О каком страхе речь в 1Ин. 4, 18

Задал недавно на разборе вопрос: о каком страхе идет речь в 1Ин.4:18: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». И узнал: это прямо очень хороший пример того, как контекст помогает понять значение текста и как невнимание к контексту запутывает мгновенно и надолго.

В предыдущем стихе ведь написано: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1Ин.4:17). Это пре-ды-ду-щий стих. А после этого сразу же читаем про страх в 18-м стихе. Что это за страх? Так ведь только что было сказано – это страх наказания в день суда.

«Любовь достигает совершенства» – речь о зрелых отношениях с Богом. Когда эти отношения здоровые, правильные – мы не боимся суда, «имеем дерзновение в день суда». О дерзновении в этом ключе в послании уже говорилось, это очередной виток темы.

От человека, читавшего «Герменевтическую спираль» Осборна, выслушал после разбора объяснение о том, что здесь Иоанн говорит о страхе Божьем. Но позвольте: мысль о том, что любовь к Богу изгоняет страх Божий, в принципе абсурдна в контексте всей Библии. Про другие версии, прозвучавшие в тот вечер, не буду и говорить.

На молодежных разборах, которые я провожу, единственное правило, которое я всех прошу заучить (и большинство его заучило), звучит так: «Чтобы ответить на вопрос по Библии, надо смотреть в Библию». Причем смотреть сначала на ближайшие стихи. Контекст помогает ответить на 90-95 процентов вопросов по Библии, оставшиеся проценты покрываются знанием историко-культурного фона и лексико-грамматическим анализом.

19.08.2019


Рецензии