Парашютисты приземлялись ночью ч. 5

Испанский офицер Франсиско Гульон.

На базе их партизанских отрядов для боевых действий были созданы 27 бригад, сведённых в 9 партизанских дивизий. Франция хорошо помнит героя-интернационалиста А. Буйтраго, схваченного нацистами и замученного в гестаповском застенке летом 1942 г. Югослав Иван Хариш, обученный партизанским наукам Вольфом-Стариновым, старший инструктор одной из диверсионных бригад XIV корпуса, пробрался через Францию и Германию в родную Хорватию и уже 9 октября 1941 г. со своей ДРГ спустил с рельсов воинский эшелон с итальянскими оккупантами. За этот и другие подвиги народ Югославии прозвал его Ильей Громовником, сравнивая с Ильей Громовержцем. Позднее он стал ген.-майором югославской армии, получил звание Народного героя Югославии. Бывший начштаба корпуса - югослав Любо Илич, стал народным героем Франции, генералом, начальником оперативного отдела Главного штаба партизан и франтиреров. Таким образом, испанцы, влившись в ряды французского Сопротивления стали чуть ли не главной ударной силой «маки» в борьбе с немецкими захватчиками. Именно испанцы первыми вошли в освобождённый Париж в авангарде колонн ген. де Голя. Это они повесили дуче и освобождали от фашистов г. Марсель. Примечательно, что спустя много лет судьба нескольких испанцев, учеников полковника Старинова, оказалась связана с Кубой. Высадившись с яхты «Гранма» на Плайя Хирон, они успели повоевать на стороне революционных отрядов Фиделя Кастро. Но это уже совсем другая история.

В Советском Союзе бывший командир XIV партизанского корпуса Доминго Унгрия работал с группой испанцев на Харьковском тракторном заводе, затем участвовал в обороне Харькова, дрался с гитлеровцами под Таганрогом и Калинином, ему было присвоено звание подполковника Красной Армии. Доминго Унгрия Наварро, пройдя через Тулузу и до пересечения испанской границы, погиб в 1945 г. при невыясненных обстоятельствах. По линии  Министерства культуры проходит, как «жертва Гражданской войны и репрессий франкизма». Анхель Мануэль Гонсалес Фернандес в одной из своих статей, писал в испанской прессе в 2004 г. буквально следующее: «После окончания гражданской войны бывшие коммунистические репрессионисты во Франции продолжали уничтожать испанских антифашистов на французской территории, и даже после Второй мировой войны коммунисты и их спецслужбы продолжали устранять противников». Нет сомнений, что Доминго был ликвидирован во время начавшейся «акции», которая продолжалась особенно активно с 1945 по 1949 гг. В этот период было уничтожено при различных обстоятельствах - 211 известных и вполне достойных фигур и список это далеко не полный. Многие его товарищи и их дети остались жить и работать на своей второй родине в РФ, где находится боевое знамя XIV-го интернационального корпуса. На праздник Вооруженных Сил седовласые ветераны интернационалисты, приходили и стоя, со слезами на глазах, приветствовали это овеянное славой бессмертное знамя. Многие маршалы и генералы с любовью и гордостью вспоминали создателя и вдохновителя партизанского корпуса Я.К. Берзина (он же ген. Гришин).

Испания была местом отработки методов ведения диверсионной войны. Конечно, проверка практикой подтвердила необходимость использования в современной войне спецподразделений для осуществления диверсионно-развед. операций в тылу врага. Опыт «войны на рельсах» в Испании показал высокую эффективность диверсионных подразделений типа «сапёрно-маскировочный взвод». Были взорваны десятки мостов, складов боеприпасов и горючего, более 30 ж/д эшелонов с техникой и снаряжением, несколько аэродромов с десятками самолётов на каждом из них, сотни км выведенных из строя ж/дорог, множество захваченных документов - вот далеко не полный итог действий сапёров-маскировщиков на испанской земле. Такие высокие результаты подрывной деятельности привели к пониманию создания и подготовки спецподразделений в Красной Армии, обладавшей к тому времени самой современной диверсионной техникой и тактикой. Впоследствии примерно 80 процентов командиров партизанских соединений и специалистов диверсантов во Франции, Чехословакии, Югославии, Болгарии и других странах в годы Второй мировой войны были обучены либо участниками партизанской войны в Испании, либо подготовленными ими инструкторами. И.В. Сталин был уверен, что заключивший Пакт о ненападении Гитлер не решится развязать войну с Советским Союзом. Вождь народов совершил глубочайший стратегический просчёт, вызванный самоуверенностью и явной недооценкой силы противника. Поток сообщений от зарубежных источников о сроках начала войны и планах её ведения "отцом народов" игнорировались.

Да и что они значили по сравнению с его гениальными предначертаниями. С началом вероломного нападения Германии на СССР, директивой СНК и ЦК ВКП (б) 29 июня 1941 г. предписывалось: «...в занятых врагом территориях создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской борьбы всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д.». В результате, организацией партизанской войны занялись все и сразу. В первую очередь это были парторганы, подразделения НКВД и НКГБ СССР, особые отделы всех уровней, отделения Разведуправления и разведотделы фронтов, армий и даже РВК. Но вскоре лидирующую роль в этом отношении начали играть органы НКВД. Упор делался на созданную 5 июля Особую группу при наркоме внутренних дел. Первые подготовленные отряды, группы от 3 до 20-23 чел. ушли в тыл противника (на оккупированную территорию Белоруссии и Украины, в Орловскую, Курскую и Смоленскую обл.) уже в начале августа 1941 г. Безусловно, они были снабжены оружием, минно-подрывной техникой, документами прикрытия и средствами связи (при всём их дефиците). Далее редкая и весьма интересная информация. Она связана с заброской морем оперативной группы "Братушки" из 23 чел. в августе 1941 г. Разделившись, разведчики-диверсанты направились на подлодке из Севастополя по Чёрному морю на территорию Болгарии. Первая часть группы из 14 чел. - командир С. Родионов 11 августа высадилась с подлодки на пять резиновых и направилась к берегу.

8 разведчиков сошли на сушу в 3-4 км южнее устья р. Камчия. Из-за большого тумана в море, 6 оставшихся членов группы отстали и, высадившись на берег в другом месте, самостоятельно ушли в горы. Не найдя на берегу отставших, Родионов также увёл своих бойцов в гористую местность. Через 3 суток диверсанты остановились в 30-35 км западнее места высадки в районе с. Рудник. Там они заложили базу и установили связь с Севастополем. Другая часть группы во главе с С. Димитровым прошла 150 км и к 31 августа прибыла в окрестности Сливена, где занялась организацией базы и поисками группы С. Родионова. 28 августа на болгарский берег высадилась из подлодки вторая часть опергруппы 9 чел. (из 23) под командованием Г. Янкова. 10 сентября она прибыла в район Котла, пройдя 120 км по горам (12). Главной особенностью партизанской войны было то, что в ней участвовали не только советские люди, но активно проявляли себя и иностранцы. В первую очередь это были испанцы, которые вступили в борьбу с фашизмом ещё в 1936 г., во время мятежа в Испании, и которым после падения республики удалось попасть в Советский Союз.

УЧАСТИЕ ИСПАНЦЕВ В ВОВ

С первых дней ВОВ они добивались разрешения воевать с врагом в рядах РККА, в первую очередь - в тылу оккупантов. Впоследствии, - пишет в одной из своих книг полковник И. Старинов, - «...в партизанских формированиях, которыми мне довелось командовать, было 356 испанцев - опытных, квалифицированных бойцов. Они действовали в немецком тылу в составе групп гвардейских минёров и Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). Испанцы были необходимы, востребованы и стали инструкторами в партизанских спецшколах. Бывший командир соединения Хуан Менендес с группой других испанских специалистов обучал десантников тактике партизанских действий. В октябре 1941 г. войска при Особой группе НКВД были переформированы в ОМСБОН НКВД СССР, ставшую первым уникальным войсковым соединением отечественного «спецназа» численностью свыше 25 тыс. солдат и командиров, из них 2 тыс. иностранцев: немцев, австрийцев, испанцев, чехов, американцев, китайцев, вьетнамцев, поляков, болгар и румын.

В бригаду подбирались добровольцы - чекисты, коммунисты, комсомольцы столицы, члены спортобществ «Динамо», «Спартак» и др., преподаватели и студенты Госинститута физкультуры, моряки-радисты и политэмигранты из ряда стран Европы. Они составили интернациональный батальон, первоначально насчитывавший около 1 тыс. бойцов. В нём были испанские антифашисты (119 мужчин и 6 женщин), болгары, поляки, чехи, словаки, венгры, немцы. «Бригада отважных» формировалась на центральном московском стадионе «Динамо» в первый период войны. Её командиром был назначен полковник М.Ф. Орлов. Только спортсменов, среди которых были известные мастера спорта, чемпионы по боксу и лёгкой атлетике, насчитывалось свыше тысячи. В становлении ОМСБОН приняли участие руководящие деятели Коминтерна Г.М. Димитров, Долорес Ибаррури и др. Боевое крещение бригада «Особого назначения» получила в битве под Москвой. Её бойцы,  из отряда подрывников, с 7 октября 19412 г. за короткое время, установили на подступах к столице несколько тысяч мощных фугасов и противотанковых, противопехотных мин. Под ногами немецких захватчиков горела земля, взлетали в воздух мосты, подорвалось 30 немецких танков, 20 броневиков, 68 машин с мотопехотой, 19 легковых автомобилей с офицерами, 53 мотоцикла. Бойцы ОМСБОНа сражались одновременно в рядах защитников Москвы и в тылу противника. Входившие в её состав части и подразделения покрыли себя неувядаемой славой. В ночь с 15 на 16 октября, поднятая по тревоге, бригада была усилена танковым батальоном и артдивизионом.

Продолжение следует в части  6                http://proza.ru/2017/10/18/1775


Рецензии