Как разморозить время? Шаг 20. Время - в центр

                В общепринятой научной картине мира время иллюзорно.
                И, если принять гипотезу об его реальности,
                последствия окажутся революционными.

                Ли Смолин «Возвращение времени» 


С чего всё начиналось? — Со вступления под названием «Замороженное время в холодильнике математики». Ли Смолин поставил вопрос ребром: КАК РАЗМОРОЗИТЬ ВРЕМЯ?

«Мы должны найти способ разморозить время — представить время без превращения его в пространство. У меня нет идей, как это сделать. Я не могу представить себе математику, которая не представляет мир, как если бы он был заморожен в вечности. Это ужасно тяжело, представить время, и поэтому тут имеется хороший шанс, что это представление и является потерянным кусочком» [1].

Ли Смолин утверждает, что в основании наук кроется некое «ошибочное предположение, которое мы все делаем. Если это так, тогда нам нужно изолировать ошибочное предположение и заменить его новой идеей». Он настаивает, что «квантовая теория и ОТО обе глубоко ошибаются по поводу природы времени. Не достаточно объединить их. Имеется более глубокая проблема, возможно, восходящая назад к истокам физики». Он критикует устоявшуюся точку зрения, что «во Вселенной время отсутствует, даже что в ней нет ничего, кроме математики». Он тонко подмечает, «что отсутствие времени и математика — лишь свойства представления данных наблюдения за движением тела. Они не являются и не могут являться свойствами движения. В самом деле, абсурдно называть движение вневременным, поскольку движение и есть выражение времени» [2].

Ноу-хау по разморозке времени и кроется, по нашему скромному прозаическому мнению, в анализе движения, которое «и есть выражение времени». Этот оригинальный анализ привёл к выводу, что движение любого материального тела, например, полёт стрелы, является именно производным от движения Времени с большой буквы, физического времени. А это означает ПОЛНЫЙ пересмотр всех представлений о мире.

Сам Ли Смолин ограничился полумерами. Он остановился на том, что время фундаментально, а пространство иллюзорно. Фундаментально в том смысле, что каждый элементарный миг времени, отделяющий прошлое от будущего, реален. Реальность времени необходима для создания теории, «которая сможет стать истинной теорией Вселенной». Ни одна из современных научных теорий, включая квантовую механику и ОТО, по его мнению, не могут претендовать на роль космологической теории.

Такой новаторский взгляд требует создания Принципов новой космологии, которые он и излагает в главе 10 своего фундаментального научного труда о фундаментальном времени:

«Она должна содержать в качестве приближения то, что мы уже знаем о природе.
Она должна быть научной, то есть делать экспериментально проверяемые предсказания.
Она должна отвечать на вопрос, почему у нас именно такие законы.
Она должна решить проблему начальных условий.
Она не должна содержать ни симметрий, ни законов сохранения.
Она должна быть причинно и логически полной.
Она не должна привлекать ничего, что вне Вселенной, для объяснений явлений внутри неё.
Она должна удовлетворять принципам достаточного основания, взаимного воздействия и тождества неразличимых. Её физические переменные должны описывать развитие отношений между динамическими сущностями. Не должно существовать фиксированных фоновых структур, в том числе законов, застывших во времени. Следовательно, законы природы должны эволюционировать, а это означает, что время реально».

Законы (природы) упоминаются у него трижды. Он исходит из того, что реальность времени, которому и посвящена книга,  означает создание новых физических  законов, то есть эволюцию законов, и естественный отбор вселенных (!) вопреки телеологии антропного принципа.

«...следует искать новую теорию, применимую к Вселенной в целом, свободную от парадоксов, способную дать ответы на вопросы, пока остающиеся без ответов, и сделать предсказания для космологических наблюдений. Пока у меня нет такой теории, но я хочу предложить ряд принципов, которые помогут её создать (см. главу 10). Я продемонстрирую, как эти принципы могут привести к новым гипотезам и моделям Вселенной, указывающим путь к истинной космологической теории. ЦЕНТРАЛЬНЫМ ЕЁ ПРИНЦИПОМ ЯВЛЯЕТСЯ РЕАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ И ГИПОТЕЗА ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ» [2]. 

Автор «Возвращения времени» считает, что эволюция законов природы составляет важнейшую суть новой космологии. И эта новая космология требует, по его мнению, отказа и от симметрий, и от законов сохранения! Сказать, что это радикально новый взгляд — это ничего не сказать! Только вопрос: насколько он верен? Есть ведь уже одна лукавая теория, в которой закон сохранения энергия не соблюдается. Знаете её? (Подсказка зала: см. Шаг 11.)

Автор «Возвращения времени» говорит, что реальность времени в виде единого «ВЫДЕЛЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ» безо всякой относительности одновременности Эйнштейна требует  модификации теории относительности в виде формодинамики. Для кого-то это ересь, для кого-то — шаг вперёд или хотя бы полшажка.
 
Он говорит о том, что признание реальности времени делает математику «служанкой науки, но не её королевой», как сейчас принято считать [3]. А это, в принципе, означает, что метафора Вселенной в виде космического квантового компьютера, которую продвигает Сет Ллойд,  не верна. Любой компьютер — это заданный изначально алгоритм, а реальное время Смолина — непрерывный Творец новых алгоритмов, новых законов природы.

В этом  плане точка зрения Ли Смолина на космологию совпадает с точкой зрения сэра Роджера Пенроуза, говорящего о принципиальной несводимости человеческого мышления к компьютерным алгоритмам, на человеческое мышление. Он же указывает в своей книге «Новый ум короля» на решающую роль вопроса о природе времени на создание новой физики и новой картины физической реальности:

«По моему мнению, наша современная картина физической реальности, особенно в том, что касается природы времени, чревата сильнейшим потрясением, ещё более сильным, чем то, которое вызвали теория относительности и квантовая механика в их современной  форме».

Новый креативный взгляд на природу Времени, которое в теории относительности служит лишь некоей иллюзией и бесправным придатком к пространству,  прекрасно сформулировал более века назад, ещё в 1907 году, будущий лауреат Нобелевской премии по литературе Анри Бергсон:

«Вселенная существует в длительности. Чем больше углубляемся мы в природу времени, тем лучше мы понимаем, что длительность означает изобретение, творчество форм, непрерывное изготовление абсолютно нового» [4].

А вот в буддийском учении о мгновенности бытия (кшаникавада) весь мир соткан из элементарных мгновений, дискретных квантов времени (кшаника), которые по закону причинно-зависимого возникновения переходят в континуум подобно кадрам Вселенского блокбастера бытия:

«Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Если использовать современную метафору, его лучше всего сравнить с киноплёнкой: она состоит из отдельных кадров, которые, однако, мы не видим, когда смотрим фильм, и поэтому воспринимаем его как чистый континуум. Вместе с тем различия между двумя соседними кадрами настолько ничтожны, что эти кадры представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь — новая серия безначального сериала, нирвана — конец фильма» [5].

Этот философский взгляд прекрасно соответствует презентизму Смолина и явно противоречит этернализму застывшей в вечности, «замороженной» Вселенной Эйнштейна. 

Ли Смолин также отмечает, что со временем мир становится «всё интереснее», что в его понимании означает эволюцию не только физических законов, но и эволюцию самой Вселенной от простого к сложному, от состояния равновесной плазмы до очень сложной структуры, наблюдаемой «на всех уровнях в широком диапазоне масштабов — от скоплений галактик до молекул». Отмечает, но не объясняет, в силу каких причин это происходит вопреки второму закону термодинамики.

«Постоянство роста и усложнения этой структуры вызывает недоумение, потому что оно исключает простое объяснение, гласящее, что все это случайность. Трудно представить случайное образование структур, которые сохраняются миллиарды лет и сложность которых при этом растет. И если бы наблюдаемая нами сложность была случайной, со временем она почти наверняка уменьшалась бы, а не росла» [2].

«Со временем [сложность] уменьшалась бы, а не росла», — именно об этом говорит второй закон термодинамики. А всё происходит с точностью до наоборот. В чём причина?

«Увеличение сложности означает время. Не существует статической и одновременно сложной системы. У Вселенной есть история, и она рассказывает о возрастающей сложности» [2].

Статичная безвременная Вселенная, по Смолину, характеризуется минимальной сложностью, организованностью, упорядоченностью. (Мудрая мысль!) Динамичная, в которой активную роль играет фундамент мироздания под названием «ВРЕМЯ», наоборот, означает рост сложности, порядка, организованности. Время с большой буквы — Творец сложности и порядка!

Вывод ошеломляющий и для науки еретический, явно противоречащий второму закону термодинамики. Зато этот «еретический» вывод прекрасно согласуется с теорий Времени Козырева, в которой активные свойства Времени с большой буквы служат «жизненной силой Вселенной», отвечающей за созидание, а не разрушение:

«Механика Ньютона-Эйнштейна и атомная механика приводят к первому и второму началам термодинамики. Поэтому в Мирах, отвечающих этим механикам, возможны только процессы, при которых происходит возрастание энтропий, ведущее к тепловой смерти. Реальный же Мир, благодаря конечности хода времени с2, имеет своеобразные свойства. Этот Мир может бороться со смертью противоположными процессами, которые могут быть названы процессами жизни, если употреблять это слово в самом широком его смысле» [6].

Речь, по сути дела,  идёт о четвёртом начале термодинамики, диаметрально противоположном второму её началу.  Если смертоносное второе начало утверждает неизбежность нарастания энтропии, беспорядка, хаоса, то вопреки ему животворящее четвёртое начало творит порядок, организацию, жизнь:

«Таким образом, время благодаря своим физическим свойствам может вносить в Мир жизненное начало, препятствовать наступлению его тепловой смерти и обеспечивать существующую в нём гармонию жизни и смерти» [7].

В теории Времени с большой буквы заложены подходы к открытию неизведанного  нового мира, который ещё только предстоит открыть магелланам XXI века:

«Активное участие времени в процессах природы создаёт даже в простейших механических опытах новые интересные явления. В общей же картине разнообразных физических процессов должен заключаться целый мир новых явлений, мир, неизведанный и совершенно затерянный на путях развития наших наук. Изучая свойства времени, мы сможем  проникнуть в глубины природы и узнать, говоря словами Фауста, «Вселенной внутреннюю связь»  — «was die Welt im Innersten zusammenhalt» [8].

Автор «Возвращения времени» ничего не упоминает про жизнь вообще и жизнь разумную в частности и лишь слегка затрагивает тему сознания в самом конце своего вдумчивого исследования физика-новатора. Сознание для него сводится лишь к новомодному западному словечку КВАЛИА, а вот древней восточной глубинной философией сознания, которая ставит во главу угла дихотомию субъекта и объекта он явно пренебрегает [9]. Может, просто не знает ничего о ней?

А ведь, по мнению некоторых вдумчивых любителей мудрости, то бишь философов, именно вопрос единства части и целого, субъекта и объекта составляет основной вопрос философии. Заметьте: не что первично — материя или сознание, а как соотносятся часть и целое?

Кстати, именно такое название — «Часть и целое» — носит целый раздел книги под названием «Физика и философия» небезызвестного физика по фамилии Гейзенберг. Мудрый Вернер Гейзенберг был большим поклонником античной философии вообще и философских идей родоначальника объективного идеализма Платона в частности. Ему принадлежит следующее высказывание:

            «...вряд ли можно продвинуться в современной атомной физике, не зная греческой философии».

Увы, здесь Ли Смолин не на высоте. Ни античная философия, занятая поисками Истины, Добра, Красоты, ни философия жизни и сознания Востока, жаждущая достижения Высшего Освобождения, ни синтетическая философия жизни Артура Шопенгауэра, органически сочетающая философию Запада и Востока, его явно не интересуют.

Его задачи гораздо уже и практичней. Его новая космологическая теория мироздания затрагивает лишь физику, науку, изучающую неживую, неодушевлённую природу. Эта новая теория космоса никак не связана ни с жизнью на Земли и в Космосе, ни с философией  жизни и смыслом жизни человека разумного, который предстаёт только лишь как наблюдатель в физических экспериментах,  ни с человеческим сознанием. Физика — отдельно, жизнь — отдельно, сознание — отдельно.
 
А что будет, если не ограничиться этими полумерами и довести процесс разморозки времени до его логического завершения, поняв, что реальность Времени означает его физическую реальность, то есть наличие у него физических свойств, а не просто времяраздел между прошлым и будущим? О, это будет новый мир в новом сознании!

В синтетической теории Времени, где время не только реально как момент настоящего, как у Ли Смолина и Будды, но и представляет к тому же некую животворящую креативную физическую реальность, как у Н.А. Козырева, а к тому же служит источником всех видов движения и энергии, как у Сергея Горского, Время с большой буквы по своей природе служит ни более ни менее, как Вечным Двигателем Вселенной: http://proza.ru/2015/10/26/1510

Для открытия неизведанного нового мира первопроходцам Вселенной надо поставить Время в центр мира, как Коперник поставил в своё время вместо Земли — «пупа мира» — Солнце. Полтысячи лет назад это послужило началом создания новой, гелиоцентрической космологии, в которой громоздящиеся друг на друга эпициклы Птолемея стали уже не нужны и оказались выкинуты на свалку истории.

Научная революция гелиоцентрической системы мира означала и революцию в сознании. До Коперника в профанном сознании средневекового человека с планеты Земля Солнце вращалось вокруг Земли. После Коперника Земля в человеческом сознании начала вращаться вокруг Солнца. После Коперника подобную коперниковскую революцию в западной философии произвёл Иммануил Кант, поставивший сознание в центр мира. За пару тысяч лет до Канта на Западе подобную сознание-центрическую революцию произвели на Востоке древние индийские мудрецы, включая Будду.

В наше время новый взгляд на движение материи и движение Времени производит примерно такую же космологическую революцию и революцию в сознании. В центре нового времяцентрического мира будет уже не движение материи, а движение Времени, порождающее в своих недрах  иллюзию движения материи. 

Будет НОВАЯ ФИЗИКА, о необходимости которой много говорится представителями научного сообщества.

В пику застывшему в вечности времени СТО, замороженному в вечности и на графиках, будет электродинамика движущегося Времени, а не движущихся тел. В этой электродинамике не будет места «эпициклам» СТО в виде высосанного из пальца так называемого «замедления времени», которым именуется обычная задержка сигнала во времени из-за конечности скорости света, и втихаря позаимствованного  у Лоренца и Фицджеральда «Лоренцева сокращения длины», рассчитанного для движения в упругой среде — эфире. В этой новой механике всё и вся, включая материальные тела и свет, движется в холистическом потоке времени.

Будет новая космология без «костылей» ОТО в виде «тёмной материи», «тёмной энергии» и «космологической сингулярности».

Будут новые, революционные подходы к тайнам жизни и сознания, непосредственным образом связанные с движением Времени. Будет новая, она же — хорошо-забытая-старая философия. Будут получены ответы на многие волнующие человека разумного и ищущего вопросы, включая вопрос о смысле жизни.

Этот НОВЫЙ ВЗГЛЯД и НОВЫЙ МИР даёт нам Времяцентрическая система мира, или ВРЕМЯЦЕНТРИЗМ.

На главную: http://www.proza.ru/2018/09/03/260

Примечания:

1. Ли Смолин «Неприятности с физикой», глава 15 
2. Ли Смолин «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего»
3. Время как могильщик математической физики: http://www.proza.ru/2019/07/22/654
4. Анри Бергсон «Творческая эволюция»
5. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
6. Н.А. Козырев «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении»
7. Н.А. Козырев «О воздействии времени на вещество»
8. Н.А. Козырев «Неизведанный мир»
9. Трудная проблема сознания, квалиа или дихотомия?: http://www.proza.ru/2017/04/28/294


         19 августа 2019 года


Рецензии