Мелиховские беседы или подмосковные вечера 2

День первый - Каиш


        - Ты знаешь, я тут подумал и решил: а не собраться ли нам с тобой вместе и покалякать за жизнь? - предложил мне мой друг, ознакомившись с очередной моей книжкой "Джины из хурджина", которую я ему подарил весной 2019 года. - Тем более, что мне тоже, есть, что добавить в нашу общую копилку воспоминаний.
- О, я был бы только счастлив! - искренне обрадовался я тому, что мой друг наконец-то созрел для того, чтобы поделиться своим немалым житейским опытом и научным багажом. - Более того, если ты поделишься со мною своими знаниями о Бухаре, то я готов для этого поехать хоть на край света!
- В таком случае, предлагаю, встретиться "на середине", в Москве. - ответит Амон и пояснит. - Ты приедешь туда из Санкт-Петербурга, а я прилечу из Ташкента. Полагаю, что дня три нам будет вполне достаточно для начала.
- Прекрасно! - подхвачу я его идею. - В таком случае, я возьму по этому случаю маленький отпуск на работе.
          Вот так быстро и единодушно мы сошлись о месте встречи, которую было намечено провести в середине августа в подмосковном городе Чехов (быв. Лопасня), что расположен в 80 км от столицы. Конкретное место встречи было выбрано моим приятелем не случайно, потому как связано с ещё одним обаятельным человеком и активным участником наших подмосковных посиделок. Без его активного содействия, наша встреча вряд-ли прошла бы так успешно, как мы изначально её задумывали. Михаил оказался очень приятным, скромным, обходительным, а главное - очень активным и деловым человеком, устраняющим любые препятствия и проблемы бытового характера в два счёта, способствуя тем самым к тому, чтобы мы с другом не отвлекались на "второстепенное", а целиком были погружены в осуществление своих задумок и планов.
Некогда в начале "нулевых", ему довелось познакомиться с моим другом, имевшему тогда в российской столице свой собственный, вполне сносный бизнес, в короткое время заделавшись его "правой рукой". И вскоре, Амону доведётся, доверить и перепоручить Михаилу в бразды правления нехилую коммерческую компанию. И Миша успешно справится с  возложенными на него задачами, чем и обретёт в лице непосредственного "шефа" полное и безоговорочное доверие. Это при том, что он на 20 с лишним лет моложе нас с Амоном. И несмотря на то, что в дальнейшем, волею обстоятельств, их жизненные пути разойдутся, тем не менее, тот опыт, который приобретёт Михаил посредством общения с моим другом, не позволит ему забыть своего "наставника": всякий раз, едва нога Амона ступает на столичную землю, он считает своим долгом, сопровождать и помогать во всём своему - теперь уже - другу и старшему товарищу.
Вот и на сей раз, прознав о наших творческих планах, доброжелательный Миша предложит нам, поехать к нему на дачу, расположенную всего в 5 км от знаменитой Чеховской усадьбы Мелихово, где известный писатель проведёт один из высших своих творческих периодов:  здесь с 1892 по 1899 годы Антон Павлович проживал со своими родителями и ближайшими родственниками, где и напишет свои самые яркие произведения, среди которых пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня», повесть «Черный монах», рассказы «Палата №6», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и другие.
В назначенный день, все пути сойдутся в небольшой 5-этажной столичной гостинице "Ярославская", что расположена рядом со станцией метро "ВДНХ". Амон встретит меня в дверях отеля, опираясь на тоненькую изящную трость. Сдерживая свои чувства и эмоции, мы лишь скромно пожмём друг другу руки, после чего, друг жестом пригласит меня, пройти влево по коридору.
- Мархамат, гузарет! ("Пожалуйста, проходите!" тадж.) - кивнёт он в сторону своего номера, расположенного на первом этаже. И, как бы оправдываясь, поспешит пояснить мне скромность выбора - Видишь ли, можно было бы, конечно, заказать и апартаменты в гостинице "Савой" или "Ритц-Карлтон", но там, пока дойдёшь до своего номера... а тут - как видишь - всё рядом и при этом, уютно и по-домашнему.
- А что с ногой-то? - заботливо поинтересуюсь я, указывая на трость.
- Ах, это...  между прочим, очень удобно! - неожиданно заключит мой друг, подняв кверху свою "палочку" и, хитро улыбнувшись, задаст мне встречный вопрос - А знаешь, почему?
Я вопросительно уставлюсь на товарища.
- Потому что, везде уступают место без очереди... - и, выждав пару секунд, затрясётся в приступе неподражаемого смеха.
Этот его смех невозможно передать словами или описать на бумаге - это надо видеть: тихое, почти беззвучное сотрясение тела, постепенно набирает свою силу, начиная от скромного и застенчивого "хи-хи"-канья, заканчивая в конце раскатистым и безудержным "ха-ха-ха!"
Мой рот расплывается до ушей и я чувствую, как заряжаюсь от приятеля положительной энергией...
Вскоре за нами приедет Михаил и мы, не теряя времени, покатим на его машине в сторону города Чехов. Не забыв, при этом, заскочив по пути в супермаркет "Метро" и затарившись всевозможными продуктами на три дня. Естественно, все мои слабые попытки, внести свою лепту при расчёте, окажутся безуспешными.
"Ну, ничего... - прикину я про себя - зато по-приезду на место, я возложу на себя обязанности повара и постараюсь попотчевать своих друзей тем, чего они только захотят."
- О, об этом можно было бы только мечтать! - чуть ли не хором согласятся со мною друзья, едва я вслух поделюсь с ними принятым мною мудрым решением.
Два часа у нас ушло только на то, чтобы выбраться из Первопрестольной.
- Боже мой! - воскликну я, изумляясь бескрайним просторам столицы - Мы когда-нибудь выедем из Москвы?!
- Это ещё ничего... - "успокоит" меня Михаил. - Нам относительно повезло, так как Вы не видели ещё настоящих "пробок".
И в этот момент, я ещё раз с нежностью вспомню про Питер, сравнивая этот мегаполис с нашей "деревней"...
       Наконец, в 5-ом часу вечера мы окажемся на месте. Симпатичная дача, со всеми удобствами, с аккуратно высаженной аллеей из брабантских елей, ведущей прямо к достойному всяческого уважения мангалу, заставит меня влюбиться в себя с первого взгляда. И как я вскоре догадаюсь, немалая заслуга в этом принадлежала неутомимому хозяину, который за всё время нашего пребывания там, ни секунды не сидел без дела, постоянно чем-то занимаясь по хозяйству: то - окучивая грядки, то - постригая газон, то - опрыскивая фруктовые деревья...
          - У него в заднице находится маленький моторчик. - пояснит мне Амон, указывая на Мишу и откровенно признается - Именно за его трудолюбие и высочайшую ответственность я проникся к нему симпатией и доверием. Отличный малый, трудяга!
  И тут же, повернувшись к хозяину дачи, выдаст скороговоркой на таджикском:
  - Миша, да кунат шиша! ("Миша, в твоей заднице стекло"!)
   - Э-э... гуззук! ("Э-э... пердун!") - не заставит откликнуться Михаил, дружески взглянув на друга. Причём, именно "гуззук", а не "гўззук", что было бы гораздо правильней, исходя из правил таджикского произношения.
  Отчего, мой земляк вновь затрясётся в приступе неудержимого смеха. И повернувшись ко мне, с гордостью:
  - Это я его научил! Он ещё много подобных штучек знает...
   Тут я невольно вспомню про ещё одного молодого человека - Гришу - некогда работавшего у Амона в качестве личного шофёра и как губка, схватывающего на лету сложные и специфические произношения, присущие бухарскому диалекту таджикского языка. Особенно, ему почему-то удавались матерные слова. И произносил он их с завидным смаком.  Так, в очередной раз, попав на московский базар (где "основная маза" числилась за таджикской диаспорой) и вскинув кверху руку, он поприветствует местных торговцев зеленью и овощами:
 - Коро читў? ("Как дела?/как работа/") - и, выдержав артистическую паузу, - Онеша г@м! ("Мать её ё@!")
  Отчего, не на шутку ошарашенная таким неожиданным кульбитом речи, местная публика приходила в заметное смятение, испуганно перешёптываясь между собой:
   - Иби, иби... (довольно распространённое междометие, применяемое во многих случаях и имеющее несколько значений: в данном случае, это можно перевести как русское "Ой-ёй-ёй...", то есть, симбиоз испуга с восхищением, с оттенком осуждения) - округляли свою фаюмские глаза арендаторы рынка, с известным пиететом и определённым уважением проникаясь к чисто русскому парню.
- Ну, что бы вы хотели на ужин? - обращусь я к своим благодетелям в первый же вечер нашего пребывания на земле московской.
- ;аиш! - опередив своего коллегу, воскликнет Амон - Прпиготовь нам, пожалуйста, бухарский каиш!
И я, конечно же, не мог отказать в этом моему другу. Ежели кому интересно, что это за блюдо и как оно готовится, то я могу отправить вас по конкретной ссылке - https://golibus.livejournal.com/138471.html ("Магия Востока")
А остальным, могу лишь посоветовать спокойной ночи и заверить, что...
---------------------------------------

(Продолжение следует...)


Рецензии