Креационизм или эволюция

Пожалуй, один из главных споров между религией и наукой - о происхождении жизни и человека. Посмотрим, что же нам говорит Ветхий Завет, книга Бытия (Синодальный перевод).

“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.» Быт 2.7-9

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.” Быт 2.16-17

“Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.” Быт 3.1-4

“Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.” Быт 3.17-19

“И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.” Быт 3.22-24


Что нам хотел донести Моисей этой историей?

Чем отличается человек разумный от других биологических видов? Появлением свободы воли, т.е. возможности совершать выбор из различных вариантов действия, основываясь на собственных мыслях – сознании. Именно вкушение плода с дерева познания добра и зла – это переход от животного к человеку разумному. Осознание своей жизни и будущего конца этой жизни – биологической смерти, т.е. прекращение возможности совершать осознанный выбор действий. Именно в этом смысл предостережения о смерти после вкушения плода древа познания добра и зла.

Смерть – это не противоположность жизни. Это момент окончания жизни. Противоположностью смерти является рождение. А жизнь – это то, что между рождением и смертью. Всё, что имеет начало, имеет и конец. Всё, что родилось, рано или поздно умрёт. Жизнь вечная – это не биологическая жизнь некоего организма или вида. Жизнь вечная – это жизнь без смерти, но и, соответственно, жизнь без рождения. Вечная жизнь – единая жизнь всего материального. Никакой принципиальной качественной границы между неживой и живой природой нет. Вся динамика живой клетки проистекает из единых законов химии, которым починяются в равной степени органические и неорганические соединения.

Перейти от биологической жизни к жизни вечной можно только завершив эту самую биологическую жизнь, т.е. закрыть то, что было открыто. Иисус перешел к жизни вечной пройдя через биологическую смерть к воскрешению.

Бытие также предостерегает, чтобы Адам не вкусил плода с другого дерева – жизни и не стал жить вечно. Это древо жизни – не биологической жизни, а именно вечной.

Проводником человека в биологической жизни является дьявол. Он искушает людей поддаваться желаниям – страстям – грехам - страданиям, т.е. выбору одной из крайностей среди пар противоположностей. Религиозные же пророки учат людей истине, т.е. диалектической логике, что всегда надо любую сущность рассматривать как пару противоположностей и не бросаться в одну крайность из пары. Именно люди, которые живут по заветам пророков, смогут победить искушение дьяволом. После биологической смерти познавшие и принявшие истину воскреснут (попадут в рай). Осознание смертности также есть выбор одной крайности из пары противоположностей, составляющей границы жизни: начало и конец.

Вся биологическая жизнь человечества, как совокупности всех людей, т.е. биологического вида, однажды родившись, когда-то умрёт, достигнув предела. Сутью разумной жизни человечества является познание мира. У этого познания есть предел – именно он и является концом света – познание истины для всего человечества. Конечно может случиться так, что человечество погибнет как биологический вид раньше достижения логического конца своей разумной жизни. Например, прилетит метеорит, разверзнутся супервулканы или великие державы перестреляют друг друга ядерными ракетами. Но если человечество уцелеет как биологический вид, то момент окончания пути познания наступит. При этом такой конец света будет не биологическим концом человечества. Сам человеческий вид будет продолжать жить как биологический вид. Только это будет уже не человек разумный. Да и биологическая эволюция продолжится.

Моисей сам, равно как и другие пророки мировых религий, осознали эту самую истину, но не доносили её до людей в явном виде, поскольку понимали, что момент конца познания еще не настал. Человечеству еще было куда развиваться, изучая мироздание в деталях и научно обобщая знания.


В итоге никаких противоречий между религиозным креационизмом и биологической эволюцией нет, если конечно не пытаться читать религиозные тексты несколько тысячелетней давности буквально. Мировые религии смотрят на эволюцию с точки зрения человека, как разумного вида. Наука же смотрит на эволюцию с точки зрения биологии.


В Коране (перевод смыслов Э. Кулиева) история про появление человека и человечества в целом отражена более прозрачно, чем в книге Бытия из Пятикнижия Мусы.

“Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи.
А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени.
Вот твой Господь сказал ангелам: «Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи.
Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц».
Все ангелы до единого пали ниц,
за исключением Иблиса, который отказался быть в числе павших ниц.
Аллах сказал: «О Иблис! Почему ты не в числе павших ниц?».
Иблис сказал: «Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи».
Аллах сказал: «Изыди, и отныне ты будешь изгнан и побит.
И проклятие пребудет над тобой до Дня воздаяния».
Иблис сказал: «Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены».
Аллах сказал: «Воистину, ты — один из тех, кому предоставлена отсрочка
до дня, срок которого определен».
Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех,
кроме Твоих избранных (или искренних) рабов».
Аллах сказал: «Это — путь, ведущий прямо ко Мне.
Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой».
Воистину, Геенна — это место, обещанное всем им.” 15.26-43



PS: Если уж точно говорить, то древо познания добра и зла – это древо человеческой жизни, а древо вечной жизни – это древо человеческой смерти. Такова уж диалектика истинной логики! Вечная жизнь – есть противоположность человеческой жизни, а не её продолжение. И это хорошо.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.