Сёстры и братья часть 2 глава 8

Леонид
За окном страдает осень, деревья голые стоят в слезах. Иосиф Виссарионович Сталин подошёл к тёмному окну, расположенному посередине стены, выходящей во двор дачи и несколько минут вглядывался в черноту ночи.
- А сейчас весна, - прошептал он. - Осень мне всегда нравилась больше…
- Обычно людям больше нравится весна! - спохватилась Валентина Истомина.
- Людям нравится... - согласился Сталин. - Мне больше осень, хотя очень часто именно она приносила мне самые большие неприятности и раны!
- В ноябре погибла Надежда… - догадалась Валентина. - Мне рассказывали о ней.
- И не только она! - вспыхнул Иосиф Виссарионович. - Осенью я потерял друга.
28 ноября 1934 года Сергей Миронович Киров во второй половине дня два часа пробыл в кабинете Сталина. Иосиф Виссарионович предложил Кирову перебираться из Ленинграда в Москву:
- Здесь ты стаешь вторым человеком в партии. Мне нужна помощь, опереться не на кого…
Сергей Миронович обещал подумать. Они поговорили о положении в стране, затем поехали на недавно построенную дачу вождя. Сталин показал ему дом и сад.
- Что приятно в этом доме, это его сад и чудесные террасы со всех сторон! - сообщил он. - Одна застеклена со всех сторон, две открытые, с крышей и без крыши.
На позднем ужине Сталин сказал соратникам:
- Учтите, веками народ в России был под царём, русский народ привык, чтобы во главе был кто-то один.
- Много крови надо пролить, чтобы родить нового российского самодержца… - подумал Киров.
Вечером следующего дня Иосиф Виссарионович и Киров присутствовали на спектакле в Художественном театре. Сталин вошёл в здание первым. Его встретил Станиславский и, протянув руку, сказал:
- Алексеев, - называя свою настоящую фамилию.
- Джугашвили, - ответил Сталин, пожимая руку, и прошёл к креслу.
Ознакамливаясь с программой театра он спросил у Станиславского:
- Товарищ Станиславский, почему в программе театра нет одного из моих любимых произведений «Дни Турбиных»? Это надо показывать зрителям, там рассказывается о немощи белой армией перед нашими силами.
- Товарищ Сталин вы не в курсе что ли? - ответил Станиславский.
- В курсе чего?
- На произведение наложен запрет. Только умоляю, товарищ Сталин никому не говорите, что это я вам сказал.
- Кто запретил? - спросил Иосиф Виссарионович. - Говорите не бойтесь.
Станиславский показал пальцем на потолок и доверительно шепнул:
- На самом верху запретили, товарищ Сталин…
Иосиф Виссарионович рассмеялся и сказал:
- Ставьте пьесу товарищ Станиславский, я попробую договориться.
После спектакля Сталин поехал на Ленинградский вокзал провожать Кирова. Иосиф Виссарионович поцеловал его на прощание и сказал:
- Трудно отдавать брата…
Сергей Миронович вернулся в город на Неве и 1 декабря вышел на работу. Он прибыл в Смольный, в бывшем штабе Октябрьского переворота по традиции размещалось руководство ленинградских большевиков. Его сопровождали нескольких охранников, но они остались при входе в здание.
- Ждите здесь! - велел Киров.
Один из телохранителей поднялся вместе с ним, но чуть отстал от шефа на лестнице. Пройдя на третий этаж к кабинету, Сергей Миронович заметил стоящего в коридоре нервного молодого человека.   
- Где-то я его видел… - подумал Киров.
Проводив взглядом главу обкома по пустому коридору, он достал из кармана револьвер и выстрелил ему в затылок. Выбежавший из кабинета секретарь горкома Чудов бросился к Сергею Мироновичу, но он был мёртв.
- Киров скончался мгновенно… - понял Чудов.
Было 16 часов 37 минут. Следствие по делу Кирова закончили уже через двадцать семь дней. Заключение подписали заместитель Прокурора СССР Вышинский и следователь по особо важным делам Шейнин:
- Убийцей Кирова был молодой партиец Леонид Николаев.
В шестнадцать лет, в дни наступления Юденича, Лёня пошёл на фронт, там стал комсомольцем, работал в ГПУ, потом уехал в Мурманск, где занимал какой-то второстепенный пост.
- Его настроения разочарованного неудачника… - сообщили свидетели.
Он говорил об измене прежним партийным традициям и о том, что кто-то должен пожертвовать собою, чтобы обратить внимание на пагубность такого положения. Общественные мотивы сопровождаются личными. Друзья открыли Николаеву истину:
- Киров находится в связи с твоей женой…
Мильда Драуле работала официанткой на приёмах обкома партии. Киров и Мильда улыбались при встрече, почувствовали непреодолимую взаимную симпатию.
- Преградой к дальнейшему развитию отношений стало то, что оба возлюбленных состояли в браке.
- Но это только подогрело взаимную страсть и желание быть вместе.
Мильду по протекции Кирова назначили на должность в отделе кадров. Теперь они работали рядом, и Сергей мог в любое время вызвать девушку в кабинет.
- Всё тайное однажды становится явным… - о романе Кирова узнали в высших эшелонах власти.
Драуле срочно перевели на работу в другое место, но отношения между влюблёнными продолжались. Они вместе отправились в отпуск, после чего Мильда решила подать на развод.
- Для него это ещё одно свидетельство перерождения партии!
Однако её законный супруг успел обо всём узнать. Ревность подтолкнула его к непоправимому для Кирова решению. Николаев, имевший револьвер и разрешение на него, решил покончить с Кировым во время его выступления на собрании областного партийного актива в Таврическом дворце вечером 1 декабря.
- Но для того, чтобы попасть туда, Николаеву нужно было получить пропуск в Смольном - партийном центре Ленинграда.
Туда он, вооружённый револьвером, и прибыл днём, пройдя в здание по партийному билету. Николаева незадолго до этого восстановили в ВКП (б). Пропуска ему никто не дал, но попросили подождать.
- Я и подождал Кирова! - сообщил Леонид лично Сталину, когда тот примчался в Ленинград.
На вокзале в Ленинграде он молча ударил по лицу руководителя местных чекистов Медведя и прошипел:
- Не уберегли Кирова…
В Смольном ему был отведён целый этаж, в здании НКВД выделен десяток комнат. Он сам проводил расследование, и тут начали выясняться некоторые пикантные подробности. Николаеву задали вопрос:
- Где вы взяли револьвер?
Николаев показал на заместителя начальника ленинградского управления НКВД Запорожца и ответил:
- Почему вы спрашиваете у меня? Спросите у него.
- Заберите его, - Сталин, только дверь закрылась за Леонидом, зло бросил: - Мудак!
В день убийства Кирова он продиктовал постановление ЦИК СССР:
- «О порядке ведения дел о террористических актах против работников Советской власти».
Сроки следствия по подобным делам устанавливались не более десяти дней. Дело рассматривалось без прокурора и адвоката, кассационная жалоба, ходатайство о помиловании не допускалась.
- Приговор к высшей мере исполняется немедленно! - настаивал Иосиф Виссарионович и уточнил Ежову: - Ищите убийц среди зиновьевцев.
Ленинград долго был вотчиной Зиновьева, с которым не удалось окончательно расправиться. Сталин сослал руководителей ленинградского управления НКВД Медведя и Запорожца на Дальний Восток за халатность.
- Враги активизировались! - газеты нагнетали истерию и страх, все ждали новых террористических актов врагов.
Похороны Кирова происходили 5 декабря в Колонном зале бывшего Дворянского собрания. Начиная с угла, Тверская улица была перекрыта, стояли поперёк грузовики и группы красноармейцев. Зал сиял огнями, обильно украшен плюшевыми знаменами, посреди зала стоял гроб.
- Простой, красный, кумачовый… - шептались обыватели, пришедшие проститься с ним.
Лицо покойного было зеленовато-жёлтое, с заострившимся носом. У виска к скуле синее пятно от падения. С правой стороны сидели несчастные жена и сёстры.
- Они сельские учительницы и, живя в глуши, даже не знали, что их брат стал таким большим человеком! - судачили приближённые к Кремлю люди. - Увидев в газетах его портреты, списались с ним, а так как не выбрались приехать раньше, встретились с ним лишь на похоронах.
Затем доступ публики закрыли. В зале остался ограниченный круг лиц. Все напряжены, с опаской оглядывались вокруг:
- Все ли свои? Все ли проверенные?
Со стороны головы покойного появился Сталин, окружённый соратниками. Погасли прожектора, смолкла музыка. Стояла с винтами для крышки гроба охрана. На ступеньки гроба поднялся Иосиф Виссарионович, лицо его скорбно. Он наклонился и поцеловал в лоб мёртвого.
- Картина раздирает душу, - заплакали некоторые, зная, как они близки.
Сталин тихо сказал:
- Осиротел я совсем.
Этот удар потряс его основательно. Иосиф Виссарионович геройски перенёс всю боль утраты Надежды. Но такие испытания за короткое время его изменили. 
- Ни жены, ни друга, - шептал он, - всё отняли враги!
Вскоре Николаев признал, что убил Кирова по заданию троцкистско-зиновьевской группы, после чего его торопливо расстреляли. Шли бесконечные митинги, где клеймили «подлых убийц Кирова». В Москве Зиновьев на собрании правления Центросоюза старательно поносили их. Но 8 декабря начались аресты его сторонников в Ленинграде.
- 16 декабря Зиновьев и Каменев, - доложили Сталину.
Зиновьев написал «Заявление следствию»:
- На самом деле это был центр бывших зиновьевцев, не захотевших по-настоящему раствориться в партии.
Каменев, который тоже отрицал все обвинения, 14 января вдруг признался:
- Руководящий центр зиновьевцев активно действовал по недавнего времени.
В лагеря были сосланы Каменев и Зиновьев, обвинённые в создании ленинградского троцкистского центра, а за ними пошёл целый кировский поток из почти сорока тысяч высланных из Ленинграда и расстрелянных граждан.
- Все виновные должны понести наказание! - велел Иосиф Виссарионович.
Казнили родственников Николаева и его жену, Мильду Драуле. 


Платон Иванович
Эгоисты единственные друзья, с которыми мы дружим бескорыстно. В жизни Марина Зальцман встречала много таких людей. Её мать Мария Васильевна Девина была именно такой. В 1913 году она переехала жить с семьёй дочери в Киев.
- Заодно прослежу за Моисеем, - думала пожилая женщина. - Чтобы снова пить не начал…
Зять вышел из долгого запоя, супруги вновь соединились, для них началась новая жизнь.
- Иоанн Кронштадтский вернул меня Богу! - говорил Моисей.
Семья Зальцман занимала целый этаж в доме на Крещатике. Старший сын Борис Генсицкий учился в киевском Николаевском военном пехотном училище. Младший, Исаак Зальцман учился в гимназии.
- Вот только кот «Васька» спать мешает… - мучилась Девина.
Кот шёл бесплатным подарком от хозяина доходного дома и обязан был ловить мышей. Однако рабочими обязанностями он брезговал, предпочитая проводить время в компании соседских кошек.
- Вот тварь безмозглая! - ругался на него Моисей Давидович.
- Вот с этим я не согласна, - возразила Марина. - Коты и собаки живут вместе с людьми в квартирах, и будут следующими существами на Земле, кто обретёт интеллект. Они много чего понимают, только не разговаривают.
Мария Васильевна и Исаак часто гуляли по весеннему городу. Рядом с домом, посреди лужайки росла наклонённая раскидистая ива. Метрах в двух от земли начинались зелёные ветки.
- Вон наш «Васька» сидит! - заметил внук на дереве кота.
К иве подошёл мужчина с собакой бультерьер. Снял поводок и велел:
- Побегай, псина, по травке.
Кот эмоций не проявил, понимая, что недоступен для извечного врага. Вдруг мужчина поводок закинул высоко на дерево и приказал псу:
- Принеси!
Крысоподобный пёс подбежал к дереву, легко взлетел по стволу, перепрыгнул очумевшего кота, побежал по ветке за поводком. Кобель схватил его в зубы и спрыгнул. Одновременно с ним с дерева упал кот и с диким воплем убежал домой.
- Ничего удивительного, - улыбнулась мама, когда Исаак рассказал ей. - Ведь каждый человек учится только на своих ошибках. Я вообще считаю, что с рождением ребёнка вся история человечества начинается сначала.
- Как это? - опешил сын.
- Вот сколько лет насчитывает история людей?
- Несколько тысяч лет…
- А вот и нет, - засмеялась Марина. - Самому старому человеку на Земле около ста лет. Значит столько лет и человечеству. Мы достоверно не знаем, что было раньше. Реальному опыту, который используется в жизни не более ста лет. Поэтому каждому ребёнку приходиться познавать мир заново и неудивительно, что мы попадаем в смешные ситуации!
Через некоторое время после приезда мать сказала ей во время завтрака:
- Сегодня ночью видела дедушку во сне…
Она знала, что Мария Васильевна рано осталась сиротой и спросила:
- Как же ты его узнала, если даже не знаешь, как он выглядит?
- Я говорю за Платона Ивановича Бабкина, - ответила мать. - Он заботился обо мне, как отец.
Марина вышла. Возвратилась, дала маме десять рублей и попросила:
- Сходи в церковь и поставь свечи, закажи ему поминальный молебен.   
Когда Зальцман наладил дела сахарного завода, то решил съездить в столицу, чтобы посетить могилу батюшки Иоанна. Марина поехала с ним, хотела увидеть великие христианские Святыни: десницу Святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня, чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери.   
- Три Святыни раз в году перевозят из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь, - знала она.
Оттуда совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на десять дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира к ней съезжались богомольцы.
- Филермская икона написана евангелистом Лукою и благословлена Богоматерью! - объяснила Марина мужу в поезде. - Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Константинополе. Но после его разграбления в 1203 году крестоносцами, икону перенесли в город Акра. 
- Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету! - заметил Моисей.   
- В городе Ла-Валетта, в соборе Святого Иоанна есть часовня мадонны Филермо. В ней рядом с Алтарём поместили чудотворный образ, - уточнила Марина. - С тех пор икона стала именоваться Филермской… Более двух столетий Святыни не покидали остров, пока не был захвачен сорокатысячной армией Наполеона. Русский император Павел I стал Великим Магистром Мальтийского ордена. Образ Божьей Матери находился в Зимнем дворце во время теракта1880 года. Взрыв динамита заложенного Халтуриным разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами.
- Это было покушение на императора Александра II, - вставил Моисей.
- Комната, где находился список, была полностью уничтожена, сама икона осталась нетронутой…
Они поклонились Святыням и посетили могилу отца Иоанна Кронштадского. Согласно его воле, он был похоронен в храме-усыпальнице, который заранее устроил в крипте Иоанновского монастыря на Карповке.
- Царство Небесное усопшим! - помолилась Марина.
После Петербурга супруги поехали в Москву, пошли на знаменитый спектакль МХАТа «Царь Фёдор Иоаннович».
- Нас ждёт чудный вечер! - радовалась она.
Станиславский и Немирович-Данченко, основатели театра, накануне крепко разругались и не общались.
- МХАТ раскололся на два коллектива в одном здании... - переговаривались между собой расстроенные актёры. - Два режиссёра, у каждого своя труппа, свои секретари. Это страшно неудобно…
Они решили помирить мэтров. После окончания спектакля на поклон из противоположных кулис должны были выйти Станиславский и Немирович. На сцене вся труппа, полный зал довольных зрителей.
- Очень благоприятная атмосфера, чтобы, наконец, пожать руки и зарыть топор войны! - надеялись актёры. 
- Браво! - спектакль удался, зрительный зал взорвался аплодисментами.
С разных сторон вышли Станиславский и Немирович. Они спешно пошли к центру сцены, каждый подготовил речь.
- Как нам повезло! - прошептала Марина на ухо супругу. - Мы увидим двух гениев сцены одновременно.
Станиславский был гораздо выше оппонента. Он в несколько шагов достиг середины, а Немирович, увидев это, заспешил и неловко зацепился ботинком за ковёр.
- Картина выглядит забавно! - засмеялся Моисей Давидович. - Такими гениев сцены никто не видел…
Высоченный Станиславский остановился, у его ног на четвереньках оказался Немирович, как на поклоне перед царём. Станиславский посмотрел на него сверху вниз, улыбнулся и пробасил:
- Ну, уж так-то зачем?
Немирович встал, они поклонились зрителю и, не говоря ни слова, ушли по кулисам. Они никогда не разговаривали, а супруги вернулись в Киев. 
- Русские помещики владыки в своих имениях! - поделился Зальцман. - Но, в сущности, деревянные самодержцы представляют собой пустое место в государстве. Они не имеют политической силы. Дома помещики позволяют себе всевозможные злоупотребления и смеются над правительством, но государством не правят.
- Царь единственный источник их влияний на государственные дела, от его милости зависит политическая карьера! - согласилась Марина. - Только превратившись в царедворца, дворянин становится государственным деятелем. Но положение придворного льстеца непрочно. Жизнь при дворе несовместима с возвышенным духом, с независимостью ума, что присуще аристократическим сословиям государств, которые заботятся о народе!
Утром после их приезда к дочери зашла Девина, рассказала о поведении внука и ненароком уточнила: 
- Опять мне Платон Иванович Бабкин приснился! Нужно помянуть покойного.   
Дочка дала ей пять рублей и попросила сходить в церковь. Через месяц Мария Васильевна сказала, что опять видела деда во сне. Марина не выдержала и отрезала:
- Я его даже не знала!.. Скажи деду, что неприлично так часто в гости приходить…


 
 
продолжение http://www.proza.ru/2019/08/28/1803


Рецензии
Очень сложно о Платоне Ивановиче. Я запутался в котах, собаках и реликвиях.

Про убийство Кирова информативно.

Владимир Прозоров   06.09.2019 19:54     Заявить о нарушении
Спасибо!

Владимир Шатов   06.09.2019 22:30   Заявить о нарушении