Мифы про интеллигенцию

   В русской литературе с 60-ых годов прошлого века появляется новый термин – интеллигенция. Слово ввел в общественное сознание известный писатель 
Боборыкин П.Д.,1836-1921годы жизни.

   Известный русский романист и последующие литераторы словом «интеллигенция» называли социальную группу граждан России, но каких  – загадка.
 
  Историки в поисках истины о революциях, у которых по всему миру есть начало, но нет конца.  Современные граждане России в устной и письменной форме выражают мнение:  интеллигенция сотворила все реальные и вымышленные  беды  России  в 20-ом веке. Беды умножились в 21-ом веке.  Бедственному положению русских конца не видно.

    Попробуем вместе с читателями разобраться с вопросами об интеллигенции в России.
На вопрос:
-Что такое интеллигенция?» - ответа нет,  научное содержание термина не раскрыто.

Обратимся к толковым словарям русского языка. Словари разъясняют: слово (intelligens) в переводе с латинского языка обозначает понимающий, мыслящий, разумный человек.

  Все социальные слои России до 1917 года использовали это слово в меру своего понимания: честный человек, противник царского режима, работник творческого труда, работник умственного труда, бунтарь, искатель правды и истины, создатель здорового образа жизни, противник мошенников всех времен и народов «слишком умных для того, чтобы работать».
С какой целью известный широкой публике в прошлом веке  писатель Бабарыкин называет группу людей творческого труда интеллигенцией? В литературе  для этой группы уже есть название – интеллектуалы.

   Слово, производное от латинского слова интеллект (intеllektus – познание, понимание, рассудок). Интеллектуал, человек обладающий мышлением, способным к рациональному познанию, умом (нус - ум в переводе с греческого языка). Приведем пример из литературного произведения.

  В романе «Шпион, вернувшийся с холода», разработчиков сложной тактической операции автор Джон ле Карре называет интеллектуалами. Теория и практика деятельности доказала: интеллект - необходимое, но не достаточное  качество личности для профессионала высокого уровня в разведке и других видах интеллектуальной деятельности. Нужна еще интуиция, шестое чувство, аналитические и актерские способности, чтобы играть «роль».

 В Советской России, словом интеллигенция официально в государственных документах назвали  людей  творческого труда. Объекты труда интеллигенции: развитие и распространение культуры. Области труда: наука, техника, промышленность, литература, искусство, архитектура, строительство.

  С точки зрения классового подхода  современное население государства распределено  на классы. Показатель отношение к собственности на средства производства: рабочий класс, крестьяне, отдельная прослойка - интеллигенция. Собственниками в России по итогом «неточной» статистики являются  не более 5%  количества работающих.  Остальные работают  по найму на  государство.
 Стойкое  представление о разделении труда на умственный труд  и труд физический сохраняется в социологии, науках об организации деятельности. Отметим, что  граница между трудом  физическим трудом в содержании любой хозяйственной отрасли не определена четко.
 
По итогам анализа интеграции теории и практики, крестьянин, прежде чем вспахать и засеять поле должен продумать свои действия, чтобы получить результат. Рабочему, чтобы работать на современных станках, кроме физического здоровья нужно обладать высоким  интеллектом.

   В современном мире высоких технологий рабочий должен обладать техническими знаниями на уровне инженера.
Умственный труд – тяжелое индивидуальное занятие людей с сильной волей по решению  проблем.

  Однако в обществе распространено мнение, что умственный труд легче физического. Очевидно из-за того, что умственный труд в некоторых областях деятельности можно имитировать, заменить его показной деятельностью, сочинить содержание труда. 

  Предположим, что таких сочинителей и имитаторов Боборыкин и назвал интеллигенцией. Приведем «социальный портрет» деятеля, составленный автором на основании наблюдения явлений и событий социальной жизни конца 19 века:
«Есть люди, которых и близко нельзя подпускать к своей жизни. Заморочат, распалят и раздразнят, но так просто не отпустят: им бы еще исподтишка понаблюдать твои корчи и подслушивать твои стоны — авось, наконец, сопьешься или свихнешься
 А тогда — почему бы и не явить миру свое назидательное, но для себя необременительное участие в пропащем человеке»?    По роману П. Д. Боборыкина “Жертва вечерняя».
Писатель описывает умственный труд интеллигенции как имитацию деятельности по спасению человечества от пороков, которые они сами же и культивировали в людях. Есть ли такое явление в современной жизни? 
Ответ читатель найдет сам, интернет поможет!

   Боборыкин размышляет о том, можно ли наказать таких людей по закону. Дает ответ:
«Нет таких законов, по которым воспрещалось бы для литературных упражнений брать напрокат, причем без спросу и бесплатно чужую душу, плоть и кровь. Нет и таких охранных грамот, которые уберегали бы частного человека от сомнительной участи явиться где-нибудь прототипом — то есть жалким рабом чужой игры без правил. А жизнь, в отличие от литературы, — это индивидуальное приключение. Здесь каждый смеет претендовать на центральную роль, а значит, и на собственную версию своей судьбы. Горе тому, кто вовремя не сумеет освободиться от унизительного амплуа, навязанного к тому же хоть и бывалым, но неумелым режиссером».
По Боборыкину отличительная черта интеллигенции завладеть душой и телом другого человека, направить его деятельность на достижение своих целей, как-то:
-хату покинуть идти воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать,
- бороться против мещанства, превращать мещан в пролетариев, отбирать у них собственность, недвижимость для самих любимых чужими руками,
- реализовать свое патологическое стремление к власти при полном отсутствии интеллекта, заменяемого беспримерной наглостью, жадностью,  жестокостью и цинизмом.

   Читатель может согласиться с автором статьи, который полагает,что ответ на вопрос  Боборыкином дан.
Ответ  можно дополнить современными реальными явлениями социальной жизни, в которой трудятся интеллигенты-политики.
По мнению многих современных публицистов, понятие интеллигенции тождественно  понятию «пятой колонны», агентов влияния в национальном государстве.
Анализ «социальных проектов»   политических партий является для читателя    примером наглядной имитации деятельности в будущем.
 
Дискуссии о роли интеллигенции в общественной жизни, дымовая завеса, которая скрывает истинные цели реформаторов. Применяется принцип неопределенного интеграла. Хочешь сломать машину, задай задание машине вычислить  неопределенный интеграл. Задача не имеет  решения, так как переменная стремится к бесконечности. Машина работает – результата нет. Разводка лохов, на современном сленге.
С научной  толчки зрения мифы  про роль интеллигенции в обществе – циничное постмодернистское моделирование вымышленной нереальности.


Екатерина Ершова-Киреева
Санкт-Петербург
август 2019


Рецензии
Зачем изучать мифы, когда есть реальные интеллигенты. Мой отец очень гордился, что он являлся интеллигентом в первом поколении.

Я соответственно во втором.
Настоящий интеллигент формируется только в третьем.
Меня это утверждение отца всегда смешило, но судя по внукам, а это уже четвертое поколение русских интеллигентов, он оказался прав.

Один из отличительных признаков интеллигента, обширные знания, согласны?

Сравните в этом плане себя и моего трехлетнего внука. Русского интеллигента в четвертом поколении:

Итак. Что то бабушка и внук не поделили, и бабушка Теме:
-а еще интеллигентом называвшийся. Это ребенку в три с половиной года.

Тема поворачивается к ней и отвечает:
Я не интеллигент, мы с дедушкой специалисты по свиньям.

Уверен, то, что знает мой внук о свиньях, например, кто такой Пумба, друг Симона,(из знаменитого американского мультика) знает, вряд ли, один из тысячи.
Пумба- бородавочник.

А что за свинья бабирусса, не знает никто. И я не знал.
Внук заставил узнать. Вот что такое четвертое поколение!.
То, что вы этого не знаете, у меня никаких сомнений нет.

А сей час серьезно:
 В русской литературе с 60-ых годов прошлого века появляется новый термин – интеллигенция. Слово ввел в общественное сознание известный писатель  
Боборыкин П.Д.,1836-1921годы жизни.

Термин- это хорошо.

А содержание этот термин имел?
Запад знал и знает интеллектуалов и никаких интеллигентов.

Это интересно. Чтобы что то оценить, надо выбрать базу. От чего мы будем мерить.

Вы предлагаете от Бабарыкина, так как он первым ввел в обращение термин интеллигенция.

Термин может быть другим. И первенство в нашем случае не важно у кого.
Мы рассматриваем процессы в обществе, которое в результате своей жизнедеятельности порождает: крестьян, ремесленников, затем рабочих, интеллектуалов и так далее.

В Европе в 1088 появляется первый университет в Болонье. Это знают все.
То, что к некоторым преподавателям, напишем современным языком,
приходило в год до 10 000, в город в котором было в то время 20 000 жителей, знают единицы.

И только интеллектуалы и интеллигенты, задумывались о том, что большинство из этих 10 000, шли пешком с севера Европы , а это более 2000 километров. До Киева от Болонии 2500 километров.
И не одного человека не пришло за 400 лет.

Не знаю, можно ли с вами вести серьезный разговор, на этом ограничусь. Пока.

Замечу.
Интеллигенция в России, форма самоорганизации в обществе, не способного развиваться самостоятельно.
Развитие, вот база от которой надо начинать для понимания процессов в обществе.
И слова «русский» которым усиленно пользуюсь в этом тексте, это слово и не более.

Почитайте о развитии города Евпатория
в начале 20 века.
И сделал это караим Семен Дуван.
В моем видении мира настоящий русский интеллигент.
Ваш.

Александр Денисов 33   19.08.2019 23:48     Заявить о нарушении
Александр Денисов! Спасибо за рецензию! Мне было интересно узнать новое по теме статьи от опытного автора.Боборыкин ввел не только термин но и определил его содержание. Подвиги "интеллигенции" в России подробно описал Федор Достоевкий в романе "Бесы" издательство Азбука-классика Санкт-Петербург 2009 год.
Согласна с вашим мнением о слове "русский". Кто такой этот русский - неизвестно. Собираю материал для статьи о русских.

Екатерина Ершова-Киреева   21.08.2019 07:34   Заявить о нарушении
Любое произведение можно рассматривать с разных точек зрения.
К примеру, перед нами пиар, или серьезная попытка автора разобраться в данном вопросе.

Люди могут ошибаться, но когда они хотят разобраться, они ведут себя соответственно.

Если это пиар, тема не разбирается, она утверждается и автор не намерен ее обсуждать. Он идет дальше по дороге привлечения интереса к своей персоне.

По самому произведению можно с вероятностью в 99% сказать, пиар перед нами или нет. Но, если вы при этом вступили в разговор с автором пиара, то любые сомнения отпадают.
Проза.ру великолепная площадка.
К примеру два автор пишут о Боборыкине.
http://www.proza.ru/2009/08/25/106
Крестный отец всех интеллигентов
Владимир Бровко
И Вы. Сравните.
Произведение одного автора наглый, но довольно слабый пиар.
Наглый- это хорошо. Пиар должен быть наглым.
А слабым пиар не должен быть.
Ссылки на книги из 19 века можно давать и надо. Никто поднимать и читать эти книги не будет.
А с математикой так нагло нельзя, получилось очень слабо.
Десятки миллионов ее учили и учат сейчас, среди них найдется несколько тысяч, которые в ней разбираются.
Это надо убрать. И заменить чем то, чтобы у читающего волосы встали дыбом:
Ну и дура!!!
Пройдет некоторое время , факты выветрятся, а эмоция останется.
И вы вместе с эмоцией в памяти человека.
Вот это и есть цель личного пиара.
Ваш.

Александр Денисов 33   21.08.2019 22:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.