Моя мама Рахиль Юдовна

До шестнадцати лет я не знал, как зовут мою маму . Все вокруг назызвали ее Еленой Юрьевной. И она всем так рекомендовалась. По достижении совершеннолетия я получил паспорт и должен был "прописаться по месту жительства". Прописывающее учреждение находилось в каком-то, послевоенной постройки, двухэтажном здании на улице Берестянской, из тех, что по легенде строили еще пленные немцы. Представляете, какая тяжелая аура была у этого дома. Я в те годы такие вещи остро чувствовал.
  Там в большом кабинете, куда я попал после долгой очереди, сидел чиновник, который, услыхав мою фамилию, включил неприятную ухмылку и не выключал ее до самого моего ухода.
Он полистал домовую книгу и спросил:
- Як твою матку завуць?"
Я сказал:
- Елена Юрьевна.
Он помахал у меня под носом книгой и сказал:
- Здесь нема такой. Есть Рахиль Юдовна.
- Наверное, - ответил я.
- Не наверное, а точно. И что вы так, я извиняюся, явреи, своей нации стесняется. Не надо стесняться своей нации. У меня тут много разных наций прописывается. Бывает и татары и немцы, цыгане бывают, никто своей нации не стесняется. Только вы стесняетесь своей нации. Чувствуете, наверное,  какую-то свою вину?...
- Мы не стесняемся, - сказал я.
- Если не стесняетесь, то почему тогда неверное имя даете.
- Все так ее зовут: «Елена Юрьевна.»
- А на самом деле Рахиль Юдовна. Человеку имя в паспорте записывают. Зачем? Чтобы его с другим человеком не перепутать, чтобы его, в случае чего, по имени всегда можно было найти. А вы, как шпионы, себе имена меняете. Это уже не первый такой случай я вижу.
Этот жлоб говорил мне ужасно обидную правду и у меня не было никаких аргументов, чтобы эту правду опровергнуть. Я только и смог, что воскликнуть:
- Чего вы от меня хотите!
- Хочу, чтобы ваша нация вела себя порядочно, чтобы перестали обманывать других...
Вечером я поведал эту историю бабушке:
«Пьет Иван, а пьян Абрам. Они нас убивают, а мы чувствуем себя за это виноватыми.» - сказала бабушка.


Рецензии