Пение как танец. Продолжая Шопена

Продолжая Шопена | Пение как танец

Следуя замыслу Фредерика Шопена, фортепиано (да и любой другой музыкальный инструмент) для достижения максимальной выразительности должно следовать человеческому голосу: речи (декламация) и пению (плавность звуковедения, легато).

Но этого всё же недостаточно. Вспомним слова В.А.Моцарта: "Самое необходимое, самое трудное и самое главное в музыке – это время".

Да, музыка в Древней Греции и Древнем Риме – это наука о времени! Потому крайне важно добиваться большой выразительности не только в плане тембральных оттенков и модуляций голоса, но и в плане его "движения в пространстве", которое задано жёсткими рамками времени: метр и ритм. Здесь уже очевидно преимущество использования не речи, а именно танца как базовой модели.

Другими словами, голос должен уметь танцевать. Иметь для этого и достаточную подвижность, и соответствующую (эмоциональную) нюансировку.

Впрочем, эта аналогия справедлива и для любого музыкального инструмента. Он должен уметь не только говорить и петь (по Шопену), но и танцевать!

Африканские и латиноамериканские ритмы -- особая вселенная, со своими законами. Нюансировке их ритмики и отражению её в исполнении надо учиться капитально, причём и классическим музыкантам, и джазовым.

Доп. информация. Секреты Шопена: http://proza.ru/2019/08/16/1548


Рецензии