Глава 3. В Цзинбаре

 
    Цзинбар, торговый город Сиграмада, объединенного Королевства Семи Государств, являлся центром одного из них: Хаткора. Он поразил Тиону своим масштабом, грандиозностью и великолепием. Отсюда уже были видны снежные вершины Обители Мудрецов – горной страны Сензар.
    Город был переполнен самыми разными людьми  и товарами. И прежде всего, Тиону поразили именно люди. Здесь встречались и горные сиграмадцы в строгих, коротких белых льняных рубахах с широким поясом, в чёрных шароварах и в лёгких кожаных сапогах до колена, а также крестьяне из Ванмина в соломенных шляпах, в пёстрых коротких халатах, в кожаных штанах  и в обуви со вздёрнутыми кверху носами. Изредка попадались на площадях и улицах и воинственные хадрумцы с кривыми саблями на поясе, в застёгнутых на многочисленные пуговицы зелёных камзолах с отворотами и стоячими плотными воротниками, которые непременно и полностью должны были закрывать шею – открытые шеи считались у них верхом неприличия. Ещё реже, но всё же попадались здесь и колдуны из Бархада в островерхих шляпах и длинных халатах, шлейфы которых стелились по земле – именно в их одеждах ощущалось явное влияние Хиндустана.
   Архитектура Цзинбара также поразила девушку своей необычностью и великолепием. Здания были совершенно иными, чем в  Кронхорде. Они здесь, в Цзинбаре, не имели высоких тонких шпилей и не были окружены каменными или литыми заборами с тяжёлыми воротами. Нет, здесь они вырубались в скалах. Или строились из камня на ступенчатых террасах. Светлые, сверкающие на солнце, дома были белыми, голубоватыми или розоватыми. Кое-где высились золочёные шатры и луковичные маковки храмов.
     Площадки с каменными перилами следовали вниз и вниз террасами, уступами высоченной скалы. С закрытой стороны, они обрамлялись строениями, высеченными прямо в скале. Посередине, на ровной площади, повсюду шли  длинные торговые ряды, где местами бойко шла торговля. На самом краю каждой террасы располагались смотровые и дозорные площадки, откуда хорошо были видны низины, ущелья, открывалась панорама таких же, как и эта, высоких и заселённых скал и гор. На одной из таких смотровых площадок, осматриваясь, стояли мастер Цэн и Тиона, когда мимо них, на расстоянии вытянутой руки, пролетела девушка-маг верхом на большой белой птице. Весёлая, длинноволосая, она чуть ли не коснулась Тионы краем тончайшей своей накидки, когда пронеслась мимо, подкидывая вверх спелое яблоко, а потом снова ловя его в полёте. За ней, со свистом рассекая воздух, игриво проследовали два крупных сансенмура: и большие солнечные коты при этом явно наслаждались небесной прогулкой.
  - Ой, мастер Цэн…Ты это видел? – не удержалась и воскликнула Тиона.
  - Конечно, - улыбнулся учитель. – Ты поняла, что она – из Сензара? Эта всадница.
  - Ага. Кстати, есть ли какие новости из города мудрецов?
  - Пока вы все спали, я полночи проболтал с Айгой и с хозяйкой дома, где мы остановились. Она – как и Айга, тоже дальняя родственница Дунавана. Обе рассказывали мне в подробностях, как боги из Назареи пришли на помощь Сиграмаду и вместе с монахами Сензара отражали полчища тьмы, что нависли над этим городом.  Первый налёт всякой нечисти произошёл в страшный день затмения.
  - Это - хорошие вести. Сензар победил. Но, как бы я хотела там побывать, в Сензаре! – воскликнула девушка. - И, увы, не судьба.
  - Да, Тиона, в ближайшее время это невозможно. Иначе нельзя. Там создана сильная магическая защита, которую хлопотно снимать из-за одного случайного посетителя - и даже для сотни путников. Причина появления там должна быть очень серьёзной, и прошение о проходе должно быть одобрено заранее. Монастыри Сензара  – главный рубеж сил света. Их надо сберечь. Потому, Сензар сейчас охраняется и магами самой небесной обители, и пришедшими им на помощь другими магами, из других монастырей Сиграмада, и даже несколькими молодыми богами из далёкой Назареи, что остались здесь, с людьми, по-прежнему, до тех пор, пока до конца не стихнет угроза нападения. Все дороги, ведущие в Сензар, ныне перекрыты. Мало того, что везде в горах выставлены посты, и никого из внешнего мира не пускают туда: там стоит и очень сильная магическая охрана. А также, прикрывающие иллюзии и зачарованные миражи.
  - Но…Как говорил мне мой Мур, ещё в Сиренейском лесу, Сензар же, вроде, собирался открыть школу для всех, кто способен к магии и хочет учиться.
  - Да. Это так. Магов стало так мало, что это грозит катастрофой для всей Таэры. Но, никто не говорил, что обучение будет в самом Сензаре. Эта школа обязательно будет. Со временем, может - и несколько таких школ. И Сензар, как никогда ранее, ещё более принял на себя роль святыни, не доступной злу, оплота светлой магии. Оттуда по-прежнему будут высылать на помощь людям сильных магов. Но вход в саму цитадель станет ограниченным. Тонкий мир бывает очень трудно создать, но так легко разрушить. В Сензаре много артефактов, книг, чудес. Там есть тайные пещеры, лабиринты, запретные дворцы и комнаты богов, куда они могут переместиться, если их искренне призываешь. Тиона, а ты не забыла, куда мы направляемся? Мы ведь не навечно остановились у Айны.
  - Нет, я помню, что мы пойдём в какой-то монастырь Хаткора.
  - А потому, хватит глазеть по сторонам: пойдём делать покупки. Ну, а поговорим - уже по дороге. Ты говоришь, в какой-то монастырь? Да, именно при монастырях в Сиграмаде всегда обучали магии… Тут много монастырей, и все они - различны; и школы обучения в них - совершенно разные, и правила поведения. Но, у тех, кто учится, является монахом или просто завершил своё обучение при одном из монастырей - есть право входить и жить в любом другом. Это - единая сеть монастырей Сиграмада, единая семья. И если ты достигнешь когда-либо самого высшего посвящения - ты обязательно попадёшь и в монастыри Сензара:там нужны такие маги. Так что, если ты мечтаешь попасть в Сиграмад - то у тебя есть стимул для высших достижений.
- А монастырь в Дарджонге - большой? Такой же большой, как в Сензаре? А сможет ли он вместить всех желающих? - спросила Тиона.
  - Дарджонг строился изначально как монастырь для всего Хаткора, это - самый первый монастырь этой страны, одной из семи провинций Сиграмада. Почти весь Хаткор расположен в долине, между хребтами гор. Местечко Дарджонг возникло сперва близ очень большого древнего монастыря: сюда приходили за знаниями и верой, учиться и лечиться. Постепенно, Дарджонг стал городом, и город разросся. Сейчас, во время битвы, что началась с затмением, почти все монахи этого монастыря ушли на защиту Сензара, и там большинство из них и остались. Потому, при монастыре будет создана новая школа магии. Преподавателями будут те некоторые монахи, что не ушли в Сензар - или же уже вернулись оттуда. Но, кроме того, набирают всех, кто желает преподавать. Мы с Дунаваном тоже намерены попробовать, если возьмут. Учеников будет много. И, знаешь, Тиона, подобных школ в Сиграмаде действительно никогда ещё не было. Надо создать нечто новое. Учились и раньше при монастырях всегда. Но учились у великих мастеров – лично и непосредственно, и ни один мастер не брал одновременно более трёх учеников. Так что, со школой будет первый, пробный эксперимент. И никто не знает, выйдет ли из этого толк. Во-первых, будет никогда здесь не виданное одновременное обучение сразу нескольких групп учащихся. Во-вторых, впервые обучение в Сиграмаде будет в чём-то походить на светские школы Амореи: в программу будут включены, кроме магических, ещё и предметы для общего развития: география, природоведение, астрология, экономика… И прочее. Мастер Дунаван считает, что это оправдано временем: наши будущие маги пойдут потом к себе обратно: в Аморею, Кронхорд, Хиндустан. И должны хорошо ориентироваться в мире и его законах. Но, есть и минусы: возраст обучаемых – как в светском заведении. В то время как любой монастырь до сих пор брался обучать любого – хоть старика, если он сам захочет остаться и пройти этап ученичества. И тот, кто обучает, мог использовать не писаные методы, а руководствоваться интуицией, и только ею. Никакой единой программы – только индивидуальное общение, учитель – ученик.
  - А теперь?
  - Теперь… Как кто захочет преподавать - так и будет. Одни предметы – для всех, другие – для узкого круга или же с глазу на глаз. Во всём - эксперимент…
   - А преподаватели из Сензара будут?
   - Вероятно, да. Но, быть может, они не сообщат нам об этом. Во всяком случае, могут открыться не всем и не сразу.
   - А откуда будут набирать учеников?
   - Откуда придут. Думаю, что не из Кронхорда, там мало осталось магов, кто мог – уехали давно. А кто остались, прячутся и способности скрывают. Да и вся граница с Кронхордом перекрыта: кронхордцы на границе кордон Силы поставили. Много, думаю, будет детей из Амореи: оттуда как раз повальный исход магов наметился. Гонения на них, со стороны Отцов Крона. Будут также из Ардагона, из Хиндустана – их всегда принимали. Быть может, и шпионы среди них тоже будут. Нужно быть к этому готовыми. Ну, и конечно, со всех городов и провинций самого Сиграмада много придёт учеников.
   - Мастер Цэн, а какие будут магические предметы?
  - Постой, Тиона! Мы уже пришли.
  И действительно, во время разговора они миновали площадь, окружённую торговыми рядами, прошли сквозь арку и проход в скале и вышли на узкую улочку с невысокими каменными белёными домами с различными вывесками, и теперь стояли перед дверью сапожной лавки. Именно сюда мастеру Цэну посоветовала направиться сегодня за покупками Айга. Ведь главное, что было им нужно для дальнейшего пути, теперь уже в Хаткор, были не книги и не магические снадобья, а хорошая крепкая обувь: своя уже порядком поизносилась.
  Мастер Цэн открыл дверь, и они оказались внутри обувной лавки. Здесь пахло выдубленной кожей, ваксой, маслами  - и только что заваренным чаем из мяты с лавандой. На звонок колокольчика, повешенного на двери, что звякнул при входе посетителей, вышел хозяин, маленький плотный человек. Он улыбнулся приветливо.
  - Что вы хотите? – спросил башмачник.
  - Обувь присмотреть. Хорошую, добротную. На меня, на девушку. Ну, и размером чуть больше моего, ещё две пары. На глаз подберу.
  Хозяин почти сразу вынул откуда-то из запасника, а не с полок для показа, небольшие сапоги из кожи и крепкие ботинки на толстой, просмолённой подошве.
  - Вот, посмотрите. Скоро уже и осень, и дожди пойдут. Берите сразу плотную, закрытую обувь.
  - Да, пожалуй, вы правы. Хорошие ботинки. Беру. А ты, Тиона, примерь сапоги.
  - А вот…Тем, кто здесь отсутствует, мне сложно подобрать. Посмотрите сами, вот тут, - и он завёл мастера Цэна за прилавок и показал большой приоткрытый сундук, в котором обувь была свалена грудой. Мастер Цэн крякнул, почесал голову и начал всё это тщательно перебирать.
  - На амулет не глянете? Вот…Забыл кто-то из посетителей, - попросил вдруг продавец. – Прикасаться даже боюсь: не люблю магические штучки, поскольку в магии не разбираюсь. – И он протянул мастеру Цэну нечто, завёрнутое в тряпицу. Положил перед ним на прилавок.
  «Не разбираться-то он не разбирается, но колдуна в мастере Цэне с ходу определил: глаз намётанный, - оценила «наивного» продавца Тиона. – И вещицы этой на всякий случай не касался».
   Цэн осторожно развернул, тоже поначалу не касаясь самой вещи, тряпицу. Явно, это был наговорённый амулет. Небольшой зеленоватый камень, обрамленный в серебро. На серебряной же цепочке. Цэн провёл над ним руками, почувствовал покалывание в кончиках пальцев. Главное было понять: подбросил или забыл, потерял его кто? Забирает он силу - или отдаёт?
 Но амулет не хотел так просто расставаться со своей тайной.
«Пожалуй, этот подкидыш с секретом, - теперь колдун  почти не сомневался в том, что камень подкинули. - Однако… На нем обнаруживается магия, с оттяжкой действия. Сложный узор… Опытной рукой поставлен. Но камень –не злой. Подкидыш со сложным секретом…Зачем подкинули? Нет, не буду торопиться с выводами: может, просто забыл кто? И готовили явно кому-то другому, не для башмачника же он предназначался», - Цэн повертел камень так-сяк, уже не остерегаясь его, и попросил:
   - А ну-ка, хозяин! Принеси мне свечу, если не трудно.
   Хозяин лавки вскоре извлёк маленький огарочек из ящика в шкафу и подал колдуну. Мастер Цэн зажёг его. И нагрел камень над ярко вспыхнувшим пламенем.
  - Как интересно, - сказал он. – Магия с оттяжкой начала действия, но предмет предназначался не вам. Какой-то даме, любовный талисман. Подарок для дамы, с наговором на любовь к дарителю. Должно быть, его забыли тут. И вернутся вскоре. Берите, для вас он совершенно безвреден, - сказал мастер Цэн и протянул медальон башмачнику.
   - Спасибо, и очень вам благодарен, - сказал тот и припрятал свечу и амулет в ящик стола. Амулет он больше не заворачивал и спокойно взял в руки. – Ну как, нашлось что-то на ваш вкус? – он кивнул в сторону груды сапог и другой обуви.
  - Кажется, да. Подобрал на своих ребят по паре ботинок, - ответил колдун.
  - Вы, если вдруг не подойдут - возвращайтесь. Другие им подберём, - предложил продавец.
  Тиона посмотрела на новую покупку Цэна: хорошие высокие ботинки, обе пары - с вышивкой и красивой отделкой. Такие непременно должны понравиться и Дэмэру, и Сэдэру. Ведь ей самой новые сапожки сразу приглянулись, и аккурат подошли. Добрая лавка.
  Мастер Цэн отсчитал башмачнику деньги, и вскоре они вышли на улицу.



 


Рецензии