Золотая хризантема и белый лотос

Гербы Японии и Кореи

Япония.

Герб не исчезает.
Он выплывает на живописном фоне
лунного серебра и блестящей волны.
Горы в тумане.
Цветок ириса.
Журавль в кругу.
По-прежнему сияет герб
в глубине человеческих сердец,
где ещё не рассеялся мрак
минувших веков.
        Мицухару Канэко. «Герб»

    Для того, чтобы это стихотворение было понятнее читателям, переводчик назвал его «Герб», хотя в подлиннике оно называется «Мон». Мон и герб — не совсем одно и то же, во всяком случае, эти понятия даже не столь близки внешне, как, например, рыцари и самураи. Японские моны — не буквальное воспроизведение различных качеств, достоинств, занятий в геральдике, привычное для Европы, а знаки с очень сложной символикой линий, кругов, многоугольников, с которой также связано значение иероглифов, обозначающих владельца мона. Иероглифы, пришедшие в Японию из Китая, - тоже не просто знаки письма, а маленькие картинки из которых создавались и создаются целые живописные и графические произведения...
Моны стали появляться в Японии в XII в. как знаки личной собственности.
Обычной их формой стал круг — символ замкнутого пространства. Императорским моном стало изображение цветка жёлтой (золотой) хризантемы, остающейся до наших дней гербом Японии. В то же время появились символы основных аристократических родов. В XIV в. свои отличительные знаки уже имели самураи, в XVI в. - дворяне, в XVII в. - купцы, В XVIII в. - наиболее состоятельные ремесленники и земледельцы, а после  реформ Мэйдзи 1868 г. свой мон стали иметь все японские семьи. Также оказались широко распространены моны различных корпораций, предприятий и организаций.
Как уже говорилось, в японских символах конкретные рисунки были редки - например, изображения цветов, птиц, рыб и небесных светил.Чаще всего они условны: угол обозначает гору, а также стремление к более высокому; квадрат — площадь и порядок. Есть и более сложные фигуры:контуры дома в круге - счастье, крест под треугольником - удача. Скажем, романтические кристаллы означают алмазы и богатство(этот символ известен всему миру как знак корпорации "Мицубиси").
До эпохи Мэйдзи местные аристократические символы связывались с различными областями страны и были единственными земельными знаками. На них и на знаки городских купеческих объединений опирались после принятия конституции 1889 г.(реорганизовавшей административную систему страны) при составлении первых монов городов Японии.
Их официальное утверждение можно разделить на три временные волны: 1889—1914 гг., 1948 — конец 1960-ых г.,1990-ые гг. - начало 2000-ых.Эти периоды совпадают с временами преобразований в стране, мощного экономического и культурного прорыва, а значит, подъёма самосознания нации. В конце второго периода (1963-1968 г.г.) были заново утверждены и символы префектур. До недавнего времени  символы префектур и их центров могли совпадать, но в последние годы возникла тенденция к появлению оригинальных знаков у всех городов страны.
Токио («восточная столица»), ранее — Эдо — стал официальным государственным центром Японии в 1868 г., когда туда перенёс свою резиденцию из Киото император Мицухито. В декабре 1889 года город получил свою официальную эмблему. Её основа - круг (посредине маленький кружок)с шестью расходящимися лучами. Внешний круг означает город, внутренний - резиденцию императора, лучи - дороги, сходящиеся в Токио. В то же время всё вместе напоминает солнце — знак императора и страны. Есть несколько цветовых вариантов эмблемы Токио: синяя на белом фоне, белая на синем, белая на фиолетовом (столичный округ, этот вариант утверждён перед открытием Токийской Олимпиады в 1964 году). Белый цвет означает высокое положение города, синий - восток страны,а фиолетовый - один из императорских цветов. Самый современный символ Токио - его знак - был утверждён по результатам конкурса 1 июня 1989 года, в честь столетия городского самоуправления. Это - зелёный лист дерева гинкго, символизирующего японскую столицу. Он образован тремя полукругами (трудолюбие, процветание и душевный покой) и напоминает латинский инициал "Т".
Символ Киото — старой столицы страны — был утверждён 2 октября 1891 г. Первоначально это был круг с шестилепестковым цветком хризантемы золотого цвета с пурпурными прожилками (пурпурный - цвет старого знамени Киото). 1 января 1950 г. эмблему упростили до изображения лишь его графической схемы.
Остановимся коротко на старейших городских эмблемах Японии.
Канадзава (1891 г.). Символ местной аристократии — белый цветок с пятью лепестками и чёрными прожилками, начертание которых  означает благополучие. Белый цвет означает западное местоположение.
Осака (апрель 1894 г.) Эмблема местного клана Мицукуси - маяк (вертикальная линия с отростками-лучами) на мелководье (треугольник). Означает процветание города как центра морских перевозок.
Хиросима (19 мая 1896 г.) Эмблема местного клана Аки - три чёрные полоски-волны, соответствующие рекам в городе.
Нагасаки (май 1900 г.) Пятиконечная звезда, указывающая на пять портов города, бывшего долгое время единственным внешним "окном" Японии. По центру эмблемы - пять стилизованных журавликов - "город бумажных журавликов", приобретших после 1945 года новое, скорбное значение...
Аомори (1901 г.). Город-порт на северной оконечности Японии. Символ — круг (Луна) и семилучевая звезда (Полярная). Сине-зелёный цвет соответствует китайскому иероглифу «ао».
Нара (1903 г.). Первый столичный город Японии (III-VII в.в.). В центре знака - белый цветок сливы.
Нагоя (октябрь 1907 г.).Эмблема соответствует иероглифам "наго-я" - "круг восьмёрки" (в центре иероглиф, означающий цифру 8). Цифра означает также прогресс, устремлённый в будущее(по начертанию иероглиф напоминает раскрывающийся веер).
Кофу (13 октября 1907 г.). Коричневый ромб (богатство), в нём — знак, похожий на токийский (без кружка в центре).
Нагано (октябрь 1907 г.)Герб отображает иероглифы «нага-но» — «круг» — символ, употреблявшийся кланом Овари Токугава. Два варианта цвета: белый и зелёный.
Токусима (9 января 1909 г.) Мон клана Токусима; иероглиф "си" - "город".
Иокогама (5 июня 1909 г.)Ромб означает богатство порта, спиралевидный характер эмблемы - развитие, лучи, выходящие в противоположные стороны, - открытость миру.
Фукуока(октябрь 1909 г.) Девять углов, означающих девять частей города, образуют иероглиф "ку" - девять.
Мацуяма (7 апреля 1911 г., автор — Идзан Симомура). Пожалуй, единственная городская эмблема Японии, похожая на герб в европейском понимании.Бело-зелёный рисунок в прямоугольном щите с выступом внизу изображают гору с двумя соснами.
Саппоро (август 1911 г. ) В центре - звезда, означающая Полярную звезду ("Хо") - север, в круге ("са"), внутри шестиугольника (шесть разделов городской хартии).
Межвоенный период - время утверждения немногочисленных городских знаков (например, в 1920 г. - города на севере Хоккайдо - Кусиро(Полярная звезда);19 декабря 1921 г. - центра Окинавы города Наха (соединение иероглифов "на" и "ха" - два расходящихся круга, соединённых вертикальной линией, означающих бесконечный потенциал города).
 Второй активный период - послевоенные годы, в пору "японского чуда".
Сага (июль 1954 г.) Линии означают горы к северу от города. Круг в нижней части - гармонию.
Ямагата (1 октября 1954 г.) Треугольник-гора("яма") внизу, три вертикальные линии над ним - свобода, равенство и братство, внешний круг - солидарность жителей.
Оцу (1 октября 1958 г.) Летящая птица("О"), круг с волнами в центре - озеро Бива ("цу").
Китакюсю (1963 г.). Новый миллионный город на острове Кюсю был образован в результате слияния пяти городов: Вакамацу, Модзи, Кокура, Явата и Тобата.  Это запечаилел символ города - цветок с пятью лепестками.
Оита (1 февраля 1966 г.) Три расходящиеся линии ("оита") и круги - символ мирного развития.
Кагосима (1968 г.). Гора и цветок олеандра - старая земельная эмблема западной части острова Кюсю.
Кобе (1 апреля 1970 г.) Два зелёных соединённых полукружия, отображающих два порта города. Веерная форма полукружий соответствует эпитету Кобе "город вееров".
Начиная с 1970-ых годов новые эмблемы становятся более динамичными и одновременно изящными по рисунку.
Тоттори (20 июля 1984 г.) Круг, означающий литературу, переплетён с квадратом, означающим боевые искусства. В центре - стилизованные иероглифы "тори".
С начала же 1990-ых годов наряду с утверждением монов новых городов в ряде случаев происходит обновление старых.
Так, простая эмблема миллионного города Кавасаки (близ Токио) 1925 г. (три незаконченных круга)сменилась новым знаком. На нём — голубая лента морского залива, зелёная ель, красная геометрическая фигура (индустрия) и жёлтая раскрытая книга (культура) в чёрной круглой эмблеме.
Старая эмблема Ниигаты — гора-полуостров посреди голубого моря — была заменена в 1992 г. символической фигурой из двух треугольников и круга голубого цвета.
Морской восточный порт и гармония — содержание новой эмблемы Сендай (1999 г.).
Наукоград Цукуба, центр всемирной выставки 1985 г., получил эмблему 11 апреля 1989 г.: две выгнутые линии, развивающиеся по спирали — зелёная и голубая — обозначают иероглиф «цу». Знак подчёркивает быстрое развитие города (зелёный цвет) и его гармонию (голубой цвет).
Ещё один лаконичный,но обладающий яркой выразительностью символ был утверждён заново для города Сидзуока 29 мая 2003 г. Всего два штриха - белый и синий - образуют вместе начертания латинской буквы "S" (замена иероглифов в ряде случаев латинским инициалами практикуется в эмблематике Японии примерно с 1980-ых г.г.). Белая составляющая имеет при этом контур священной горы Фудзи, находящейся близ города; синий штрих - очертания волн Тихого океана.
Инициальную букву «S» образует и эмблема нового мегаполиса Саитама (к северу от Токио) образованного 1 июня 2001 г. из трёх городов. Два чёрных штриха изображают север и воды рек. Зелёные боковые полукружия символизируют гармонию с природой.
Оригинальные символы в последние десятилетия получает небольшие новые города Японии. Город Сакура представлен сине-розовым стилизованным изображением цветка японской вишни. Ямато — тёзка древнейшего царства Японии, получил новый мон, состоящий из треугольника — горы («яма») и круга («то»).

Корея.

Если в Японии городские символы обрели гражданство за последние сто с лишним лет, то корейской городской геральдике - всего 70. Вернее, южнокорейской, потому что собственно городское самоуправление, а значит, и его символы, стали появляться на юге страны,в зоне пребывания американских войск, незадолго до провозглашения в 1948 г. Республики Корея.
В 1947 г. была утверждена эмблема исторической столицы страны — Сеула. Чёрный круг в центре Два полукруга с выступами — городские стены и башни, проёмы между полукружиями означают реку Ханган и открытость города.
Строительство стен Сеула, частично сохранившихся, связано с красивой легендой.  В декабре 1392 г., после освобождения Кореи от монгольского ига, основатель нового государства Чосон («Страна утренней свежести») король Камму выбирал место для новой столицы. Однажды утром выпавший снег лёг на холмы, как бы обозначив линию для строительства городской стены. Сочтя это знаком свыше, Камму приказал строить крепость, придерживаясь образовавшихся очертаний. Изображения круга и полукругов-стен было визитной карточкой южнокорейской столицы почти 50 лет.
В конце 1940-х гг. получают символы и другие крупнейшие города государства: Пусан, Тэгу, Инчхон (Чемульпо). Все эти эмблемы состоят из составных частей, имевших устойчивое толкование в странах Дальнего Востока: цветок и круг с лучами, похожими также на штурвал (крупнейший порт Пусан).
Прошли десятилетия. Отошла в прошлое война 1950-1953 г.г., миновала череда жёстких военных режимов и кратковременных либеральных передышек. Из периферии дальневосточного мира Республика Корея превратилась в экономически бурно развивающуюся страну, «азиатского тигра».
В 1986-1987 г.г. началась демократизация политической системы, а в 1988 г. весь мир словно заново открыл эту страну во время Олимпийских игр в Сеуле. Новым временам должна была соответствовать, как решили новые власти, и более современная местная символика. При этом учитывалось и то, что в 1970-1980-е гг. были образованы особые административные единицы, которыми стали города Сеул, Инчхон, Тэгу, Пусан, Ульсан, Кванджу и Тэджон. Всего за какое-то десятилетие Южная Корея превратилась в страну ещё и "геральдического чуда": вместо отдельных городских символов здесь обзавелись знаками фактически всех городов (в некоторых случаях они совпадают с символами округов). В этом отношении Республика Корея опередила даже страны СНГ.Пожалуй, мало в каком государстве гербы могут сравниться по эстетическому своеобразию и красочной выразительности со знаками южнокорейских городов. При этом достигнуто завидное единство предельной ёмкости символов с многозначностью. Проследим это на примере эмблематики наиболее значительных городов.
Сеул. Новый символ столицы был утверждён 28 октября 1996 г.  Он состоит из трёх частей, похожих на мазки художника Это — изображения трёх стихий: неба (солнце), земли (холм) и воды (река Ханган). Все вместе части эмблемы образуют фигуру человека, быстро идущего вверх. Это соответствует динамичному развитию города, духу прогресса. Эмблема подчёркивает единство человека и окружающей среды.
Инчхон(Чемульпо). Новый знак города соответствует значению корейского "он" и китайского "инчх" - волны океана. Спиралевидность эмблемы означает динамичность и неограниченный потенциал приморского города.
Сувон. Прежний символ исторического города Кореи, центра провинции Кёнгидо изображал башню и старинную стену внутри цветка китайской розы. На современной эмблеме сине-красно-зелёное изображение башни и стены.  Крепостная стена построена в 1794—1796 гг., времени, когда город был временной резиденцией короля Чонджо (ныне включена в список памятников ЮНЕСКО).
Тэгу. Современный знак города появился 10 октября 1996 г.  Четыре фиолетовых треугольника обозначают вершины ближайших гор Палгон, опоясывающая их линия — река Нандон. Символ города знаменует его дух — устремлённость в будущее и открытость миру.
Теджон. Зелёный цветок по форме воспроизводит пятиконечную китайскую розу. Цвет символичен и означает возделанную землю и центральное положение города в стране. Расходящиеся расширяющиеся линии обозначают развитие (корейский слог "тэ")и дороги, здесь сходящиеся.  Цветок с сердцевиной означает также научное и культурное значение города, места проведения Всемирной выставки 1993 г.
Кванджу. Фигура, образующая красный круг, напоминает человека в национальном корейском костюме, исполняющего традиционный танец. Город - один из центров фестивалей искусств.
Ульсан. Самый новый из автономных городов (статус существует с 1995 г.). Три сине-зелёных штриха означают трёх драконов, охраняющих город, а также Восточное море (дракон в китайской мифологии также - повелитель Востока).В центре — красный круг, означающий храм Тэхва. Сине-красная гамма напоминает также камень аметист,центром обработки которого является Ульсан.
Чонджу. Древний город, «колыбель искусств», центр провинции Чолла-Пукто. Три части эмблемы напоминают корейские веера, — ханджи, традиционно изготовляющиеся в городе (центре производства бумаги). Один из них синий(цвет городских фольклорных фестивальных традиций), другой — зелёный (природа), третий — оранжевый (архитектура и декоративно-прикладное искусство).
жунчхон. Центр восточной провинции Канвондо. Цвета востока страны — сине-зелёные — образуют на эмблеме тройную горную вершину Понги. При этом синий цвет означает развитие и дух города, а зелёный - окружающую природу.
Чхонджу. Главный город провинции Чхунчхон-Пукто. Традиционно город был центром корейской живописи, поэтому его эмблемой стал мазок с переливом от тёмно-зелёного до ярко-жёлтого цвета. Цвета также указывают на центральное положение города в стране. Мазок имеет форму моста — это символ развития города на рубеже XXI в. Внизу — название города внутри двух горизонтальных полосок.
Чханвон. Долгое время город — центр провинции Кёнсан-Намдо имел простую эмблему — треугольник (гора), выступающий из круга. 9 мая 2005 г. утверждён новый символ города — крестообразное соединение четырёх стилизованных человеческих фигурок с вытянутым руками. Крест в корейской традиции - символ развития. Его синий цвет означает индустриальный характер города и юго-восточное местоположение. Квадратные «головы» окрашены в красный цвет (энергия), зелёный (дружелюбие),жёлтый (гостеприимство) и голубой (развитие).
Кёнджу. Известный исторический город, столица государства Силла в I тысячелетии н.э. В центре эмблемы — золотая корона Силлы со стилизованной фигуркой. Такие короны получили известность в результате археологических раскопок 1974 г., когда была найдена дворцовая сокровищница.
Аньян. Земной шар, вид которого имеет городская эмблема — символ связей с внешним миром. Внешний круг символизирует также солнце и единство людей. Овалы — «меридианы» и «параллели» — обозначают, кроме того, прогресс и модернизацию.
Пусан. Новый символ утверждён 28 июня 1995 г. Это - ромбически расположенный квадрат. Верхняя его половина — синее небо, в котором парит белая чайка.(Кстати, именно чайка стала талисманом прошедших в 2002 г. в Пусане Азиатских игр.)Нижняя половина - море и земля Пусана: две синие волны в белом поле означают устремлённость в мир и будущее.На горизонте над центральной горизонтальной линией - пять горных вершин. Все вместе они олицетворяют универсальность, космос и творение. Прежний символ — штурвал-солнце — сохранён в логотипе города.
Кёчхан. В центре синего круга у стены на зелёной земле изображён знаменитый дольмен — гигантское каменное сооружение I в. до н.э.
Намвон. Город имеет официальный титул «город любви», связанный с легендарной героиней Чхунхян, прославленной за свою верность. Символ города - стилизованное розово-красное сердце. Спиралевидный орнамент означает центр традиционной культуры.
Каннын. Над синим гребнем морской волны, напоминающим крыло, — красное восходящее солнце в форме круга. Всё вместе означает гармонию. Город находится на берегу Японского (восточного) моря.
Муан. Китайский иероглиф «му» означает стойкость и силу. Его образуют фигуры эмблемы: оранжевый выступ-полукружие (дух объединения),синяя ветка, зелёный лист (развитие) и синий шар (творчество).
Наджу. Раскрытый бутон цветка груши — метафора расцвета города.
Йосу. Большая часть приморского города находится на острове Одондо (белый выступ в синем круге моря). Три круга - красное солнце, зелёное пространство земли и синее море означают не только три стихии, но и удачу, плодородие, гуманность.
Масан. Голубой круг означает чистую морскую воду. В центре - силуэты трёх чаек, символизирующие независимость, борьбу за свои права и страсть. Они напоминают маленькую букву "м".
Мокпо. Три волны оттенков зелёного цвета означают обновление, прорыв и рост.
Чеджу. Центр самой южной, островной провинции Чеджудо. Синяя окружность означает море, белое пространство внутри — остров. В центре — срощенные фигуры разных цветов: первая, синяя арка - символ ворот, открытости для людей; зелёная - жизнелюбия горожан; жёлтая - администрации и культуры; оранжевый выступ - навигационной роли в Тихом океане.

На севере полуострова, в КНДР, символы городов так таковые отсутствовали долгое время после того, как с 1946 г. некоторое время применялись символы городов Пхеньян, Синыйджу, Чхонджин, Вонсан и Хамхын. "Прорыв" произошёл лишь в 2002 г., после начала нормализации отношений Севера и Юга Кореи.
В этом году появился знак у специального административного района — города Синыйджу на границе с Китаем. Это белый с голубыми прожилками раскрытый цветок речного лотоса - город расположен на пограничной реке Ялуган (Ялуцзян). Белый цвет указывает также на западную границу Кореи. Данные о соврепменной символике Пхеньяна либо других северокорейских городов у автора отсутствуют.

                Новые символы городов

 В конце XX в. в странах Дальнего Востока родилась новая традиция. Наряду с гербом (эмблемой), флагом и - часто - логотипом города мнстные власти стали официально разрабатывать и утверждать городские талисманы. До середины 1980-ых годов талисманы - изображения животных, сказочных существ, мифических духов и т.д. существовали в мире как атрибут различных организаций, учреждений, спортивных игр и творческих фестивалей и конкурсов. Инициатива утвердить одушевлённых покровителей городов появилась прежде всего в Японии, где ещё в средние века имелись родовые талисманы знатных кланов и семейств. Их изображения — домашние божества и животные — стали привычными для исторических местностей страны.
Конечно, современные талисманы городов получились модернизированными, динамичными. Одним из первых официально утвержденных стал «покровитель» города Санда — фазан.
К этому же анималистическому разряду относится и заяц Белди — талисман Судзуки.
 Талисман Саппоро - медвежонок Тэку-тян, изображённый на лыжах, в 1972г. играл роль талисмана зимних Олимпийских игр.
 Талисман древней столицы Нара - олень.
 Но часто талисманами городов становятся специально придуманные существа.
Так, в декабре 1994 г. у приморского города Хими (префектура Тояма) новым символом стал Кито-тян - человечек-гора с рыбой в руках.
Талисманом Тоно (префектура Ивите) является зелёный человечек у дома с цветами.
 Талисманов в Японии становится всё больше, но настоящий "прорыв" вэтом деле всего за несколько лет осуществила Республика Корея. При том, что "талисманизация" городов здесь началась позже, уже после того, как всему миру стали знакомы тигрёнок Ходори (символ Олимпийских игр в Сеуле, 1988 г.) и инопланетянин Кумдори (Всемирная выставка в Теджоне, 1993 г.) Столица страны Сеул лишь немного видоизменила образ национального животного - тигра. Тигрёнок Ванбени, «поселившийся» здесь 19 февраля 1998 г., воплощает силу духа, открытость и сердечность. Его облик напоминает персонажа народных сказок.
«Покровителем» Теджона стал «побратим» Кумдори — Ханкум, маленький принц. Иногда их изображают вместе.
А символом находящегося на склоне гор Тэгу с 3 марта 2000 г. стала Фасиони — летящая небесная дева.
Раньше других южнокорейских городов официально утвердил талисман Пусан — это произошло 14 июня 1995 г. Сказочное существо Буви воплощает солнце, восходящее над морем.
Некоторые города Республики Корея придумали сразу целые «содружества» талисманов, олицетворяющих различные стороны их жизни.
 Так, у Чхунчхона стало целых три талисмана — дух озера Хобани, дева реки Соян и человечек — горшочек с местной едой — макупси.
Иногда талисманы «обыгрывают» название города, как человечки Чхан и Вон,олицетворяющие технологическое развитие и сохранение экологии города Чханвон. Есть ещё пары - например,  Тэгуксён и Хабуксён, сказочные персонажи-друзья (город Чёнджу).  Из «животных» корейских талисманов можно назвать черепашек Гуки и Гуни («Правая» и «Левая») у города Йосу.
  Вообще, популярность городских талисманов на рубеже XX—XXI вв. можно объяснить тем, что он делает более привлекательным образ городов и регионов, для туристов и внешних партнёров. Подвижный, эмоциональный символ выглядит очень современно. Уже есть примеры появления талисманов городов в Китае, Европе, Северной Америке, Австралии и даже в Аргентине. В 2000-ые годы началось распространение этой традиции в России, Украине, Белоруссии...


Рецензии