
    Несколько лет Дунаван провёл здесь в полном молчании, но теперь он снял с себя этот запрет и рассказывал мальчикам и Тионе про эти земли.
  Здесь, в предгорьях Хингайских гор, в местах, называемых полыми холмами Хидрана, уже чувствовалась близость осени. Кристально чистое небо, тихий ветерок. Лёгкая паутинка спускалась сверху, с деревьев, с застывшим на ней паучком... Ощущался всюду какой-то уже по-осеннему прелый запах влажных прошлогодних листьев и хвои, а также прошедшего ночью дождя, напитавшего влагой землю...
    Будто зачарованные молчанием и красотой, они  жили у Дунавана - и не замечали, как утекают дни. За это время, видели они и затмение, и носящихся в небе чёрных тварей, пролетевших на Сензар… Даже слышали гром отдалённой битвы. Доносился до них и запах гари, и чёрный пепел пожарищ. Но всё это происходило где-то там, далеко-далеко; будто бы, в другом измерении.
Но однажды, ранним утром, пришло послание с вороном Саргом от сестры Дунавана Айны, которая жила в Дхараване: в самом близком отсюда городе Ванмина. Айна сообщала, что напавшие на окраинные земли Сиграмада враги, наступавшие близ Балхардских гор со стороны Хиндустана, были отбиты. Обитель Мудрецов, горный Сензар, также подвергся атакам нечисти: прямо с воздуха. Но мудрым помогли боги из Назареи: они послали Луч Света, который уничтожил летающих тварей. Те же из варганов, которые не успели приблизиться к месту сражения и которых не сильно зацепило, как зачумлённые, ринулись прочь, спешно покинув эти края.
Итак, нападение злых сил было отбито. Но только благодаря тому, что из Назареи вовремя пришла помощь: вмешались высшие силы. А помощь успела прийти потому, что в далёких землях вовремя получили послание Лунной Девы.
   - Из Сензара в путь отправили довольно много сансенмуров. А расстояние здесь не маленькое; им нужно было лететь и днём и ночью. На земле в Кронхорде особо котам не переночуешь: там везде - если найдут, то убьют. Это же - магические коты. А Кронхорд искореняет любую магию. Коты эти очень сильны - но, не на гиблых землях, лишённых магии и силы. Да и вообще, не земля - их стихия. Кроме того, на границе с Кронхордом повсюду поджидали, караулили их в воздухе, и не давали котам пролетать страшные птицеящеры - варганы. Потому, дальше всех проскочил ваш малыш, единственный маленький котёнок, который вызвался лететь. Они его не заметили, эти стражи, - поведал Дунаван. - И, как вы знаете - с вашей помощью - он добрался до Лунной Девы.
   - А остальные, взрослые сансенмуры? Что с ними случалось? - спросила Тиона.
   - Все коты живы, слава богам. Но, многие были ранены, и все повернули домой. Однако, я ещё не сообщил самую  главную весть для нас с вами… Отныне и на ближайшее время, Сензар становится закрытой, внутренней страной: охраняемой денно и нощно сердцевиной Сиграмада. Зло усилилось, и надо беречь от него оплот мудрости и высших энергий Таэры.
   - Значит, и обучаться в Сензаре теперь никого не пустят? – спросил Дэмэр.
   - Да. Сензар переводится как «обитель мудрецов». Его строили боги, и он вмещает в себя мудрость Неба и знания всех  истин и книг земли. Сензар – средоточие знаний этого мира. Именно там учились все лучшие и мудрые маги. Но, именно поэтому его сейчас надо беречь от вторжений. Сильный мир магии - тонкий мир. Ему нельзя соприкасаться с грубой материей, что губит всё на своём пути. Увы, далеко не любого пустят теперь на закрытую территорию: для попадания в Сензар нужны будут особые причины и повод. Сильная защита и масса иллюзий и ловушек уже охраняет святые земли: они столь сильны, что не знающий ничего не увидит, даже пройдя близ Сензара.
   - И…Куда же мы теперь пойдём? – спросил Сэдэр. - Мы же планировали там учиться! Мы останемся здесь?
   - Нет. Вначале – мы отправимся к моей сестре Айне. Она будет ждать нас в Цзинбаре. Потом – двинемся в Дарджонг, там есть монастырь. Теперь самое лучшее обучение, из того, что можно получить в Сиграмаде, для вас именно там.
  - А где это - Дарджонг? Это - город такой? - спросил Сэдэр.
  - Да, город. Расположен в Хаткоре. Именно Дарджонг будет принимать сейчас всех, кто придёт туда учиться, и не только жителей Сиграмада, но и пришедших хоть с Кронхорда, хоть с Амореи, Ардагона или Хиндустана; там хотят расширить преподавание и даже открыть первую в Сензаре светскую школу. То есть, не все обучаемые станут монахами и монахинями Дарджонга. При монастыре и раньше обучали желающих, но очень ограниченно. А теперь хотят расширить обучение, поскольку магов соседнем Кронхорде и даже в Аморее сильно поубавилось. Это очень тревожная весть. В идеале, в Дарджонге хотели бы создать такую школу, где маги любого из четырёх Путей могли бы в дальнейшем пройти обучение. Но, пока там преподают только маги двух линий: пути «Трилистника и Книги» и пути «Сабли и Кинжала».
  - Светское обучение магии? А это - что ещё такое? Разве это возможно? – спросил Сэдэр.
  - У любого ученика, понятное дело, будет личный наставник. И тайная передача знаний, при непосредственном контакте с магом своей линии. Так было и в монастырях. Но, теперь и светским наукам тоже будут обучать, а такое обучение возможно и в группах. Некоторым магическим приёмам тоже можно обучить, наставляя нескольких учеников одновременно.
   - Так, значит, мы отправимся обучаться в Дарджонг? – спросила Тиона.
   - Да. Но вначале остановимся ненадолго в Цзинбаре. Туда выехала моя сестра Айна, она будет жить там у  родственников, и у неё теперь там будет дом. Мы остановимся у неё в гостях, на несколько дней. В Цзинбаре мы купим одежду и запасёмся продуктами. Нужно ещё и к зиме подготовиться.
- Мы? - уточнил Сэдэр.
- Да. Я, как и мастер Цэн, поеду с вами. В Дарджонге есть обширная подземная библиотека, и там очень красиво. Кроме библиотеки, там есть большое хранилище артефактов. О применении многих из них ничего не известно, и эти предметы не раскрывают любопытным свои тайны. Дарджонг находится в предгорьях, поскольку  почти весь Хаткор – это большая долина среди гор. В низине. И Дарджонг расположен в Хаткоре, на его окраинных землях. Но оттуда, из монастыря, уже видны снежные шапки высоких гор Сензара.
   - И скоро мы туда отправимся? – спросил Сэдэр.
   - Скоро, - кратко ответил Дунаван. – Но, не прямо сейчас.
- Нам нужно как можно скорей попасть в монастырь, где вы будете учиться, - возразил ему тихо подошедший Цэн. - Там большая библиотека, и в ней мы почерпнём много нужных сведений. И очень внимательно изучим пророчества. Страшные времена наступают. В Аморею уже проникло зло. Также, как в Кронхорд. А в Хиндустане – тем более, уже давно господствует мрак. Нам нужно больше сведений о разных странах, бесед с разными людьми… Только вместе с ними, а не уединясь здесь, в полых холмах Хидрана, мы сможем одолеть зло, которое грозит людям, и прежде всего нам - всем магам. Если зло победит в округе: в Аморее, в Хиндустане, в Ардагоне - то, рано или поздно, оно доберётся даже в Сензар. А тогда, весь мир станет плотным и тяжёлым. И боги Назареи уже не смогут нам помогать: они уйдут отсюда в иные миры. В очень плотных мирах они существовать не могут.
    - Да, ваш учитель прав. А в монастыре недаром расширяют обучение за счёт введения географии, истории, экономики, изучения языков и других предметов: многим по окончании предстоит путь в мир - и жизнь в миру. Хотя, больше всего, конечно, в Дарджонге будут изучать именно магию, - сказал Дунаван. - Магов везде становится слишком мало. Мы гибнем в войнах.


Вечером Тиона спустилась в келью, отведённую для неё в сухих и обустроенных для жизни пещерах. Здесь всегда горел магический ровный свет, а пещеры вентилировались благодаря совсем незаметным узким ответвлениям. Прямо в скале были вырезаны полки и лежанка. А в проёмы природных каменных стен были вставлены деревянные двери, из крепкого дуба.
   Мур уже спал, свернувшись калачиком на её постели: вырезанная каменная полочка была заполнена сеном и застелена грубой циновкой, но сверху лежало очень мягкое, толстое  шерстяное одеяло. Последнее время  её пушистый друг радовал Тиону: он явно шёл на поправку.

   Для маленькой обезьянки, найденной на краю Сиренийского леса, Тиона построила тут, у себя на деревянном столе, целый домик. И очень переживала, что этому существу скоро станет здесь слишком одиноко: здесь не было существ, таких же мелких. Впрочем, обезьянка никогда не проявляла своего неудовольствия.
    Но сейчас, как только Тиона вошла, обезьянка с криками, бурно жестикулируя, бегала по столу. Тиона подошла поближе и увидала, что та тянет за верёвочку лежащий на столе лунный камень… Вот он поддался - и двинулся к краю. Там обезьянка стала слезать вниз. А камень упал, сорвался с верёвочки - и куда-то закатился. Пропал, исчез в какую-то щель - и Тиона не смогла больше отыскать подарок Цэна.
- Эх, ты! Глупая обезьянка, - посетовала Тиона, и даже села и заплакала. А, наплакавшись вволю, села и задумалась.
«Не к добру эта пропажа», - подумала она. А вскоре, сюда вошёл - и уже тряс её за плечи Дэмэр.
   - Тиона! Я так испугался... Зову тебя - а ты ни на что не реагируешь. Что случилось? - спросил он.
   - Мой лунный камень пропал... Его случайно смахнул со столика Жан.
    - То есть, мелкая обезьяна?
- Ага. Глупое существо...
- Они - не такие уж и глупые. Существует предсказание, что после нас, людей-магов, в одном из вариантов будущего придёт эра обезьян. Они создадут новую расу - и новую цивилизацию. Станут новыми людьми. Может, так оно и будет... Впрочем, в этом варианте будущего явно выраженных магов на Таэре истребят змеи. А те наши люди и маги, что выживут, смешаются с теми, что произойдут от обезьян. Наверное, имеются в виду их души. Души тех, кто не уйдёт в другие измерения или не сольётся с высшими мирами Безначального, будут жить среди новой расы. А потом, герои людей-обезьян сразятся со змеями, и всё-таки уничтожат их. Но, к тому времени многие другие люди успеют перенять змеиный тип мышления. Станут мыслить, как змеи... Это, конечно, просто сказка такая. Но, во всяком случае, обезьяны очень умны. Говорят, в Сиграмаде во многих домах держат домашних обезьянок, и они, если их обучают, становятся очень смышлёными. И даже помогают по хозяйству.
    - Тебе эту сказку Дунаван рассказал? Про расу людей-обезьян?
- Нет. Но он мне дал книгу Зарантуса, «Сказания и пророки». А если серьёзно, давай поищем твой лунный камень утром. Должно быть, он найдётся, просто куда-то закатился. А сейчас мастер Цэн испёк свежих булок, и они с Дунаваном приглашают тебя на чай.
 
    - Пойдём наверх. Что-то... Мне нечем стало здесь дышать.
- Тогда - поскорей пойдём наверх,- поторопил Тиону Дэмэр. - Нас там ждут.
 
 


Рецензии