Серия люди и судьбы самородок

Самородок
Август месяц 1950года в Ленинграде выдался ветренным и дождливым. Преподаватель художественного училищая Владимир Сергеевич собирался в Куйбышевскую область с женой к родственникам в гости. Поезд отправлялся вечером. До  отправки поезда оставалось восемь часов и  ещё раз подошёл к телефону и набрал номер друга:
-Ну, что Николай , надумал . Зачем  сидеть в городе, когда можно с пользой отдохнуть и поработать в глубинке России. Поехали, не пожалеешь. Там такие места, только пиши и пиши... Две недел и дома...
-Ладно уговорил, еду. Уговорил.-Тогда подъезжай на вокзал.Поезд в 20часов 10мин. Билет возьмём перед отправкой.
-Добро. .Встречаемся на вокзале в 18часов.
Родственники встретили гостей ранним утром на вокзале маленького городка Чапаевск.
Жили  дальнем районе города, который похож на посёлок, утопающий в зелени деревьев и августовских цветов на клумбах.
После застолья, мужчины уселись на диване и разговорились о жизни, о работе, обсуждая последние новости. Николай Петрович больше слушал, чем говорил и взглядом обвёл комнату. Вдруг взгляд остановился на единственной картине в рамке. Удивила красота маленького уголка природы. Заросший кувшинками пруд в обрамлении кудрявых серебристо-зелёных ив.
-Чья работа? -спросил он хоязяина.
-Да, это одноклассник моего сына Максима рисует. Подарил ему на день рождения, а жена в рамку и на стенку. Нам нравится.
-Сколько ему лет?
-Пятнадцать, как и сыну.
Николай Петрович внимательно всматривался в картину. Потом снял её со стены и подошёл к другу.
-Володя, посмотри. Что ты скажешь?
-Талантливо. Не может быть, чтобы написал подросток. Хотя мазки в некоторых местах наложены в торопях и неаккуратно, а вот пропорции, тени и живая красота переданы профессионально. Позови сына, надо с ним познакомиться.
-Максим,  а у тебя ещё есть работы твоего одноклассника.
- Есть.Это Васька Рудалёв Только он мне  карандашом рисовал. У него на краски денег нет. Это он кому-то по просьбе нарисовал, из остатков  хватило на мою картну. Сейчас покажу. Вскоре принёс рисунки на альбомном листе.
-Это он нас на уроке рисовал. Это я, а это наши девчонки шушукаются. Похож?
- Очень похож. Он и графикой  владеет? А он где учился рисованию?
- Да, нигде. Сам умеет и всё. Он всех подряд рисует в классе, кто попросит.
-А ты нас с ним познакомишь? Конешно. Сейчас позову. Он на улице.
Вскоре в комнату вместе с Максимом вошёл подросток худощавого телосложения, с виноватой улыбкой и удивлёнными глазами
-Здрастьте.
-Давай знакомиться.  Николай Петрович, преподаватель ленинградского художественного училища, художник РСФСР.
-Настоящий?- воскликнул от удивления Максим.
-Настоящий,самый настоящий.
-Вася, -еле слышно от волнения произнёс подросток
-Скажи Василий, ты давно пишешь картины?
-Давно.
-А кто тебя учил?
-Никто. Просто умею и всё.
- В школе, уроки рисования есть? Учитель хороший?
- Хороший. Он у нас черчение и рисование преподаёт. Уроков рисования мало.
-А можно увидеть твои работы, которые ты подарил? Нам только посмотреть. Помнишь кому подарил? Давай вместе попросим.
В четвером они за  вечер обошли четырё квартиры, где были работы Василия, написанные по просьбе заказчика. Люди показывали, хвалили, а когда узнавали,  откуда приезжие,  предупреждали:"Картины не отдадим. Мы давно поняли, что мальчик талантлив, когда увидели его картины у знакомых. Потому и заказали и краски, и холсты частенько дарим. Денег он не берёт. Очень многим он написал природу нашего посёлка. Некоторые портреты заказывают."
На следующий день Они попросили Максима познакомить их с учителем черчения.
Выслушав гостей из Ленинграда, учитель, пожилой  седовласый человек со строгим взглядом , покачал головой и сказал:
-Это что. Я Вам покажу, портрет учителя русского языка, вырезанный на парте ножом, но с начала познакомлю с самой Верой Семёновной. Она у нас и завуч, а уж потом Вы сами сделаете выводы. Вера Семёновна была ростом ниже среднего. Массивная полнота старила её, но добрая улыбка и мягкий голос позволяли не замечать, огромное лицо со множественными складками, волнистые тёмные волосы, собранные в  маленький пучок на затылке. Локти из-за тучного телосложения были расставлены в сторону. Ученики за глаза называли её "Колобок". Она об этом знала, но не обижалась, а только безобидно улыбалась.
  -Мальчик очень талантлив. Правда учится средне, а мог бы учиться лучше, но ленится.
Добрый отзывчивый. Мы его способности к рисованию заметили с первого класса. Везде, где можно рисовал. Его рисунки уже тогда отличались от сверстников. Он у нас стенгазеты оформляет. Я знаю , что он вырезал перочинным ножичком мой портрет на парте. Не обижаюсь. Увидите сами.
В подсобном помещение класса черчения на столе стояла доска от парты с портретом Веры Семёновны. Сходство было поразительное. Портрет был не просто вырезан одним нажимом. Разная глубина линий, переплеталась с лёкими штрихами и сдирами.
Отдельные элементы портрета подчёркивали и характер, и внешнюю красоту при нездоровой полноте. Чувствовалось, что автор к ней относится доброжелательно и с уважением.
Владимир провел рукой по портрету, и задувчиво произнёс.
-Не верится, что так может написать мальчишка, не имея образования и наставника.
Учитель черчения показал ещё несколько альбомных листов, где были написаны
зарисовки Василия.
-Природный дар ему дан с выше. Он к этому дару относится, как к забаве, несерьёзно.
Семья бедная. Родители неграмотные. Второй ребёнок в семье. Ему бы учиться в этом направлении. Толк бы из него вышел несомненно. Самородок. Да Вы и сами вижу, поняли. Вот такие дела.
Владимир и Николай долго обсуждали работы Василия и пришли к единому решению. Мальчишке надо дать дорогу. Это действительно самородок.
-Давай Володя поговорим с его родителями. Может отдадут его учиться в Ленинград?
Будем привозить на каникулы. Что мы вдвоём его не выучим?
-Что у мальчика огромный талант-это безспорно. Согласен.
К родителям Василия они пришли вместе с учителем черчения. Встретила их мать удивлённо и с лёкгим испугом в глазах.
-Опять что ль Васька созорничал? Исписал стены?
-Не беспокойтесь Полина Ивановна. Это преподаватели художественного училища из Ленинграда. Поговорить с Вами хотят. А Вася ничего плохо не сделал. Всё хорошо.
Раговор был долгий и напряженный. Мать слушала внимательно, не перебивая, но лёгкое покачивание головы свидетельствовало, что она не принимала их предложение об обучении сына и его отъезде в далёкий город.
Подошедший отец, выслушал и спокойным голосом твёрдо ответил:
-Мы люди неграмотные, из бедных крестьян. У меня два класса церковно-приходской школы, а мать совсем писать не умеет.Васькины рисунки так это  баловство.
Пущай учится в школе хорошо, и специальность получит рабочую. Вы уж на нас не обижайтесь, но сына от себя никуда не отпустим. Дочь вот -вот замуж выйдет, он с нам останется. Нам опорой будет.
-Вы поймите. У Василия талант от Бога. Ему учиться надо. Этот талант ему , когда он повзрослеет, не даст определиться в жизни, если выберет другое занятие. Будет его внутренне раздваивать. Он будет метаться от нереализованности. Из него выйдет настоящий художник.
-Нет. Уж простите нас, Христа ради. Пущай при нас растёт.
-Вы подумайте ещё, не спешите.
С глубоким сожалением приняли  через несколько дней и повторный отказ родителей.
-Ни учителя, ни знакомые  не смогли убедить родителей.
Василий, послушно окончил школу,затем профессионально-техническое училище на механика. Отслужив в Армии два года вернулся домой и  и поступил на завод рабочим. .
Время, проведённое у самодельного мольберта, Василий считатал самым благодатным и этим чувством делился с другом..
Максим однажды застал его за работой. Разговаривал с ним, но замечал, Василий был рядом, но так погружался в работу, что ничего не видел вокруг. Написанные картины по зову души, он прятал в стол, А позже и раздаривал. Люди брали с благодарностью. Денег он по-прежнему не брал, а краски и холсты принимал.  Никому не отказывал, когда его просили написать картину.
Первая любовь Василилия вдохновляла его на портреты. Портрет любимой девушке он подарил при встрече. После нескольких свиданий девушка отказала ему во взаимности и стала встречаться с другим парнем. Василий долго переживал. Только написав акварелью или карандашом очередной портрет любимой, успокаивался. Больше он ни с кем не знакомился и даже сторонился девчат. . Он и сам не заметил, как пристрастился к выпивке, которая на небольшое время притупляла душевные переживания. Потом были женщины, которые не оставляли в его душе никакого следа. Он нравился многим женщинам, за добрый  и отзывчивый характер, но отшучивался и отходил.
Однажды  в цехе появилась молодая женщина, которая ему приглянулась. Он с ней заговорил. В перерывах стали встречаться. Нина, так звали её, кокетничала с ним и оказывала знаки внимания. Женщины заметили их цеховой роман и однажды пристыдили её:
-Ты что творишь? Ты же замужем. Мы знаем, кто твой муж. Думаешь до него не дойдёт слух о твоих похождениях? Не ломай Василию  жизнь. Это же грех большой.
Пытались убедить Василия не связывать отношения с ней, с замужней женщиной, но Василий улыбаясь отвечал:
-Вас не поймёшь. То почему не женишься, то почему думаешь жениться. Определитесь , наконец. Она  с мужем разведётся. Всё будет  честь по чести.
До мужа Нины дошли все похождения жены.  Нина из цеха перевелась в другой цех, а Василий не вышел на работу. Скоро узнали, что муж заставил Нину написать заявление в милицию об изнасиловании. Только  характеристика с работы и защита всей бригады помогла Василию отделаться условным сроком. После этого Василий запил, а через год из-за прогулов был уволен.  Вскоре устроился слесарем в ЖКО при заводе, но и там прогуливал.  Последнюю картину он написал за год до смерти. Она висела у него дома на стене напротив его кровати. Это был одинокий  тополь на  краю зелёного оврага. Со стороны оврага были видны его могучие оголённые корни. По дну оврага со стороны пруда бил ключ, и робкий ручеёк  бежал  по его дну тёмно-синей лентой, словно подводя окончательную черту его жизни.  Казалось, ещё немного  дожди и вешние воды смоют тополь в овраг.
Восхищение яркой  красотой описанной природы, душевное волнение и чувство обречённости вызывал пейзаж картины, несмотря на нежный золотой вечерний закат.


Рецензии