Ч. 2. В школе, в интернате

      
(предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/08/18/855)

Впервые в жизни можно было заниматься только учебой и тем, что мне интересно – никаких коров, баран, младших детей, огорода, готовки и прочих домашних ежедневных дел. Столько свободы и времени!  Больше всего нравилось, что появилась возможность читать любые книги из школьной, районной библиотек, еще и из домашних библиотек учителей, бабушки-дедушки – на бурятском языке. С любопытством знакомилась с новым кругом общения - интереснейшими людьми, взрослыми и детьми. Только малая толика времени из вдруг расширившихся огромных суток уходила на помощь своим бабушкам – бегала к ним через железную дорогу искать иногда по всему поселку зловредных коз, подоить козу, корову, сходить с бабушкой по магазинам, а зимой – пилить, колоть дрова, иногда с мальчишками из нашего класса. Впервые от деда мы тогда узнали, что чурочки должны быть длиной сантиметров 30-40, т.к. жар от более длинных «вылетает» в трубу, не принося пользы. О чем он сам узнал на практике в местах ссылки, откуда возвратился в 1956 году и был реабилитирован полностью. Моя прабабушка, восьмидесяти девяти лет, постоянно меня ждала. Благодаря своей дальнозоркости, она далеко видела в любую погоду и сообщала домашним, что вот уже правнучка показалась на путях и вот-вот подойдет, пора ставить чай. Их домик был расположен намного ниже уровня насыпи железной дороги, почти в полукилометре от интерната.

Школа располагалась на ул. Вокзальной, ныне Малиновского. На огороженной территории находились два здания основных двухэтажных учебных корпусов – старое и новое, соединенные переходом, в котором располагалась оранжерея. Стараниями учительницы биологии и учащихся круглый год под застекленной крышей и за застекленной внутренней стеной оранжереи росли красивейшие незнакомые и знакомые на вид цветы. В обоих зданиях были классные комнаты-кабинеты по разным предметам, в старом здании- кабинет директора, учительская, в новом здании – на первом этаже огромная столовая с кухней, с отдельным входом. На крыльце основного здания школы с обеих сторон были огромные бетонные шары. В полуподвалах зданий располагались склады, сапожная мастерская и другие технические, подсобные помещения. С тыльной стороны зданий школы буквой «П» были квартиры, в которых проживали семьи директора школы, некоторых учителей.

Позади учебных корпусов по асфальтированной дорожке мы ходили в странное строение огромного уличного туалета из железобетона; далее располагалось одноэтажное длинное здание школьных мастерских, позади которых был пришкольный участок с посадками овощей, плодово-ягодных кустарников. На одной линии с учебными корпусами, вдоль улицы располагались: одноэтажное старое общежитие, в котором мы проживали во время учебы в девятом классе, в нем же еще были комнаты учащихся и подсобные помещения, далее – деревянное здание, в котором были медпункт с двумя маленькими палатами и кабинетом фельдшера, где она делала уколы, перевязки, выдавала таблетки, витамины; с другой стороны – бухгалтерия школы.

В этом же здании, в квартире с отдельным входом с улицы, с высоким крылечком, проживала семья Руфины Федоровны и Викентия Робертовича. Их маленькая квартира из двух комнат была буквально набита множеством книг, и бесценными, реально музейными экспонатами, как привезенными из разных мест, так и сделанными руками учащихся обеих средних школ Могойтуя вместе с учителем. Рабочее место Викентия Робертовича выглядело как место рабочего и инженера, изобретателя, ученого - со множеством книг, чертежей и инструментов. Хотя они оба зачастую возвращались домой поздно, очень часто, особенно в выходные дни и по праздникам, в их доме толпились ученики, далеко не по праздным делам. Часто их, больше, конечно, Руфину Федоровну, навещали выпускники предыдущих лет, кто проездом, кто наезжал специально, чтобы только увидеться, пообщаться с любимыми педагогами, отчитаться за годы и дела после школы.

Далее находилось более новое здание общежития - двухэтажное, в котором проживали большинство учащихся, в том числе весь наш десятый класс. В этом здании были туалет, душевая комната.

Фото из группы нашей школы в ОК: здание одноэтажного общежития, оно также выглядело и 50 лет назад.
(Продолжение http://www.proza.ru/2019/08/19/916).


Рецензии
Повезло попасть в интернат!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   19.08.2019 14:01     Заявить о нарушении
Да, лучший в моей жизни был интернат - школа-интернат № 8 Заб.ж.д. Кто бы чтобы не говорил вообще об интернатах.
Дарима.

Дарима Базарсадаева   19.08.2019 14:33   Заявить о нарушении