Полусказочный мир джалло - Дарио Ардженто
Фильмы Дарио Ардженто позволяют в полной мере заглянуть в глаза собственным страхам. Во-многом это происходит из-за того, что убийцей оказывается один из хорошо знакомых зрителю героев фильма. Как правило, это один из ключевых персонажей, порой даже жертва, как в "Птице с хрустальным оперением". Страх зрителя получить удар в спину, обнаружить врага среди друзей и любимых - один из мощных инструментов фильмов жанра джалло.
Ардженто снимает очень личные фильмы, не случайно он так упорно искал для последней части своей животной трилогии пару, которая бы внешне была похожа на его жену и самого режиссера. Он заставляет нас бояться при звуках нежных колыбельных в "Кроваво-красном" и потрясающей музыки в "Ужасе в опере", разрушая надежность мира и расшатывая привычные опоры. Он сам входит в состояние подавленности, изменяет восприятие, играет с судьбой.
Человечество создает культуру, чтобы упорядочить свое представление о логике событий, свободе воли и роке, найти островки безопасности в пространстве смыслов. Ардженто показывает, что детская игрушка, ангельски прекрасная девушка, красота мира, музыки - все это может стать источником зла, иррационального по своей природе. Именно любовь к женской красоте, восхищение формами и изгибами тела заставляет режиссера воплощать ужас и смерть в женщине.
Знаменитая трилогия о матерях последовательно рассказывает о трех ведьмах, трех мистических силах, управляющих миром. Полна сложных, не всегда очевидных зрителям, первая часть трилогии, фильм "Сусперия". Вдохновленный очаровательной "Белоснежкой", мастер создает не просто страшную сказку о юной балерине, он заставляет зрителя вернуться в собственное детство - период, когда мы честно признавались себе, что боимся непонятного. Режиссеру не удалось снять фильм про 12-летних девочек из-за цензуры, но это не помешало ему воплотить сказочную условность юного восприятия, зыбкость грани между реальностью и миром жутких грез. Сюжет второй части далеко не сразу складывается в единое целое: зрителю предлагается нарезка из сцен, которая постепенно складывается в общую картину. Страхи усиливаются невероятным музыкальным сопровождением, которое создает вторые и третью планы фильма. Третья часть мощным аккордом завершает этот цикл о матерях ужаса. Старая как мир история об очередном ящике Пандоры, женском любопытстве и опасности рассказана намного понятнее, чем вторая часть трилогии. В фильме много самоцитат, которые делают его сложнее и глубже, благодаря неожиданным ассоциациям. Одна из тем "Третьей матери" - любопытство. Открыв страшный сундук с внутренними демонами, скорее всего придется платить по счетам - его не зря так надежно закрыли.
Несмотря на то, что на фоне современных фильмов ужаса с впечатляющими спецэффектами фильмы классиков порой смотрятся немного примитивно, именно в этих картинах остается свежесть, которой часто не хватает ремейкам и авторским работам современных режиссеров. Мастера уровня Дарио Ардженто создавали жанр, многие из их приемов стали растиражированными клише, хотя когда-то были неординарными находками. Однако талант "Висконти насилия" шире, чем умение напугать или использование точных приемов. Его фильмы заставляют зрителя погрузиться в полусказочный мир джалло, не отпускают и запоминаются, поэтому вряд ли в скором будущем устареют.
Свидетельство о публикации №219081800876