Светильник, звезда и солнце

(Из конспекта проповеди)

«Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» 2Пет.1:16-19


Мы вспоминаем сегодня преображение Иисуса Христа. Обычно в этот праздник читают тексты из Евангелий, но об этом событии говорится не только там. Один из очевидцев преображения Иисуса Христа – апостол Петр – упомянул об этом в своем втором послании: «…быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе».

Кто-то мог сказать Петру: «Тебе хорошо, ты видел преображенного Христа, а мы?..» И Петр продолжает: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово». Кто не видел Христа (или прославленного Христа) воочию, имеет пророческое слово и может познавать Бога верой в это слово. И дальше Петр упоминает два источника освещения: «и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших».

Светильник и звезда. По поводу светильника Петр тут же поясняет, что это о словах пророков. А из От.22:16 мы узнаем, что утренняя звезда – это Сам Иисус Христос: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». Утренняя звезда светит в конце ночи. Замечает ее тот, кто ночью не спит, но бодрствует, кому нельзя засыпать – сторож или рыбак. «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим.13:12).


Когда закончится ночь этого мира, настанет день. Днем не зажигают светильники. На своем месте и в свое время они нужны, но среди дня о них никто не вспоминает. «И пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:8). Днем не виден свет звезд. Днем на небе царствует солнце. И как здесь не прочитать Мал.4:2: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные».

Главное, что есть в христианстве, это Христос. Это тот горошек, который надо добавить в салат «горошек» (о чем вчера говорил Сергей). Сегодня мы можем иногда забывать о самом главном, но в вечности об этом никто не забудет ни на секунду. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). В Новом Иерусалиме не будет солнца, потому что его осветит слава Божья: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (От.21:23).

Сейчас время Утренней звезды, но наступление вечного дня, подъем Солнца правды, утреннюю зарю Божьих действий с миром никто не удержит: «Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю… суд Мой, как восходящий свет» (Ос.6:3,5б).


Свет звезды особо ничего не меняет в природе, а вот солнечный свет меняет почти все, ничто в природе не остается безучастным к восходящему солнцу. Как радуются растения солнышку, они тянутся к нему своими листьями и цветками; коты любят погреться на солнышке; бабушки на скамейках передвигаются за пятнами солнечного света. Малахия говорит, что тельцы упитанные любят взыграть в лучах солнца – я не деревенский и такой картины не видел, но живо ее себе представляю: как плотные, тяжеленькие бычки подпрыгивают, веселясь и радуясь своему здоровью и солнечному теплу. Иисус Христос преображает, исцеляет все, как солнце.

Светильник Слова Божьего и Иисус Христос как Утренняя звезда уже начали работу по преображению нашего внутреннего человека. Это процесс, длительный, постепенный, из которого никогда нельзя выключаться. И у этого процесса есть завершение: момент встречи со Христом, когда взойдет Солнце правды и Его лучи принесут нам окончательное исцеление – изменение наших тел и завершение преображения наших сердец. Иоанн сказал об этом так: «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). Тех, кого сейчас постепенно изменяет светильник пророческого слова, однажды окончательно преобразят лучи Солнца правды.

Причем это Солнце исцелит не только нас, но и наших ближних. И когда мы увидим в вечности, в Новом Иерусалиме своих детей, родителей, соседей, жена увидит мужа, муж жену, мы ахнем – какая красота! Какими хорошими они стали, насколько чисто, полно отражают Иисуса Христа. И порадуемся: когда мы жили на земле, когда носили сокровище познания о Христе в глиняных сосудах своих тел (2Кор.4:6-7), т.е. были светильничками и звездочками ближним – мы были орудиями благодати в руках Искупителя, Который терпеливо готовит каждого из нас к небу, мы способствовали этому преображению дорогих нам людей, которое завершится в лучах Солнца правды. Вот эта мысль, которая, возможно, придет нам там в конце процесса, сегодня поможет терпеливо содействовать ближним в духовном росте, в практическом освящении.


Мы прочитали про три источника освещения разной степени яркости:
• светильник пророческого слова, доступный для тех, у кого есть это слово и кто его понимает, это о пророках, которые говорили и писали о Христе (а в От.21:23 Сам Иисус назван светильником),
• Утренняя звезда, которую видят бодрствующие в этом мире дети Божьи, и
• Солнце правды, которое увидят все, для одних в Его лучах будет исцеление, а другие получат наказание (об этом следующий стих у Малахии).

Ученик Владимира Набокова Альфред Аппель вспоминал об одной из лекций наставника: «...Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде к правой стене и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился по ступенькам — их было пять или шесть — в зал, тяжело прошествовал по всему проходу между рядами, провожаемый изумленным поворотом двух сотен голов, и молча опустил шторы на трех или четырех больших окнах... Зал погрузился во тьму. ...Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям.

«На небосводе русской литературы, — объявил он, — это Пушкин!» Вспыхнула лампа в дальнем левом углу нашего планетария. «Это Гоголь!» Вспыхнула лампа посередине зала. «Это Чехов!» Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: «Бам!» Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. «А это Толстой!» — прогремел Набоков».

Эту историю хорошо бы пересказать примерно так: «О Божьей истине нам свидетельствовали патриархи и великие Божьи пророки – Авраам (одна люстра зажигается), Давид (вторая люстра зажигается), Исайя (третья люстра зажигается). А это Иисус Христос – воплощенная истина и Сын Божий (открывается штора и впускает яркий солнечный свет)!»
 

Интересно, что то, что касается Христа, касается и Его церкви, которая одно с Ним, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф.1:23):
• Он назван звездой, и верующих Даниил называет светилами на тверди, звездами, которые будут сиять вовеки, навсегда: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:3).
• Он назван солнцем, и о праведниках сказано: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).

В Ветхом Завете рассказывается про человека, у которого после продолжительного общения с Богом светилось лицо. Это Моисей. Он даже закрывал лицо покрывалом. Во-первых, чтобы не пугать людей, во-вторых, чтобы те не видели, что со временем лицо вождя светиться перестает. Это были отсветы славы Божьей, это было очень величественно, но Павел пишет, что слава эта была преходящей. Она исчезала с лица Моисея, так как встречи с Богом у него были эпизодическими.

У верующих Нового Завета не так. Павел пишет: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18). Ясное дело, речь не о физическом выражении славы Божьей, а об изменении нашего внутреннего человека под влиянием нашего всматривания в образ Божий, открытый в личности Иисуса Христа. И чем больше человек смотрит на Христа, тем больше он становится на Него похожим. Все более светлым. «Кто обращал взор к Нему, те просвещались» (Пс.33:6).

19.08.2019


Рецензии