Подруги

Манана и Мария были очень близкими подругами, с детства, они жили в небольшом приморском городке в Грузии, дом Мананы ( вернее, квартира в доме ) находились прямо на морском побережье, в соседнем дворе жила Маша - Маша происходила из знатной армянской семьи, их в семнадцатом году обобрали коммунисты, но все домочадцы выжили, в их собственном доме им предоставили квартиру из трёх комнат, чем семья, конечно, была довольна, согласитесь, это щедро для Советского государства.
Манана росла в обеспеченной грузинской семье - мама заведывала всеми общепитами города, а папа был врачом ( хирургом ) в больнице.
Девочки были - не разлей вода, всегда ходили вместе, учились в одном классе все 10 лет, потом один институт - в Тбилиси ( педагогический ) и ... вскоре после окончания женитьба, свадьбу они играли не в один день, Манана встретила своего суженого чуть позже. Она влюбилась в него сразу, когда пришло время знакомиться с родителями, он пришел с цветами ( с букетом алых роз, где он их достал - не знаю, в советское время это было большим дефицитом ) и импортными конфетами, в коробке - это тоже тогда было в диковинку. Родителям молодой человек понравился, первое знакомство началось с курьеза, потенциальная невеста приготовила вкусный пирог со взбитыми сливками и, когда собиралась отрезать кусок любимому - случайно весь торт вылетел из стеклянной посудины - прямо в лицо кавалеру. Они потом долго вспоминали этот случай.
После свадьбы молодожёны поехали в Пицунду - прекрасный курорт в Абхазии ( тогда это ещё была одна страна ). Потом Манана забеременела, родился мальчик, через год ещё. Однажды матушка подозвала дочку ( после кормления ) к себе в спальню:
- Послушай Мананочка, у меня к тебе большая просьба...
- Какая, мама?.. - дочь очень хотела спать и была уставшей.
- Ты можешь мальчикам сделать обрезание?..
- То есть? Зачем?!
- Я тебе должна кое-что рассказать - об этом знает только твой папа и всё... Я из семьи репрессированных, и не грузинка, бабушка с дедушкой - евреи, грузинские евреи, их предки - далёкие, из Испании. Когда пришли большевики у них всё отобрали, потом репрессии, " дело врачей ", сажали как раз по пятому пункту. Поэтому я всё скрывала, боялась... Так что, на всякий случай, извини...
Манана стояла ошарашенная в комнате:
- А папа?
- Папа - грузин, тут с биографией всё в порядке...
  Так ты можешь выполнить мою просьбу?
- Нет, прости мама, я себя ощущаю грузинкой, мне всё надо переварить - муж не поддержит.
Потом они вместе поплакали, обнялись...
На следующий день Манана всё рассказала Марии:
- Представляешь, столько лет скрывала...
- Ну, боялась, это понятно, после того, что пережили твои бабушка с дедушкой.
Обе подруги работали учителями в одной школе, однажды - была сильная буря, шторм, огромные волны. Они, как будто что-то чувствовали, побежали после уроков домой, а там - их родители на улице - жилища смыло водой...
Государство, надо отдать ему должное, достаточно быстро предоставило квартиры пострадавшим, тоже в центре, всё было без обмана. Девушки снова стали соседями. Потом их жизнь сложилась очень счастливо. У Мананы родилось еще трое детей, теперь она была матерью-героиней, Мария родила двоих. В общем жили они - не тужили в своём чудесном приморском городке - все праздники, дни рождения, конечно, проводили вместе, родители их, как водится, состарились... Всё текло обыкновенным, размеренным руслом. В 91, когда рухнул железный занавес ( вместе с Советским Союзом ) на малой Родине жить стало тяжело - платили очень мало, мужья вообще сидели без работы...
Они переехали, тоже вместе - в Москву, где уже окончательно обосновались, а в свой удивительный городок приезжали летом, с детьми - к бабушкам, те ведь очень скучали по отпрыскам.
В том городе очень изменился контингент - коренные жители разъехались кто куда, из соседних деревень, и с гор, прибыли новые... Всё поменялось.
Но всё равно - это была их Родина, которую они так сильно любили, и всегда мечтали вернуться... К сожалению, это было сложно сделать - деньги... , они многое определяют.
" Только если на пенсии, - как-то сказала Манана Марии. - На российскую пенсию здесь можно неплохо жить... "
Мария улыбнулась и кивнула головой:
- Может быть... Когда-нибудь... Мы вернёмся в то детство, которое никуда не исчезает... - Они шли по Арбату, держась вместе за руки, была приятная весенняя погода, кто-то играл на скрипке, а вдали сиял в бронзе памятник их великому соотечественнику - Булату Окуджаве, они полюбили Москву, этот шумный, удивительный город, c его странностями, пространствами и суетой, мечта о детстве никогда не покидала двух подруг и они периодически в него возвращались - в душе и в мыслях, на малую Родину...


Рецензии