Прага. Вокруг Кафки. Часть 3

  Продолжение. Предыдущая часть - http://www.proza.ru/2019/08/15/1313

  Если от музея Кафки провести условную прямую линию через правую береговую опору Манишева моста, то на пересечении этой линии с улицей Визенска (Vеzenska, произносится "Вьезенська" в переводе с чешского - "тюремная"), у Испанской синагоги мы обнаружим памятник Кафке и его творчеству работы известного чешского скульптора Ярослава Рона.
   
  К этому памятнику, на другой берег Влтавы, мы мысленно и перенесёмся на несколько минут, прежде чем войти в экзистенциальное пространство музея Кафки.

  Скульптура Ярослава Рона установлена в родном районе знаменитого писателя. Как выглядел этот район во времена детства и юности Франца, мы увидим в оригинальном кинозале музея.
   
  Скульптура явно "не для простых умов":  что может означать фигура элегантного  господина, сидящего на загривке пустого костюма гигантского размера?!

  Официальная, если можно так выразиться, версия объясняет, что это призыв Кафки-философа к человечеству выбраться из оков повседневности, отрешиться от бесконечных мелочных забот и взглянуть на происходящее в мире сверху - глобально, как теперь модно говорить.
 
  К версии призыва "взглянуть сверху" хотелось бы добавить, что многие писатели  не смогли вовремя принять меры даже для того, чтобы защитить себя и своих близких от стремительно надвигавшегося нацизма.
 
  Все сёстры Кафки погибли в гитлеровских концлагерях. Погибла в лагере и Милена, хотя она не была еврейкой, но стала коммунисткой и активной участницей Сопротивления.

  Распространено мнение, что скульптура Ярослава Рона создана под влиянием фантастического рассказа Кафки  "Описание одной борьбы". Подробнее об этом можно прочесть  в публикации Татьяны Виноградовой (http://www.proza.ru/2016/05/05/145).

  На мой взгляд, многие приведенные именно в этом рассказе Кафки детали не соответствуют внешнему виду скульптуры.

  Скорее это только  некоторое внешнее сходство.  В данном случае,  поместив личность над "толпой", Кафка   исследует  взаимовлияние личности и общества, которому эта личность вроде бы собирается "служить".
 
  В частности, мне эта скульптура напомнила строки Франца Кафки из его первого романа "Америка", известного также под названием "Пропавший без вести".

  Речь о фрагменте, описывающем как главный герой, молодой немец по имени Карл, попавший в Америку в начале прошлого века, наблюдает с верхнего балкона многоэтажки за разворачивающимся внизу предвыборным митингом.

  История  о том, как и почему Карл попал на этот балкон,  заслуживает отдельного внимания. Надеюсь, читатель найдёт в себе силы "продраться" сквозь некоторые сложности языка Кафки и прочтёт этот рассказ сам.
 
  Дело в описываемом отрывке происходит поздно вечером,  когда большинство жителей района уже отошли ко сну.
 
  Вдруг, как пишет Кафка:  "…откуда-то издали, из глубины переулка послышалось ритмичное буханье барабанов и заливистое пение труб.
 
  Отдельные выкрики, стремительно приближаясь, переросли в единый всеобщий рев.
 
  Карл обернулся — на все балконы вокруг снова высыпали люди.
 
  Наконец из темноты появились трубачи и барабанщики, они выползали широкой колонной, за рядом ряд…

  Тем временем внизу вслед за музыкантами на улицу вползла главная часть шествия.
 
  На плечах у здоровенного детины важно восседал некий господин, — отсюда, с высоты, можно было разглядеть только его отсвечивающую лысину, над которой он приветственно помахивал цилиндром".

  Как оказалось, завтра в этом округе должны выбирать судью, и господин, которого несут, является одним из кандидатов на этот пост.
 
  Далее Кафка очень убедительно описывает, как по мере нарастания толпы и подогрева её алкоголем за счёт кандидата последний из центра внимания и поклонения превращается в игрушку этой дикой массы и уже толпа решает, куда направит она свою энергию.

  А человек "над толпой" должен выбрать, пытаться ли противостоять дикой силе, рискуя быть сметённым ею, или слиться с ней и использовать её необузданную мощь в своих сугубо личных целях.

  Эти две темы – человека и толпы с одной стороны и необходимости постоянно вглядываться в себя сверху с другой стороны - присутствуют и в других произведениях Франца Кафки, в частности, в упомянутом выше "Описании одной борьбы", – он считал это действенным средством искоренения присущих человеку слабостей.

  Вот так. Чем не марксистское толкование буржуазной демократии?!

  Но советским литературоведам этого показалось недостаточно.

  В предисловии к сборнику  "Из дневников. Письмо  отцу", Москва "Известия" 1988, написано: "Советские литературоведы и некоторые литературоведы социалистических стран немало сделали для того, чтобы развеять миф о Кафке (как о пророке нашего времени – Б. Г.), дать подлинно марксистское истолкование его сложного и противоречивого творчества".

  И вот спустя тридцать лет после этих слов можно констатировать, что Кафка-пророк продолжает завоёвывать умы и души людей, а "марксистское истолкование" куда-то бесследно исчезло…

  А что же всё-таки конкретно изображает скульптура Ярослава Рона, которую читатель видит на моих снимках?

  Для ответа надо читать Франца Кафку, по крайней мере упомянутые выше произведения.

  Хотя намёк содержится в моей заметке.
 
  Мы заходим в музей Кафки. Лучшей публикацией о нём, по-моему, является работа настоящего литератора Татьяны Виноградовой (http://www.proza.ru/2016/05/05/145).

 К  этой же публикации, но ещё и с великолепными фотографиями читатель может перейти по следующим ключевым словам: 

  Татьяна ВИНОГРАДОВА МУЗЕЙ КАФКИ В ПРАГЕ
 
  Продолжение следует…


Рецензии
Кафка призывает человеков подрасти умственно, выйти за пределы телесных рамок. Об этом сообщает памятник.
Потому как истинный человек, природный, гораздо больше плотского тела.

Увы...Кафка, подобно тому же Булгакову, поспешил родиться.
Оба не вписались в тормозную систему бытия.
Но зато породили массу версий и легенд о себе.

Спасибо, Борис, за ссылку. Сходила. Занятно пишет автор. Литературно.
Но увы, я не ощутила близости автора к персонажу, о котором птшет
И этот факт несколько печален:)

Ваши публикации читать интересней, так мне показалось.
В Чехии мне тоже бывать довелось. Самые приятные воспоминания...

Любива   06.12.2021 03:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Любива! Увы, пугающе подавляющее большинство "человеков" и сегодня неимоверно далеки от "умственного совершеннолетия"...С уважением,

Борис Готман   06.12.2021 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.