Призрак мятежного Ориона. 63 гл

начало: http://www.proza.ru/2018/12/10/1596
предыдущее: http://www.proza.ru/2019/08/19/214

*Мемуары друга публикуются с его согласия.
Фамилия ЛГ вымышлена. События реальны.

«Новому поколению подводников России в память о тех,
кто погибал без боя и без славы,
но честь не потерял и Присяге не изменил.»

63 ГЛАВА.

1.

Самаринские функциональные и принципиальные схемы БПАП одобрены и доработаны офицерами и мичманами Классов. Под руководством Олега Андреевича рассчитаны на ЭВМ и разработаны в графическом и пояснительном текстовом исполнении, рекомендации по практическому применению. Результаты были оформлены документами промышленного фасона в красивых корочках. Всё это Самарин оставил одному офицеру в надежде, что он сделает заказ на промышленное производство БПАП. Но человек, как-то, затерялся и до сих пор о нём ничего неизвестно. Да и Виктор, не особо рьяно искал его. Необходимое по прибору, было в его голове.

Прибор под условным названием «Лариска», соединил двух кураторов в тактике прорыва противолодочных рубежей и применения оружия в условиях активного противодействия противника - Абрамова и Крестовского.
Самарин не помнил, кто первый из них предложил: «Чёрное море, конечно, глубокое и тёплое, но тебе лучше поменять его на Север или ТОФ». Тогда Виктор, всерьёз задумался над предложением поменять флот.
На ЧФ попал по глупости, имея во Владивостоке две комнаты жены в коммуналке на Проспекте Столетия.
Дальний Восток - любимый край и родина жены...
На майских сборах командиров соединений и объединений по торпедной подготовке, один из них расписал, присутствующим кадровикам - тихоокеанцам о Самаринских «ох каких» способностях и огромном желании получить современную лодку в новострое. Всё бы хорошо, но за очередным застольем, тихоокеанцы проболтались о таком предательстве черноморцам. Командир дивизии капитан первого ранга Кравченко Виктор Андреевич, отправивший Самарина на учёбу, отдал команду кадровику заблокировать его и других ребят, в поползновениях переводов. Он тоже присутствовал на сборах, и в обед вызвал Самарина к себе в каюту общежития слушателей.

***
Виктор догадался о причине вызова, и стыдно было смотреть комдиву в глаза. В этом есть одна из прелестей военнослужащего - обязанность исполнять приказы, не смотря на состояние души и совести. В каюту зашёл вовремя и стыдно напрягся в ожидании обвинений.

- Ну, здравствуй, Самарин,- произнёс артистично Виктор Андреевич. Красиво улыбнулся и повернулся к окну, выходящему на Заневский проспект.
- Здравия желаю, товарищ комдив… Я догадываюсь о причине вызова, - глухо вытянул из себя эти обрывки, Виктор и приготовился выслушать тихие, но упрекающие слова уважаемого им офицера.

Кравченко отличался новаторством и нестандартным подходам к боевой подготовке.

- Вот и хорошо. Примешь «тридцать седьмую». Проект твой. Лодка в отстое, готовится к ремонту. Командир поступает в академию. И, конечно же, поступит. Так что, лодка твоя. Отгуляешь отпуск и принимай. Внедряй свои приборы, обесшумливай и что-то еще, что ты там придумал. Если сможешь раньше появиться - успеешь ведомости ремонта подкорректировать. Ясно? - вкрадчиво и с лукавой улыбкой произнёс Кравченко, поворачиваясь к Самарину в конце сказанного.

- Есть, товарищ комдив,- ответил Виктор, обозначая готовность выскочить с каюты.
Его, просто, пёрло от восторга! Комдив, всё-таки, не смог удержаться от дальнейшего общения и продолжил:

- Я рад, что черноморцы и здесь на высоте. Воронина тоже хвалят. Если мечтаешь о серьёзной службе, то не исключаю возможность отправить тебя в Средиземку, - он сделал паузу и, поморщив лоб, с лукавой улыбкой спросил,- Ну как? Не хуже Тихого или Индийского?

- Товарищ, капитан первого ранга. Я не в санаторий собирался. Камчатка мне знакома и размахом, и климатом,- начал оправдываться Виктор, прекрасно понимая, что после «Есть» - не стоит.

- Ладно, Самарин. Забыли. Конспекты ты ведёшь грамотно. По окончании выслать их на моё имя, в дивизию,- заключил комдив собеседование и протянул руку.

- Есть, товарищ комдив. Благодарю за «тридцать седьмую». Разрешите идти? - ответил Самарин при рукопожатии, не скрывая радости назначения. Получить 633 проект - мечта!

Кравченко кивнул глазами, явно удовлетворённый его эмоциями.

2.

Затем, состоялась беседа Самарина с кадровиком дивизии.
Он напомнил о подходе очередного звания «капитана третьего ранга» и попросил «не рыпаться больше».
Мол, бесполезно. Но не был он в плавсоставе и не понимал, что от 633 проекта, какой была «37»-я, настоящий подводник никуда не рыпнется.

С этого момента, всё свободное и удобное время занятий, Виктор составлял перечень мероприятий по усовершенствованию уже его корабля. Сорока шести листовая тетрадь заполнялась расчётами, схемами, рисунками, эскизами и описаниями всех мероприятий. К этим наработкам добавлялись новые и новые мысли, способные сделать «тридцать седьмую» подводным киллером, истребителем атомоходов и даже соперником самых малошумных японских «Юсио» и шведских «Готландов».

По Тактике и Боевому применению торпедного оружия на экзаменах, он получил автоматом «отлично». Но если по первому экзамену было всё просто, то на втором пришлось познакомиться с известнейшим в подводных силах адмиралом - инспектором ВМФ Орёл Александром Евстафьевичем, традиционно приглашаемым кафедрой. Капитан первого ранга Орёл во время войны командовал прославленным первым дивизионом и второй бригадой подводных лодок Балтийского флота. Среди его подчинённых были такие легендарные и отважные командиры, как Александр Маринеско, Алексей Матиясевич, Пётр Грищенко и другие. На стене помещения, где принимали экзамен, висел стенд схемы знаменитой атаки подводной лодкой Маринеско «С-13» военно-транспортного судна «Вильгельм Густлов». Адмирал, прежде чем отпустить Самарина, спросил, указывая на схему атаки:

- А что Вы скажете по поводу этой атаки Маринеско? Расчёт или удача?
- Здесь и расчёт, и удача. А ещё решительность и отвага. Победителей не судят, товарищ адмирал.

Адмирал, который одновременно гордился Александром Ивановичем Маринеско, но и считал себя виновным в его судьбе, покивал задумчиво в знак согласия.

- Успехов Вам. И помните, что командир корабля - самая главная фигура на флоте. Делайте своё дело, чему Вас научили здесь. Делайте честно. Не стремитесь в штабы. Там волки. А с волками жить...по-волчьи выть.

***
Идя на красную корочку об окончании Классов, Виктор на экзамене по политической науке получил шальную «тройку». На экзамене присутствовал секретарь партийной комиссии при Главном Политуправлении ВМФ в звании контр-адмирала. Он задал дополнительный вопрос:

- Каким образом Вы собираетесь бороться с годковщиной на подводной лодке?

Самарин ответил, что лирическими мерами за покушение на честь и достоинство человека обходиться не собирается, и пожалел о мягкости законов. Что-то налепил о необходимости вернуть сталинские нормы вознаграждения и награждения достойных подводников по срокам службы. Выслушивая замечания о неполном понимании роли КПСС в перестроечный период, несколько раз возражал и даже перебивал. В итоге, Самарин услышал, что ему «необходимо поработать над собой, прежде чем стать командиром».

- А впрочем, Вам никто не позволит водить дулом пистолета перед носом подчинённых,- заключил адмирал.

Но его угроза Самарина, крайне, взволновала. И это тогда, когда через полтора месяца получать лодку!
По теории марксизма и ленинизма, сокращённо МЛТ, у него были одни «пятёрки». Заступничество начальников кафедры, факультета и Классов смогло поднять оценку до «хорошо». Красная корочка не состоялась.
Ну, да не важно! Главное - три основных командирских предмета были оценены на «отлично».
___________________________________

Мои стихотворения по теме «Призрак»

1.

Одобрены самаринские схемы,
Графический расчёт на ЭВМ.
Казалось бы, исчерпаны проблемы.
Прекрасен двух кураторов тотем.

Абрамов и Крестовский предложили,
ЧФ* на Север или ТОФ* сменить.
Владивосток... прекрасно бы там жили,
Эх, если бы не глупость эта, Вить.

Набедокурил, как-то, было дело,
Отправлен на неперспективный флот.
Теперь, другая служба прилетела.
Подлодку принимаешь, и вперёд!

2.

На вызове у строгого комдива,
Сияешь, как начищенный пятак.
«С-37». Ты командир... Красиво!
Внедряй проекты - это добрый знак.

Прекрасно, то что «Ласточка» в ремонте,
Бесшумность воплотится наяву.
Таких подлодок не было на флоте.
Судьба напишет новую главу.

Ну, а пока, догуливаешь отпуск,
Свои конспекты грамотно ведёшь,
Перед глазами субмарины корпус,
Расчёты, схемы, радостная дрожь!

3.

Экзамен по «атаке Маринеско»
С вопроса начал адмирал Орёл:
«Расчёт, удача? Что имело место?»
Раз победитель, значит - не подвёл.

- Не судят за отвагу капитана,
История решила и народ.
Всё остальное, лишь, детали плана.
«Успехов Вам» успешно сдан зачёт.

Шальная «тройка» по полит.науке,
Испортила Самарину диплом.
О годковщине речи, не со скуки.
Викто'р ответил честно, напролом.

***
«Вам над собою нужно поработать!»
Сказал сурово контр-адмирал.
Не ожидал такого поворота...
Самарин молча встал, и честь отдал.
_______________________________

*ЧФ черноморский флот, ТОФ - тихоокеанский

*иллюстрация: Ленинград 90-е годы
*продолжение: http://www.proza.ru/2019/09/03/952


Рецензии