Благородная, Блистательный и другие

 Гербы городов Узбекистана



 Радуйся и возликуй, о Бухара:
 Шах к тебе, венчанная, приходит.

 Он как тополь! Ты как яблоневый сад!
 Тополь в сад благоухания приходит.

 Он как месяц! Ты как синий небосвод!
 Ясный месяц в небо раннее восходит.
                (Рудаки. Ок. 910 г. Перевод И.Сельвинского)

   В те далекие годы каждый большой город Востока имел, кроме своего имени, еще и титул. Бухара, например, именовалась пышно и громко: Бухара-и-Шериф, то есть Благородная Царственная Бухара, Самарканд носил титул Исламодоблестного, Битвопобедного и Блистательного, а Коканд, в соответствии с его месторасположением в цветущей долине и легким беззаботным характером жителей, именовался Коканд-и-Лятиф, что значит Веселый Приятный Коканд.(Леонид Соловьёв. "Очарованный принц").

   ...Так обстояло дело с титулами средневековых среднеазиатских городов, самые исторически значимые из которых ныне находятся в Узбекистане - Бухара, Самарканд, Хива, Коканд. Эмблемы же часто менялись в зависимости от вкусов правителей, их происхождения и были не столько городскими, сколько земельными. Эти тамги известны нам по знамёнам, печатям, клеймам и орнаментам на зданиях, монетам.
   Лев и солнце - широко распространённый сюжет в символике Ирана и Средней Азии, их изображение долгое время было эмблемой Ирана и несколько лет - гербом Таджикистана... Время от времени этот символ использовался в Самарканде - такое изображение можно увидеть, например, на портале медресе Шир-Дор XVII  века ("медресе со львами") на площади Регистан.
   Описание дворца Тимура из дневника Руи де Клавихо:
   "...А над дверью посередине был изображен лев солнца, а по краям точно такие же изображения. Это был герб сеньора самаркантского. И хотя говорят, что этот дворец строился по приказу Тамурбека, я думаю, что его начал строить прежний сеньор Самарканте, так как этот герб, солнце и лев на нем, есть герб сеньора самаркантского, а герб Тамурбека — три круга, [расположенные] таким образом... Это значит, что он царь трех частей света, и этот герб он приказал делать на всех монетах и на всех предметах, которые изготавливаются по его приказанию. И по этой [причине] я думаю, что другой сеньор начал строить этот дворец, еще до Тамурбека. Эти три кружочка наподобие буквы О встречаются и на царских печатях, и он приказывает, которым облагает данью, чтобы также ставили [это] на своих монетах..."
   Тамга Тимура - знак трёх колец - изображалась ещё на монетах и печатях Караханидов - правителей XI-XII веков. Её значение может быть многообразно. Это - единство каких-либо трёх качеств, трёх начал, например, прошлого, настоящего и будущего. В эпоху средневековой астрологии это могло означать покровительство трёх планет. Наконец, некоторые исследователи видят в трёх кругах условное отображение головы вола - символа силы и выносливости. Николай Рерих, по собственному признанию, заинтересовался этим символом, изображённым в мавзолее Тимура - Гур-Эмире, и в дальнейшем по его образцу предложил эмблему движения "Знамя мира".

  В раннее средневековье - в  VI-Х в.в. по многочисленным монетам известны эмблемы Бухары - цветок или изображение идущего верблюда. Позднее тамга Бухары уже имеет вид цветника и полумесяца.
  "По мнению некоторых ученых, происхождение самого старого из бухарских гербов связано с легендарным основателем города Сиявушем, образом умирающего и воскрешающего божества, а элементы легенды городского символа можно найти в священной книге зороастризма "Авесте" и великой поэме Фирдоуси "Шахнаме"...
"Эксперты считают, что опрокинутый искусственный полумесяц на гербе Бухары имеет, как показывает анализ доисламской мифологии, характер оберега, чтобы любые недруги никогда не могли, затмив настоящую луну, проникнуть ночью в город"(здесь и далее - "Нужен ли древней Бухаре свой символ", сайт "Sputnik".)
  Академик А.В.Арцеховский определил эту эмблему так:"Герб Бухары — дуга и над ней цветник"
  В 1881 году эмир учредил орден "Бухарская звезда", или орден Благородной Бухары, в котором отображена эмблема - корона и некая регалия монарха. Корона, впрочем, здесь сохранила вид цветника (куст - трилистник с цветами). "Изображение  распадается  на  два  предмета,   один  над  другим. Они  не  реальны,  а  декоративны,  что  для  восточных  тамг  обычно. Нижний  предмет  немного  похож  на  полумесяц,  но  назвать  его  так нельзя:  рога  имеют  явные  утолщения  к  концам;  сходство  скорее  с шейной  гривной.  Верхний  предмет  напоминает   цветочную  клумбу: это  сегмент  с  тремя  растущими  из  него   криновидными  цветками. Дальше  я  называю  этот  рисунок  Бухарским  гербом,  поскольку  не­сомненно,  что  в  какой-то  мере  он  таковым  является...С. П.  Толстов  указал  мне,  что  оба  герба  могут  восходить  через посредство  неизвестных  связующих  звеньев  к среднеазиатским  ан­тичным тамгам  Сиявушидов  и  Афригидов,  где  имеются  аналогии обоим  элементам  рассматриваемых рисунков.  Он  издает свое иссле­дование  об  этих  эмблемах  древних  иранских   государств  Средней Азии." - писал академик А.В Арциховский, обративший в своё время внимание на сходство эмблем Бухары и Астрахани и вообще поставивший вопрос об изучении исторической геральдики Средней Азии.
При последнем эмире Алимхане в эмблеме изображался трёхлепестковый цветок. Он и канул в забвение после 1920 г., когда советская власть объявила ненужными "феодально-байские" регалии. Но и новая бухарская эмблема перестала быть актуальной после вхождения бывших владений эмирата в образованные в 1924 г. Узбекскую и Туркменскую ССР.

Известны и другие эмблемы крупных среднеазиатских городов как центров государственных образований - сложный узор, а затем полумесяц и солнце в Хиве, птица в Ташкенте... Но городская геральдика в полном смысле начинается здесь в период после подчинения Средней Азии Российской империей в 1864-1873 г.г..

Первый проект герба Ташкента был составлен ещё в 1866 г., всего через  год после установления контроля Российской империи над городом. "Щит серебряный, разделен червленым крестом, сопровождаемым четырьмя зелеными виноградными лозами с кистями. В вольной части герб Туркестанской области". Однако фактически гербом города, ставшего с 1867 г. центром Туркестанского генерал-губернаторства и Сырдарьинской области, стал утверждённый в 1878 г. сырдарьинский областной герб, который был полностью повторён при утверждении герба Ташкента в 1909 г.: "В золотом щите, лазуревый волнообразный пояс, сопровождаемый, вверху и внизу, двумя зелеными, опрокинутыми, виноградными листьями. Щит увенчан золотой башенной о трех зубцах короной и окружен двумя золотыми виноградными лозами, соединенными Александровской лентой".
В 1878 г. был образован город Новый Маргелан как центр Ферганской области в бывших владениях Кокандского ханства. Область получила герб, которым пользовался и её центр; в 1908 г. тот же герб был преобразован в герб Нового Маргелана:"В серебряном щите лазоревый пояс, сопровождаемый тремя червлеными шелковичными бабочками (2 и 1). Щит украшен золотой башенной короной о трех зубцах и окружен двумя золотыми виноградными лозами, соединенными Александровской лентой". Герб подчеркнул стратегически важное производство шёлка в Фергане.
В 1890 г. был утверждён герб Самаркандской области в бывших владениях Бухары. Точно так же он использовался и как герб Самарканда, и был в 1910 г. преобразован в городской:"В лазуревом поле серебряный волнообразный столб, сопровождаемый по бокам двумя золотыми ветвями тутового дерева. В серебряной дамасцированной главе щита знак тамги (печати) Тамерлана, то есть три черных сдвинутых кольца. Щит украшен золотою башенною короною о пяти зубцах и окружен двумя золотыми виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою." Показательно сохранение как символа Самарканда тамги Тимура. Серебряная волнистая полоса означает реку Зеравшан.
  В начале ХХ века получили гербы и другие города нынешней Республики Узбекистан в пределах Туркестанского генерал-губернаторства.
Коканд(1908 г.)."В червленом щите золотой фасад ханского дворца с отверстыми воротами. В лазоревой нижней части щита три серебряные цветка хлопчатника. В вольной части герб Ферганской области"(Изображён дворец Худояр-хана, достройка 1871 г.).
Наманган(1908 г.)."В червленом щите три серебряные шелковичные червя (1.2.), свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области"
Андижан(1908 г.)."В зеленом щите золотая с черными швами крепостная стена. В черной оконечности две золотых коробочки хлопчатника в период их раскрытия. В вольной части щита герб Ферганской области. Щит увенчан серебряной башенной короной о трех зубцах и окружен двумя виноградными лозами, соединенными Александровской лентой".
Старый Маргилан(1908 г.)."В черном щите золотой пояс, обремененный двумя накрест положенными протянутыми золотыми шелковичными червями, сопровождаемый двумя золотыми монетами, одна сверху, другая снизу. В вольной части щита герб Ферганской области. Щит увенчан червленой башенной короной о трех зубцах и окружен двумя виноградными лозами, соединенными Александровской лентой".
Джизак(1910 г.)."В серебряном щите наверху червленый крепостной (зубчатый) пояс, внизу черный навьюченный верблюд. В вольной части щита герб Самаркандской области. Щит увенчан серебряной башенной короной о трех зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой".
Катта-Курган(1910 г.)."В черном щите три серебряных растения табака. В вольной части герб Самаркандской области". Щит увенчан червленой стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, перевязанными Александровской лентой".
Петро-Александровск(1909 г., ныне -Турткуль)."В червленом щите на черной земле серебряная крепостная стена с тремя башнями и отверстыми воротами, сопровождаемая вверху тремя (1.2.) кистями винограда. В вольной части герб Сыр-Дарьинской области". Щит окружен золотыми виноградными ветками, перевязанными Александровской лентой; и увенчан серебряной стенчатой короной.

   К началу 1970-ых годов встал вопрос о составлении нового герба Ташкента - города, отстроенного после катастрофического землетрясения 1966 г. Сперва преобладали неофициальные варианты с коробочкой хлопка, шестернёй, волнами рек и каналов, озаряемыми солнцем в небе. Но как главный символ города тогда был определён филиал Музея В.И.Ленина, построенный в 1970 г. - современное здание в подчёркнуто национальном стиле. В 1981 г. был утверждён герб по проекту Рафаэля Юсупова: "Герб представляет собой развернутую книгу с соотношением сторон как 2:3 с изображением Государственного флага республики, на фоне солнца в средней части силуэт здания филиала музея В.И.Ленина, коробочка хлопка, которая в нижней части переходит в голубя, замыкает центр композиции шестеренка. В верхней части герба над книгой надпись на узбекском языке "ТОШКЕНТ". В цветном изображении герба солнце, силуэтное изображение музея, коробочка хлопка и голубь золотые; надпись "ТОШКЕНТ" на белом фоне, шестеренка и обрамление герба - светло-коричневые; флаг республики - красный с голубой полосой. Герб решен на фоне раскрытой книги, олицетворяющей великие учения Востока, начало советской науки в Средней Азии.Флаг республики символизирует столицу Советского Узбекистана. Коробочка хлопка, шестеренка и голубь олицетворяют Ташкент как столицу хлопкосеющей республики, центр машиностроения, технического прогресса, города мира и дружбы. Солнце и на его фоне музей В.И.Ленина - город солнца, чистого неба административный и культурный центр Советского Узбекистана".
   В 1970-ые - 1980-ые годы были приняты и гербы некоторых других узбекских городов. Часто верх брал "промышленный" крен - так, в утверждённом в 1971 г. гербе нового индустриального центра Ташкентской области - Алмалыка были ковш с вытекающим металлом и химическая колба среди гор. А ведь Алмалык - "яблоки", казалось бы, самим названием подчёркивал гласный символ.
   Та же "слава труду" - в гербе 1972 г. соседнего Чирчика: "Герб состоит из 3 частей. В верхней части фрагмент национального флага УзССР. В средней части на голубом фоне композиция из реторты (выпуклая контурная линия бронзового цвета), фрагмента шестерни (цвет темно-серый), коробочки хлопка (цвет коробочки зеленый, хлопка - белый) и пшеничного колоса (цвет желтый). Нижняя часть - символическое изображение плотины ГЭС (ребра плотины темно-серого цвета, вода - синего). Средняя и нижняя части щита разделены надписью "ЧИРЧИК". В гербе Мубарека (Кашкадарьинская область) - уже в 1987 г. из цветка хлопчатника выходили буровая вышка, газовая подстанция и факел...
   Совершенно эклектичен и не очень выразителен оказался герб Андижана, принятый в 1970 г.:"Герб венчает фигурная обводка (деталь узбекского национального орнамента). Темно-желтого или бронзового цвета обводка по форме и цвету подчеркивает Восток и древность города.В середине герба изображена основная деталь герба - хлопковая коробочка в декоративном рисунке синего цвета. Как известно, Андижан - центр самой крупной хлопководческой области в Узбекистане и в стране. Синий цвет символизирует южное небо и воду. Это цвет глазурных плиток восточной архитектуры, цвет буквы "Алиф" - первой буквы в древнем арабском алфавите.Вокруг хлопковой коробочки изображена шестеренка стального цвета - символ промышленности города, которая базируется на хлопковом сырье, тесно связана с хлопководством.Под шестеренкой горизонтально изображена гряда гор, а по ее краям - символы нефтяной промышленности и садоводства.В нижней части герба узорчатая полоска желто-зеленого атласа - символ шелководства и производства коконов, чем издавна славился Андижан.Над полоской атласа надпись "АНДИЖАН". По-восточному стилизованные буквы надписи еще раз подчеркивают древность города, а их красный цвет говорит о боевом прошлом Андижана, о героической защите города в годы гражданской войны". Более поздний значковый вариант 1978 г. оставил символами Андижана хлопковую коробочку на фоне шестерёнки и вверху добавил три волнистые линии, обозначающие реки и каналы.
   В 1978 году появились проекты гербов всех административных центров Узбекистана, не принятые официально, но вышедшие как серия значков. Исторических символов совсем был лишён герб Бухары. Как замечено в процитированной уже публикации, "на нем как символы города были изображены добываемый в далеком Газли газ и изготавливавшиеся в сельских районах смушки". Волны обозначали реку Зеравшан или арыки. Зато герб Самарканда почти полностью повторил образец 1890 г., но... без трёх колец! Герб Ферганы также копировал себя же - дореволюционный Новый Маргелан (был и герб, утверждённый в 1973 г. -  с листом чинары и силуэтом химического предприятия на фоне полос флага Узбекской ССР и с ферганским орнаментом в опоясывающей ленте), а для Гулистана(центра Сырдарьинской области - лишь небольшой части дореволюционной) предложили почти повторение старого герба Ташкента, с коробочкой хлопка вместо верхнего виноградного листа. Те же три коробочки "белого золота" и рисунок пяти озёр заменили в Джизаке стену и верблюда.
   В других случаях предлагались более и менее удачные новые символы. Для столицы Каракалпакской ССР Нукуса это был тополь на берегу Амударьи, воспеваемый в стихах И.Юсупова, ставших современным гимном Каракалпакии, и осётр в реке. Для Карши - полоса реки Кашкадарьи, хлебный колос и две коробочки хлопка; для Термеза - виноградная кисть на фоне солнца с лучами (самая жаркая точка в Средней Азии); для Ургенча - коробочка хлопка и дыня (как уверяют, там самые вкусные дыни и арбузы в Узбекистане).
Среди гербов 1978 года безусловно самым удачным и замечательным надо считать герб Намангана. В нём почти всё безупречно и геральдически, и по смыслу - в верхнем красном поле знаменитые наманганские яблоки, а в нижнем золотом - не менее знаменитая местная чёрная тюбетейка с четырьмя белыми узорами(точнее, её изначальная родина - ближайший город Чуст).
...В Намангане яблоки
Зреют ароматные.
На меня не смотришь ты,
Неприятно мне.
Может вовсе не ко мне ты приходишь в сад
А отведать яблоки сладкий виноград...
   (Песня Ш.Рамазанова, слова традиционные наманганские)
В 1980-ые годы разрабатывались проекты гербов большинства городов Узбекистана. Везде предполагалась вольная часть - эмблема в углу или верхней полосе, общая для той или иной области(принцип, существовавший до 1917 г.). В Андижанской области такой общей частью должно было стать изображение коробочки хлопка, в Кашкадарьинской - колоса, голубой полосы арыка(реки Кашкадарьи?)и соцветия тополя, в Сурхандарьинской - кисти винограда на фоне солнца, в Самаркандской - виноградных листьев, в Бухарской - шкурки ягнёнка, в Сырдарьинской - уменьшенного герба Гюлистана, в Хорезмской - Ургенча, в Джизакской - коробочек хлопка и резервуаров воды, в Ташкентской - контуров музея Ленина, коробочки хлопка, головы голубки и шестерёнки, в Каракалпакии - национального орнамента и красной звезды(?),в Ферганской области - эмблема с шелкопрядом, идентичная дореволюционной, а в Наманганской - тех же яблок. Для образованной в 1982 г. Навоийской области попросту в духе Екатерины II предложили герб Навои(1987 г.) в верхней половине щита...
"Стилизованный цветок символизирует молодой цветущий город среди хлопковых полей с высокоразвитой химической, горнорудной промышленностью и строительной индустрией.Для цветового решения герба использованы цвета Государственного флага УзССР". И до сих пор город имени поэта использует в гербе хлопчато-химический цветок.
  Довольно часто в те времена влиятельные люди рассуждали примерно так: «Главной фигурой герба Самарканда должен быть инжир, так как это самое вкусное, что есть в Самарканде». И по такому принципу составлялось немалое количество городских эмблем... Многие из них так и не закрепились.

     В первые годы независимости в Узбекистане был поднят вопрос о новых  городских гербах, и прежде всего - столичном.
     Интересный проект герба Ташкента предложил в 1996 г. скульптор В.Малахов:"В основе своей герб имеет восточную форму с синим геральдическим полем, которое олицетворяет славу, честь, верность и цвет неба. Гербовое поле окаймляет оклад в форме геометрического переплетённого орнамента желтого (золотого) цвета. По краям слева, справа и снизу - украшения (ювелы) красного цвета (рубины) по четыре штуки - всего 12. Цифра 12 символизирует 12 месяцев года. Центр гербового поля занимает восходящее солнце белого (серебряного) цвета. Оно олицетворяет мирные намерения. В центре круга солнца - корона жёлтого (золотого) цвета, олицетворяющая значение города Ташкента - столицу Республики Узбекистан".
     Однако предпочтение в 1997 г. отдали проекту художника Джавлона Умарбекова и скульптора Саидалима Шарипова.В круговом поле изображены горы с текущими с них двумя реками, дерево чинара, золотистые распахнутые ворота, лепешка, виноград и цветы хлопка. Сверху - девиз города. Две реки - Чирчик и Ангрен.
     Круглый "Мугский щит" согдийцев стал основой для современного вида щитов гербов узбекских городов. Хотя есть и исключения.
     Новый девиз Ташкента - "KUCH ADOLAT DADIR" (СИЛА В СПРАВЕДЛИВОСТИ. узб.). - повторяет девиз ряда средневековых правителей Центральной Азии, в том числе Тимура.
     Прошли годы, и при новом руководстве страны был поднят вопрос о замене герба - объявлен новый конкурс. Монумент "Герб Ташкента" с двумя руками, держащими герб, кем-то названный "памятником копейке", в 2018 г. был даже убран с привокзальной площади города...
     Цветущие деревья, арыки, тигры, парящие в небе орлы, горлица, горные вершины, орнаменты, исторический символ - виноград и даже солнце над современным видом города - чего только не было на проектах герба Ташкента, поданных на конкурс в 2018 году. Комиссия выбрала эскиз Юлии Затуловской:"Герб имеет форму круглого щита фиолетового цвета с символическим изображением каменных ворот с золотым «деревом мудрости» в створе, золотой двенадцатиконечной звездой в верхней части и образом реки в нижней части. На окаймлении щита внизу имеется надпись «TOSHKENT»." Автор подчеркнула, что герб предлагает образ Ташкента в соответствии с его названием:"каменный город",который «при этом открыт, стабилен, защищен и гостеприимен». Двенадцать ниш вокруг арки символизируют 12 ворот Ташкента.
     Однако опрос горожан показал отрицательное отношение большинства к этому варианту и в июне 2019 года городские власти утвердили вновь герб 1997 года с некоторыми уточнениями. В частности, цветы в гербе теперь разные и представляют собой разноцветный ковёр. Солнце, понимаемое и как сочная лепёшка, теперь показано далёкими лучами, убраны, как излишние, детали старинной архитектуры.

    Почти одновременно с новым гербом Ташкента появился и утверждённый герб Самарканда. Его приняли 15 июля 1994 года по эскизу Григория Улько. Художник принимал участие ещё в оформлении города к празднованию его 2500-летия в 1970 г., разрабатывал проект эмблемы Самарканда, ранее не получавший признание. Сам художник менял свою концепцию - первым его вариантом в 1970 г. был крылатый конь из древних росписей холма Афросиаб и красная пятиконечная звезда... Вариант 1978 г. уже включал золотую "звезду Улугбека" и белые крылья, образующие арочный силуэт средневековой архитектуры, в синем круге; от предыдущей традиции сохранялась красная гроздь винограда. Оба проекта даже завоёвывали первые места в конкурсах, так и не заканчивавшихся официальным заключением.
    В первые годы независимости Узбекистана опять пошла разноголосица - быть ли гербом Самарканда льву и солнцу, тамге Тимура или изображению архитектурных памятников. Улько обратился к легенде, рассказанной  Мухаммадом аль-Идриси, великим средневековым арабским географом XII века: «Когда был заложен город Самарканд, по преданию, с Зеравшанских гор спустился леопард— палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард». Вместе с крылатым снежным барсом в вариант 1994 г. была добавлена лента реки Зеравшан, но не серебряная, а золотая, в соответствии с названием - "золотоносный", а наверх - голубая семиконечная звезда с мавзолея Ходжи-Ахмада - "звезда мудрости", характеризующая город, как средоточие архитектуры, науки и искусства. По ободку щита - древний согдийский орнамент, подчёркивающий 2500-летнюю историю. Такой герб был утверждён.

     В те же годы появилась новая утверждённая эмблема Бухары. "Бухара здесь словно сказочное солнечное царство Сусамбиль с приносящим счастье летящим верблюдом. С этим миндалевидным гербом город встретил свой 2500-летний юбилей в 1997 году"(источник  по Бухаре - см.выше). В лучах солнца видны очертания крепости Арк, минарета Калян, мавзолея Чашма-Аюб...
     Схожая эмблема - у Хивы, она представляет вид города-заповедника, окружённого старинными стенами с воротами цитадели Куня-Арк. Среди изображённых построек - мавзолей Махмуда-пахлавана, массивный минарет Кальта-минар, мавзолей Саид-Алауддина и другие.
     Некоторые новые гербы повторяют, по сути, кальку советских - только вместо советской символики их основа - флаг Республики Узбекистан. На фоне его полос, полумесяца и звёзд в гербе Ангрена - символы промышленности, строительной, металлургической, химической и так далее... Удачнее новый герб Намангана - на том же флаговом поле по прежнему зреют "яблоко, сладкий виноград" и изображён сверкающий рубин - город с давних времён был центром ювелиров.
     Новый герб столицы автономии - Республики Каракалпакстан Нукуса изображает в круге под синим небом каракалпакскую юрту белого и красного цветов. "Белый цвет символизирует светлый рассвет и новый день, красный цвет – символ крови и жизни, пульсирующей в наших жилах. "(Гулистан Матякубова. "Символы свободы"). Юрта как малый центр мироздания, как домашний очаг - любимый символ казахов и киргизов, его же предложили и для каракалпаков. Ниже - волны Амударьи, с древним названием которой - Окс связано имя города. Синий цвет неба традиционно популярен у всех тюркских народов. В нижней части - название города и часть окружности с орнаментом также решены в белом и красном цветах. Верхняя часть окружности - флаг Узбекистана.
     Флаг Каракалпакстана(Узбекистана?) используется и в верхней части современного герба города Турткуль, в котором изображены коробочка хлопка, историческая стена и полоса Амударьи.


Рецензии