История села Воскресенское в лицах

По глубокой шелково-бархатной ткани русской истории тянутся из Золотого века к веку Серебряному и от него к нашему веку Перемен тончайшие драгоценные нити, перламутровые жемчужные обнизи, искусно плетеные шнуры и мерцающие позументы, сплетающиеся в причудливые кружева и узоры. Их своенравный бег стремится рассказать нам о нашем Русском мире – о его бывшем и нынешнем, о его культуре. Нам же безрассудно и недозволительно выпустить из рук своих бесценное руно, испещренное орнаментами и росшивью имен героев, кои оставили на нем яркий след свой. 


Как бы вступление или о том, кому изначала принадлежало село Воскресенское.

Самые первые упоминания великокняжеской вотчины Черноголовль, к которой относилось некогда старинное село Воскресенское, мы найдём в духовной грамоте Великого Московского князя Ивана Калиты (около 1339). “А се даю княгини своеи с меншими детми: Сурожик, Мушкову гору, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль… А приказываю тобе, сыну своему Семену, братью твою молодшую и княгиню свою с меншими детми, по бозе ты им будешь печалник. А кто сю грамоту порушит, судить ему Бог. А на се послуси: отець мои душевныи Ефрем, отець мои душевныи Федосии, oтець мои душевныи, поп Давыд. А грамоту писал дьяк князя великого Кострома” .
Завещание, кроме сыновей, было обращено и ко второй жене “с меншими детми”, – великой княгине Московской Ульяне перед последней поездкой Ивана Калиты в  Орду. Не смотря на то, что старший брат его Юрий Данилович в свое время и женился на Кончаке (в крещении – Агафье) – родной сестре Узбек-хана, и даже по прежнему имел высокий монгольский титул гургана, сердце Ивана Даниловича одолевали беспокойные сомнения об удачном исходе встречи. Для уверения в преданности он ехал к Узбек-хану один, а с двумя сыновьями (кстати,  в 1320 году Узбек-хан стал первым из правителей Орды, кто официально принял ислам). Поводом этой экспедиции было разрешение давней тяжбы о притязаниях на великое княжение Владимирское между Московским и Тверским княжествами. В конечном итоге, поход увенчался дипломатической победой. В скором времени, после возвращения Ивана Даниловича на Русь Узбек-хан вызвал к себе великого князя Тверского Александра Михайловича с его сыном Фёдором, а в октябре 1339 года приказал отсечь им головы.


Великие князья Андрей Иванович и Владимир Андреевич
   
Четвертый и младший сын Ивана Калиты Андрей Иванович рождённый в 1327 году, в удел от любящего отца своего получил земли южные и юго-западные: “Лопастну, Северьску, Серпухов, Темну, Голичичи... село Ясиновьское, село Коломниньское, село Ногатиньское” . Однако жизнь молодого удельного князя нечаянно обрывается в 26 лет  – “мор каркотою”, “чёрный мор” (пандемия чумы, охватившая тогда всю Северную Африку, Южную Евразию и Европу, появившаяся на Руси в середине XIV века). Посему все Андреевы вотчины перешли в наследство сыну его Владимиру Андреевичу, явившемуся на свет в сороковой день после печальной кончины отца. По истечении шесть лет малолетний князь теряет своего любимого старшего брата Ивана и, после этого, становится единоправным наследником отчего удела. В духовной грамоте [1401 -1402 гг.] князя Серпуховского и Боровского Владимира Андреевича Храброго (прозвание, полученное князем за подвиги на Куликовом поле) читаем:
 “А благословилъ есмь сына, князя Андрея, дал есмь ему Радонеж с тамгою и с мыты, Бели, Черноголовль с числеными людми на Киржаче, и с селы, и з бортью, и со всеми пошлинами, Яковля свободка, Кишкина слободка, Тухачев” .
Одно из первых указаний на существование храма Воскресения Христова встречается в Приказе Большого Дворца, в писцовых книгах Московского уезда 1630 и 1631 г., где записано: “Воскресенское село на речке Жмунке храм Воскресения Христова...”. По церковно-административному делению село Воскресенское принадлежало к Патриаршей (с начала XVIII века - Синодальной) области, а с 1742 - к Московской епархии.                Все постройки в сельской местности в то время были деревянными  и пожары  часто уничтожали их.   22 октября 1705 году от удара молнии Покровская церковь в селе Воскресенском сгорела. В том же году, в декабре, притч этой церкви получает указ Великого Государя Петра Алексеевича и архиерейское благословение преосвященного Стефана (Яворского) Митрополита Рязанского и Муромского на строительство новой церкви на месте сгоревшей. Уже через год по благословенной грамоте попу Луке Автомонову был выдан антиминс. Это означало, что служение в новой церкви уже началось. Построенная в 1706 году деревянная Покровская церковь являлась до 1865 года приходской для села Воскресенского и окрестных деревень.
   
Монументальный век XV и XVI с его исканиями объединения земель вокруг Москвы; с “О, прощай же до смерти надоевшая Орда!”; с его головокружительным и захватывающим утверждением старца Филофея о “третьем Риме”, который должен устоять, который и есть “держава московского государя”, и есть Святая Русь, и всем непременно вместе нужно удерживать, потому как некому другому в мире больше удерживать мир.
В это могучее и насыщенное событиями время, время великих преобразований и изменений, прежде любезное для великих князей место “ловчих” и “сокольничих путей” – княжеских охот, место “сословесий” и “предстояний”, “краснолепная волость Черно-головль” оставлена на отдохновение и на свидетельство того, что будет происходить по соседству, вблизи: где-то совсем рядом, по Стромынке через Владимир на Казань идут войска князя Ивана IV, немного спустя по времени по той же дороге Великим постом набожный царь Алексей Михайлович с дражайшей супругой Натальей Кирилловной в “нарядном” царском поезде спешат в обитель преподобного Сергия “в Троицын мо-настырь”. Рядом в селе Тайнинском  проходит встреча  Лжедмитрия I с царицей Марией Нагой и та признает его сыном своим, а еще ближе в имении Глинки русский Фауст Яков Велимович Брюс устрояет обсерваторию.


Братья Федор и Григорий Волковы

История в лицах обновляется в селе Воскресенское с восшествием на престол Екатерины Великой. В 1750 году село Воскресенское, в числе других земель дворцовой Черноголовской волости, было пожаловано Императрицей Екатериной II “за известную службу и усердие” то есть за участие в дворцовом перевороте 1762 года, дворянам Федору и Григорию Григорьевичам Волковым. Федор Волков принял участие в политических событиях 1762, поддерживая сторонников Екатерины Алексеевны. Еще загодя, в 1761 г. “Отец Русского театра” принимал деятельное участие в сговоре с целью свержения мужа Екатерины слабовольного и капризного императора Петра III. Немецкий историка Е. Пальмер нам сообщает: “Волков конфликтовал с императором на почве музыкального театра. Пётр Фёдорович в бытность свою Великим князем отверг услуги Волкова в качестве композитора и постановщика опер в театре Ораниенбаума. Волков в гневе оскорбил Великого князя, за что тот отдал его под арест. О ненависти Волкова к Петру Третьему было хорошо известно при дворе. Именно поэтому Волкову было поручено убийство императора. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада” .
Тайный советник и поэт Петр Андреевич Вяземский в свое время рассказывал случай о “блистательной импровизации” Федора Волкова: “второпях забыли об одном: об изготовлении манифеста для прочтения перед присягой. Не знали, что и делать. При таком замешательстве кто-то в числе присутствующих, одетый в синий сюртук, выходит из толпы и предлагает окружающим царицу помочь этому делу и произнести манифест. Соглашаются. Он вынимает из кармана белый лист бумаги и, словно по писанному, читает экспромтом манифест, точно заранее изготовленный. Императрица и все официальные слушатели в восхищении от этого чтения. Под синим сюртуком был Волков” . Другой мемуарист — А. М. Тургенев поведал более серьезную версию, о чем говорили, вернее, перешептывались современники событий 1762 года: “При Екатерине первый секретный, немногим известный, деловой человек был актер Федор Волков, может быть, первый основатель всего величия императрицы. Он, во время переворота при восшествии ее на трон, действовал умом; прочие, как-то: главные Орловы, кн. Барятинский, Теплов — действовали физическою силою, в случае надобности, и горлом, привлекая других в общий заговор. Екатерина, воцарившись, предложила Федору Григорьевичу Волкову быть кабинет-министром ее, возлагала на него орден св. Андрея Первозванного. Волков от всего отказался” .
 Братья Волковы были в числе лиц, награжденных Екатериной II вскоре после восшествия на престол: им присваивалось дворянское звание и даровалось по 300 душ и 10 тысяч рублей. В Грамоте о пожаловании братьям Федору и Григорию Волковым дворянского достоинства, в частности, говорилось:
“...При благополучном же Нашем на всероссийский Императорский престол вступлении, как вышеупомянутый покойный брат его Федор Григорьев сын Волков особливо, так при нем и он, Григорий, купеческими верными сынами Российскими отличные услуги и верность Особе Нашей оказали, за которые их Нам вернорадетельные услуги, усердие и верность Мы оных Федора и Григорья Волковых в прошлом 1762 году августа 3 дня дворянским достоинством Нашей Всероссийской Империи всемилостивейше пожаловали” .
30 января 1763 года на Неделе Сыропустной в честь восшествия императрицы на престол Федор Волков поставил представление-панегирик «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели», представление прославляло Екатерину Великую, сравнивая ее с Минервой – богиней мудрости и правосудия. Очевидец А. Т. Болотов сообщал, что лицедейство было “совсем новое, необыкновенное и никогда, не только в России, но и нигде не бывалое… подобное Римским… Там на высокой колеснице изображался Парнас, Аполлон, Музы. Тут восседал Марс с Героями в полных доспехах. Здесь видели Палладу или Минерву с Шлемом на челе, с Эгидою, копьем; у ног ее Сова с Математическими инструментами”. В маскараде участвовало около четырех тысяч человек на 250 колесницах, влекомых волами” . Сам Федор Петрович простудился на маскараде и умер от воспаления легких 4 апреля 1763 года. К 1781 году село Воскресенское остается уже в единоличном владении Григория Григорьевича Волкова, который скончался, вероятно, к этому времени.


Дворянский род Симанских

Во всяком случае, в 1781 году село числится за дочерями Г.Г. Волкова, одна из которых, Катерина Григорьевна, вышла в 1780-х годах замуж за будущего главного Командира Рижского порта Александра Лукича Симанского, прапрадеда патриарха Алексия I-го (Симанского Сергея Владимировича). Катерина Григорьевна оставалась юридически владелицей села Воскресенского до 1797 года, когда она сдала его в залог в Государственный Заемный банк. В 1799 году село записано как вотчина контр-адмирала А.Л. Симанского. Вообще, надо прибавить, что Симанские – это древний дворянский род, из которого вышло изрядное множество блистательных военных и государственных деятелей. В дальнем родстве с Симанскими были А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов.


Князья Тюфякины

С 1802 года село Воскресенское переходит в вотчину князя Ивана Петровича Тюфякина действительного тайного советника, действительного камергера; при Павле I капитана замка Кремлевского и Слободского дворца. При князе Иване Петровиче в 1833 году, тщанием “князя и доброхотов” было начато строительство каменной большой теплой церкви рядом с деревянной Вознесенской. 14 октября 1834 года в день храмового престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы храм был освящен митрополитом Московским святителем Филаретом (Дроздовым).
 Сын Ивана Петровича князь Пётр Иванович Тюфякин родился в 1769 г. Родители его, судя по всему, рано стали жить порознь. Отец, князь Иван Петрович Тюфякин, находился на военной службе. Мать, Мария Александровна, оставалась в имении – в с. Лежневе, Шуйского уезда. После того, как стало определенным её сумасшествие, и выходки её стали «развращать благонравие», как сообщается в архивных документах, ребёнок стал жить с отцом, а к княгине, по её же желанию, были назначены опекуны.
Удивительно, но фамилии Тюфякина нет в указателе Черейского , хотя влияние его деятельности на культуру эпохи Пушкина А.С. решительно несомненное.
 В жизни Тюфякина много необъяснимого. В 1788 г. он, принимая от опекунов материнское имение, был сержантом лейбгвардии Преображенского полка. В 1793 г. он назначен камер-юнкером двора Великого Князя Александра Павловича и, спустя пять лет, пожалован в камергеры; 20 Апреля 1799 г. Тюфякин, в чине подпоручика, уже уволен от службы и сослан Императором Павлом I в Москву. В ответ на ссылку молодой князь “видя себя обманутым в надежде сделаться любимцем царя, с досады поселился в Париже”. Но вскоре в 1812 г. Тюфякин, как знаток театров, назначается вице-директором и присутствующим в Конторе театральной дирекции, для управления хозяйственной частью, в 1816 году пожалованнй в гофмейстеры и удостоенный высоких наград становится директором Императорских театров. 
Князь приглашает в Россию танцоров, среди них – Антонен и Валанж. Соединив абонементы русского и французского театров, он привлекает внимание аристократического Петербурга к русскому театру.
В 1820 году Тюфякин решает ехать в Париж для пополнения французской труппы. В это же время на стол Государя императора ложится изрядное количество писем-жалоб от “униженных в своем Отечестве актеров”.  В Париже Петр Иванович получает письмо с указом Александра I, где доводится до его сведения, что он “вовсе увольняется от управления театрами”. Бывший гофмейтер и командор Мальтийского ордена, обладатель огромного состояния, этот «русский Крёз» снимал раскошные апартаменты напротив парижской оперы. Когда в разгар Второй французской революции русским было приказано выехать из Парижа, Тюфякин выпросил у Николая I позволения остаться на месте по причине болезни. Император дал согласие, но потребовал от бездетного князя передать свои русские имения своим родственниками  по линии Долгоруковых, оставив за собой лишь ренту. Петр Иванович умер в любимом Париже в феврале 1845 года и был похоронен на кладбище Монмартр.


Князья Долгоруковы

С 1835 года Воскресенское – вотчина князя Василия  Васильевича  Долгорукова. В 1806 году началась очередная русско-турецкая война. Только что поступивший на службу двадцатилетний поручик гвардии князь Василий Васильевич Долгоруков добровольцем отправляется на фронт. В кровопролитных боях, в сражении под Силистрией (Болгария), он проявляет редчайшую отвагу. Награжденный золотой шпагой «За храбрость», князь Долгоруков возвращается в Санкт-Петербург, где на одном из балов знакомится с воспитанницей Смольного института благородных девиц – княжной Варварой Сергеевной Гагариной и влюбляется в нее с первого же взгляда. Ради нее он оставляет военную службу и по благословению матери поступает на службу при дворе. Ему 26 лет, и он камер-юнкер, чуть позже егермейстер, шталмейстер двора, управляющий царскими конюшнями и государственными конными заводами. В 1832 году Василий Васильевич был избран предводителем дворянства Санкт-Петербургской губернии, оставаясь на этом посту более 10 лет. Умер князь в 74 года в 1858 году и похоронен. На смоленском кладбище Петербурга. В этот же год вокруг кладбищенской холодной деревянной церкви села Воскресенское была сооружена ограда погоста.


Как бы эпилог

В разные эпохи и столетия в Воскресенском появлялись известные лица отечественной истории – святые угодники средневековой Руси и новомученники Церкви Русской, благоверные князья и представители дворянства, художники и поэты, знаменитые личности и люди незаметные. По дорогам веси Воскресенской проходили преподобный Сергий Радонежский и будущий святитель Тверской и Кашинский ктитор Николаевской Берлюковской пустыни Феодорит (1573-1578); святители Московские митрополит Иннокентий (Вениаминов) и митрополит Макарий (Невский). В окрестностях творили свои картины Василий Суриков, Леонид Пастернак, Екатерина Гольдингер, Всеволод Воинов, строил архитектор русского модерна Лев Кекушев. В страшную пору советского лихолетия в Покровском храме служил священномученик пресвитер Дмитрий Беляев, расстрелянный на Бутовском полигоне в 1937 году…

Лица и судьбы сплетаются в причудливые кружева и узоры.  Нам же безрассудно и недозволительно выпустить из рук своих бесценное руно, испещренное орнаментами и росшивью имен героев, кои оставили на нем яркий след свой. 
 
               






Литература

1. ПСРЛ, т. X, стр. 211; т. VII, с. 205
2. Там же, с. 207
3. Российский государственный архив древних актов 2019 - Духовные грамоты великих князей московских XIV-XVI вв. 2017 / Электронный ресурс: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/index.html (дата обращения - 19.06.2019).
4. Palmer, E. Peter III. Der Prinz von Holstein. — Erfurt, Deutschland: Sutton Verlag, 2005. — s. 71-72, 114. — ISBN 3-89702-788-7
5. П. А. Вяземский. «Старая записная книжка» Сост., статья и комментарий Л. Я. Гинзбург Л., 1927, с. 57.
6. А. М. Тургенев. Записки. — Русская старина, т. 8, 1887, с. 83.
СПб. вед., 1762, 9 авг., № 64
7. Огаркова Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора. СПб., 2004 С. 32.
8. Известный справочник Л. А. Черейского  «Пушкин и его окружение».


Рецензии