Немецкие партизаны в Африке

Первая мировая: немецкие партизаны в Восточной Африке

С конца XIX века Германия владела колониями в Африке, Океании, несколькими территориями в Тихом океане, а также военно-морской базой в Китае, на востоке Шаньдунского полуострова.
 


 После начала Первой мировой войны колонии Германии в Африке – Тоголенд (ныне государство Того), Германская Юго-Западная Африка (ныне государство Намибия), Камерун (ныне государство под тем же названием) сравнительно быстро были оккупированы странами Антанты.

А вот Германская Восточная Африка оказалась для противников необычайно крепким орешком, здесь бои шли в течение всей войны. И причиной тому стал сорокачетырёхлетний подполковник Пауль фон Леттов-Форбек (Paul von Lettow-Vorbeck), командовавший колониальными войсками Германской Восточной Африки. Волевой, честолюбивый, энергичный, сын прусского генерала, в армии с одиннадцати лет (кадет), Леттов-Форбек «с младых ногтей» впитал в себя традиции прусской военной касты беззаветного служения «кайзеру и фатерланду».

Германская Восточная Африка была окружена колониями стран, враждебных Германии – на севере располагалась Британская Кения, на западе Бельгийское Конго, на юго-западе британская Северная Родезия, на юге португальский Мозамбик. Германские военные силы в мирное время насчитывали здесь две с половиной тысячи бойцов (одна тысяча немцев, главным образом, офицеров, две с половиной тысячи «аскари», так назывались на языке суахили чернокожие солдаты колониальных войск).

По отношению к туземцам Леттов-Форбек не проявлял обычных для колонизаторов тех времён надменности и высокомерия, был прост и доступен в общении, держал слово, данное местным жителям, он изучил язык суахили.

Леттов-Форбек отступает, но не совсем

О начале Первой мировой войны в Дар-Эс-Саламе, столице Германской Восточной Африки, узнали 5 августа 1914 года, и Леттов-Форбек, не дожидаясь указаний из Берлина, сразу же организует нападения небольшими отрядами (их называли патрулями, сейчас их бы назвали разведывательно-диверсионными группами) на проходившую вблизи от границы немецкой колонии с Кенией Угандскую железную дорогу, которая, связывая Кампалу, столицу британской колонии Уганда, с кенийским портом Момбаса, была главной экономической и военной артерией союзников в Восточной Африке.

2 ноября 1914 года Леттов-Форбек разгромил наголову восьмитысячный англо-индийский десант, высадившийся в районе стратегически важного порта Танга (на северо-востоке колонии, на берегу Индийского океана).

В ходе войны Леттов-Форбеку удалось довести численность своей армии до 14 тысяч человек (три тысячи немцев, 11 тысяч аскари).

Весь 1915 год англичане, наученные горьким опытом борьбы с хитрым и проницательным противником, не предпринимали попыток решительного проникновения на его территорию.

Только в марте 1916 года английские войска (их значительную часть составляли индусы) под командованием генерала Яна Христиана Смэтса (Jan Christiaan Smuts) начали наступление из Кении. В середине года бельгийцы развернули наступление с запада (из своей колонии Конго). Одновременно с юго-запада, с территории Северной Родезии (ныне государство Замбия) наступали войска Южно-Африканского Союза, доминиона Великобритании, а с юга, из Мозамбика, португальские войска (Португалия объявила войну Германии 9 марта 1916 года).

К концу 1916 года вся территория Германской Восточной Африки была занята союзными войсками, но Леттов-Форбек, отступая, закрепился на юго-востоке колонии, в долине реки Руфиджи, в ту пору неизученном европейцами глухом закоулке восточной Африки, в непроходимых для своих преследователей густых кустарниках саванны и тропических лесах. Солдаты-аскари, для которых эти места были родными, знали здесь каждую потайную тропинку.

Леттов-Форбек перешёл к способу ведения войны, который во всём мире называют партизанским – действовал преимущественно небольшими патрулями (8;10 бойцов) в тылу, порой очень глубоком, противника, нарушая его линии снабжения, нападая из засад на проходящие неприятельские отряды, на английские лагеря и сторожевые посты в саванне, подрывая мосты и железнодорожное полотно.

Партизан, он и в Мозамбике партизан

Только в ноябре 1917 года Леттов-Форбек, который понял, что английские лазутчики, наконец, выследили его пристанища в глухой саванне, отступил из Германской Восточной Африки на юг, в Мозамбик (тогда португальская Восточная Африка), где он продолжил партизанскую войну.

Петляя и кружа, постоянно меняя направление движения, сбивая с толку преследователей, непредсказуемый и неуловимый Леттов-Форбек прошёл половину территории Мозамбика, дойдя в июне 1918 года до реки Замбези, громя португальские гарнизоны и захватывая столь необходимые ему продовольствие, оружие и боеприпасы.

Затем он направился на северо-запад, 31 октября 1918 года вторгся в Северную Родезию и 9 ноября с боем занял город Касама (на северо-востоке нынешней Замбии), но это уже был последний боевой успех немецких «партизан». О том, что 11 ноября 1918 года между Германией и Антантой заключено перемирие, он, уже генерал-майор, награждённый самым высоким прусским военным орденом «Pour le m;rite» («За заслуги»), узнал 14 ноября 1918 года от пленённого мотоциклиста, объезжавшего британские воинские части с этим известием.

25 ноября 1918 года в городе Аберкорне (ныне город Мбала, к югу от озера Танганьика) состоялась официальная церемония сдачи Леттов-Форбека, его отряд к этому времени состоял из 1400 человек (200 немцев, 1200 аскари).

Столь малое число бойцов в отряде объясняется отнюдь не большими потерями в бою, а другими причинами – массовым дезертирством аборигенов-аскари (армия ушла слишком далеко от их родных мест), а также тем, что значительная часть его бойцов оказалась поражена эпидемией «испанского гриппа».

Леттов-Форбеку и его бойцам было разрешено оставить при себе личное оружие, они были освобождены из краткосрочного (всего два месяца) плена с почестями, как указывалось в английском документе, «учитывая храбрость, с которой они сражались».

Леттов-Форбек стал последним немецким генералом, сложившим оружие в Первой мировой войне.

Националист, ставший при жизни легендой, но не нацистом

Возвратившимся в Германию в марте 1919 года Леттов-Форбеку и оставшимся в живых немецким солдатам его армии был уготован триумфальный приём в Берлине. Встреченные восторженной толпой, они прошли под звуки духового оркестра через Бранденбургские ворота.

Леттов-Форбек стал при жизни легендой, открытки с его портретом были необычайно популярны в Германии 1920-х годов. Именем Леттов-Форбека были названы улицы во многих городах Германии, школы, гимназии, воинские казармы и даже вид динозавра Dysalotosaurus lettowvorbecki, откопанный немецкими археологами во время экспедиции в Германcкой Восточной Африке в 1909;1913 годах.

Почитание это родилось не на пустом месте – Леттов-Форбек четыре года водил за нос превосходящие силы противника – 300 000 британцев, индусов, южноафриканцев, бельгийцев и португальцев. В Восточной Африке он в отличие от немецких войск на европейском фронте, остался непобедимым.

Показательно стихотворение, датированное 1927 годом (время, когда многие в Германии не могли смириться с условиями унизительного Версальского договора, навязанного Германии после Первой мировой войны), автор которого – Фридрих Вильгельм Мадер (Friedrich Wilhelm Mader), офицер-подчинённый Леттов-Форбека по войне в восточной Африке. Вот его заключительные строки:

Nur ein Name

durch Nacht und Not

Strahlt uns,

wie Zukunftsmorgenrot:

Lettow-Vorbeck!



Только одно имя

в ночи и в нужде

Cияет нам, как

утренняя заря будущего:

Леттов-Форбек!

С приходом в январе 1933 года Гитлера к власти в Германии нацисты пытались использовать популярность Леттов-Форбека и его славу, но, он, убеждённый националист, вопреки их ожиданиям – удивительное дело! – нацистом так и не стал.

Утверждение Леттов-Форбека, что солдаты-аскари успешно подвергались «германизации», что они верно служили «кайзеру и фатерланду», оказывалось в резком противоречии с нацистской расовой доктриной, согласно которой африканцы – это «низшая, неполноценная раса» с ограниченным интеллектом. Министр пропаганды Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) записал в своём дневнике 2 февраля 1938 года: «Леттов-Форбек выступает против государства и против партии. Я запретил ему публичные выступления».

Во время Второй мировой войны погибли оба сына Леттов-Форбека, в марте 1945 года его дом в Бремене был разрушен английской авиацией.

«Леттов-Форбек не совершил ничего, что было бы предметом почитания»

После войны Леттов-Форбек выживал с трудом, он не получал пенсии, и здесь ему пришёл на помощь его бывший противник по войне в Восточной Африке Ян Христиан Смэтс, ставший фельдмаршалом и премьер-министром Южно-Африканского Союза, который вплоть до своей смерти в сентябре 1950 года регулярно присылал ему денежные переводы и продуктовые посылки.

Леттов-Форбек написал пять книг-воспоминаний, в 1953 году, а затем в 1964 году, незадолго до своей смерти, он посещал Восточную Африку. Бывшие аскари, уже старики, устроили ему самый тёплый приём. Леттов-Форбек прошёл по путям-дорожкам давних боёв и рейдов, которые поставили его в число наиболее успешных партизанских командиров в мировой военной истории.

Здесь уместно заметить, что Леттов-Форбек ещё в 1927 году добился, чтобы солдаты-аскари получили невыплаченное с 1917 года жалованье, а также небольшую пенсию, которая впоследствии продолжала выплачиваться Федеративной Республикой Германией.

Леттов-Форбек умер за три недели до своего 94-го дня рождения 9 марта 1964 года в Гамбурге. Лондонская «Таймс» писала в некрологе: «Среди его противников он считался знающим своё дело, великодушным и благородным солдатом».

Хоронили Леттов-Форбека торжественно, с ротой почётного караула и военным оркестром, шесть офицеров Бундесвера стояли у гроба, покрытого прусским флагом. Похоронную речь произнёс министр обороны ФРГ Кай-Уве фон Хассель (Kai-Uwe von Hassel), сын офицера колониальной армии Германской Восточной Африки, прозвучал прусский гимн «Heil Dir im Siegerkranz» («Славься ты в венце победном»). На похоронах присутствовали двое бывших солдат-аскари, приглашённых в качестве государственных гостей.

В современной Германии отход от апологии колониальной немецкой истории, её критический анализ привели к полной переоценке роли Леттов-Форбека. Стараниями двух историков – Уве Шульте-Варендорфа (Uwe Schulte-Varendorff) и Экарда Михельса (Eckard Michels), написавших обстоятельные исследования, всплыли на свет божий такие факты из биографии Леттов-Форбека, которые он и его восторженные почитатели в разных странах предпочитали не вспоминать.

Леттов-Форбеку припомнили его активное участие в зверском подавлении народного восстания в Китае в 1899;1901 годах, восстания племён гереро и готтентотов в Германской Юго-Западной Африке (ныне Намибия) в 1904;1907 годах, расстрелы протестующих рабочих в Гамбурге летом 1919 года, участие в крайне правом капповском путче против правительства Веймарской республики в марте 1920 года, применявшуюся им при отступлении в Восточной Африке в конце 1917 года – в 1918 году тактику «выжженной земли» (чтобы не оставлять противнику никаких припасов).

Итогом столь восхваляемого в разных источниках этого рейда Леттов-Форбека стало тотальное разорение территорий, по которым проходили его отряды, сотни тысяч африканцев потеряли средства к существованию.

До конца своих дней Леттов-Форбек оставался на позициях защитника колониальной политики кайзеровской Германии, восхвалял немецкий колониальный режим, военные и цивилизационные достижения немцев-колонистов, требовал возвращения немецких колоний. Он одобрял режим апартеида в Южной Африке.

Немецкий историк Уве Шульте-Варендорф (Uwe Schulte-Varendorff) пишет, что Леттов-Форбек «не совершил ничего, что сегодня было бы предметом почитания и примером для подражания».

В заключение следует сказать, что четырёхлетние боевые действия в восточной Африке, первопричиной которых был Леттов-Форбек, решающего значения для исхода Первой мировой войны не имели. Многократно повторяемое утверждение Леттов-Форбека, что его действия способствовали облегчению положения немецких войск в Европе, не имеет оснований.




Яков Черкасский

№ 44, 2018. Дата публикации: 02.11.2018
 

 

 


 




 
© Russkaja Germania


Рецензии
Парадокс партизанского движения заключается в том, что оно движется даже не имея никаких средств снабжения...

Андрей Бухаров   23.09.2023 21:41     Заявить о нарушении