Мамины поговорки

        Чем отличается пословица от поговорки? Чаще пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка – это  меткое замечание относительно какого-либо события, явления, объекта. Но я всегда путаюсь в этих понятиях, поэтому не взыщите в случае, если не так выражусь.
        Моя  мама любила в разговоре  ввернуть какую-нибудь пословицу или поговорку. Эту особенность ее речи я осознала после ее ухода, так как совершенно неосознанно сама стала часто их употреблять. Теперь, когда то или иное выражение из маминого наследия возникает в моем лексиконе, я сразу обращаю на это внимание. Как будто это какой-то привет от мамы. И сразу становится приятно и тепло на душе.
        С самого раннего детства я уже знала, что немилого целовать неприятно, совсем невкусно после частого употребления мамой пословицы: «Без соли хлебать, как немилого целовать!». Дети, конечно, чаще всего имеют свое осмысление фраз взрослых. Вспоминаются эпизоды из прелестной книжки Корнея Чуковского «От двух до пяти», прекрасно иллюстрирующие детские представления.
        Одна девочка услышала по-своему поговорку из уст мамы: «Терпи, казак, атаманом будешь!», и, баюкая куколку, приговаривала: «Терпи, коза, а то мамой будешь!». Другая девочка поняла мамину фразу буквально и когда за столом собралась семья и приехавшая родня, она долго пристально смотрела на дядю Петю и произнесла возмущенно: «Мама, ты говорила неправду, что дядя Петя сидит на шее у тети Нади. Вовсе он у нее не на шее сидит. Он на стуле сидит!»
        Сейчас на дворе март. Погода неустойчивая, то плюс, то минус. Небо безоблачное, пронзительной голубизны, какое бывает в начале весны. Не смотря на наличие яркого солнца, ветер все еще по-прежнему колючий и даже порой обжигающе холодный. А я уже скинула дубленку, облачившись в светлое полупальто, всем своим организмом желая носить что-то радостное, легкое, одним словом - весеннее. Даже шарфик завязала  исключительно веселенькой расцветки: на светло-зеленом фоне яркие зеленые  листочки. Голова моя не покрыта. Ветер тормошит волосы, и я не могу представить, чтобы этой свободной игре мешала какая-нибудь шапка. Навстречу еще много попадается людей в черном зимнем обличье, в натянутых на лбы вязаных  и даже меховых головных уборах. И я, совершенно не понимая их мрачное оборонительное утепление, в душе чувствую некое превосходство: «Что вы все «кутаетесь»? Эй, вы, посмотрите на меня: сразу видно, что весна наступила. Во всем моем облике оптимизм и весенняя радость». И знаете, другими людьми мой весенний облик не остается незамеченным. Вот вчера сосед с третьего подъезда отметил с улыбкой: «Вы такая весенняя сегодня!». Но ведь приятно же, когда ты ассоциируешься с весной, с пробуждением природы.
         В один из дней на этой неделе мы договорились встретиться с подругой Аллочкой. Она меня более, чем порадовала, превзошла все мои ожидания. Алла явилась в новом мягком уютном модном полупальто яркого апельсинового цвета, где-то даже более близкого по тону к цвету мандарина. Это смело. Не всякий решится облачиться в одежду таких красок. Но в сочетании с темно-каштановым цветом волос и смугловатой кожей моей подружки эта мандариновая гамма смотрелась очень эффектно. Образ получился исключительно весенним, солнечным. Я с удовлетворением, подумала о том, что друзья – единомышленники во всем. Сразу было видно, что душа Аллочки открыта новым весенним ощущениям, а весь ее наряд напоминал нам, что не только весна наступила, но и не за горами лето с его насыщенными, радующими глаз красками.
Не могла не описать свое настроение, присущее большинству людей, особенно дамам, когда вместе с природой душа требует обновления гардероба. И вот среди этого противостояния весеннего воздуха и холодных укусов ветра у меня в голове возникают мамины поговорки на эту тему. Мама переживала за меня, когда я с первыми теплыми денечками стремилась быстрее переодеться в более легкое весеннее одеяние. Ее предостережения на счет коварности весны, естественно, выдавались в виде пословиц: «Придет марток -  надевай сто порток», «Весна красна да обманчива», «Весна да осень – на дню погод восемь».
        Обожала я и употребляемые мамой поговорки в ситуации, когда меня хвалили чужие люди. Говорят, что, русские мамочки отличаются от еврейских тем, что стесняются хвалить своих детей. А еврейские мамы при любом раскладе будут своих детей нахваливать перед чужими людьми вне зависимости от того, правда это или преувеличение. И это правильно, я считаю. Ведь не только красота - страшная сила, как говорила героиня Фаины Раневской в фильме «Весна» (вот сегодня что-то все мысли о весне да о весне), но и реклама – страшная сила. Мы же женщины по себе знаем. Своих детей больше критикуем, а потом удивляемся, отчего у окружающих какое-то неприятное для нас мнение о наших отпрысках. Так мы все для этого сами сделали, создали антирекламу. Сами не замечаем, как поругиваем своих детей то здесь, то там, а когда вдруг кто-то позволяет себе критическое высказывание, мы в душе возмущаемся: «Эээ, да ты чего? Это мне только можно критиковать, я же мама. А ты с какой стати позволяешь это делать? И вообще откуда ты знаешь, ты же с моим ребенком ни разу не общался?!». Откуда-откуда? Оттуда, от тебя самой, мамочка - находка для шпиона. И так это неприятно, когда кто-то посторонний пытается делать критические замечания в адрес твоего дитяти.
        Конечно, ни мои подруги, ни я такой бестактности себе не позволяем. Но у меня были подобные ситуации с некоторыми знакомыми. Вот, почему с одними дружишь, а с другими слегка приятельствуешь. Потому что люди подбираются схожие. Так что надо вести себя, как еврейские мамочки: хвалить своих детей самым беззастенчивым образом и не только среди чужих людей, но в глаза им – детям, чтобы чувствовали любовь, что они самые лучшие для родителей. А то ведь и комплекс неполноценности может развиться.
        Моя мама как раз была типичной русской мамочкой. Она больше любила покритиковать, чем похвалить. Но я всегда видела в ее глазах любовь и восхищение, да ее высказывания носили какой-то смешливый смысл, как бы говорящий, что это как раз неправда, как раз все наоборот. Просто неудобно об этом говорить вслух.
Когда я вошла в возраст самого расцвета девичьей привлекательности, маме часто говорили комплименты на счет меня. А мама стеснялась сказать, к примеру: да, неплохая девчонка получилась.
        Конечно, мама меня поддерживала, когда я сомневалась на счет своей внешности, особенно в подростковом возрасте. К примеру, мне казалось, что я слишком высокая. Я даже комплексовала. На школьном вечере не всякий мог пригласить на танец. Многие были ниже ростом, а в школьные годы этому придавали значение. Мама сразу возмущалась: «Ты что? Это же благо. Вот как обычно начинается описание главной героини в романах: вышла высокая стройная девушка! Вот! Это большой плюс. Ты видела кадры из фильма «Табор уходит в небо»? Героиня Светланы Тома - Рада идет в центре толпы цыганок, выделяясь среди них не только красотой, стройной осанкой, но и ростом. Я думаю, что Лотяну намеренно подбирал окружение Рады из низкорослых цыганок, чтобы на их фоне героиня выделялась».
        Теперь я это понимаю, и когда меня спрашивают: какого я роста, я отвечаю: 1м 74 см. А в юном возрасте уменьшала – 1м 73 см. С математической точки зрения позволительно сделать приближение в сторону увеличения. Ведь мой точный рост – 1м 73, 5 см. В наше время этот рост просто никакой и не рост, а так, ерунда какая-то. Это уже совсем и не высокая девушка в сравнении с нынешними. Так… шмыргалка какая-то, как говорил мой муж. Он любил «приколоться»: «Ты все считаешь, что ты высокая. Какая ты высокая?  Вот сегодня ехал в лифте с девушкой, так вот она высокая, я понимаю. У меня 1 м 83, но мне пришлось, нажимая на кнопку,  голову чуть-чуть приподнять, чтобы спросить, на какой этаж она едет. Вот это рост! А ты… так … шмыргалка какая-то». Говорил он, конечно, любя. Это я поясняю для тех, кто без юмора.
        Так вот, мама меня умиляла своей реакцией на комплименты в адрес дочери.
        - Анна Александровна, Лена ваша, так расцвела. И как ей идет этот наряд – примерно что-то такое говорили маме.
        - Да уж, одень пень – и не налюбуешься целый день – бодренько так отвечала мама, хоть и шутя, но, однако, с тенью смущения. Получалось, что дело то все в одежде, а так- то дочь моя – урод уродом, это она красивыми тряпками прикрылась. В общем, рекламка для меня была еще та, особенно, если она произносилась в присутствии людей без чувства юмора.
        Я же, большая любительница «поржать», конечно, не обижалась на маму, а смеясь, качала головой: «Вот вы, какая, МАМО!  С пнем меня сравниваете!».
        Да что там с пнем! Одна поговорка вообще меня в подлецы относила. Мне, как всем молодым и стройным, конечно, любая одежда шла. И вот когда я примеряла какой-нибудь наряд, среди одобрительных возгласов можно было услышать и мамино с юмором замечание: "Подлецу все к лицу!". Но главное было то, что мы обе понимали, что это шутка.
        Или вот такой часто повторялся вариант:
        - Анна Александровна, Лена ваша хороша!
        - Ага, хороша, когда спит и дома нет! – как всегда лихо парировала мама.Или же еще у нее был вариант: "Такая красавица, что, отворотясь, не насмотришься!"
        Тут что-то вспомнилась и папина поговорка: «Молодец среди овец, а среди молодцов и сам овца!». Как всякий русский человек он тоже использовал в своей речи пословицы и поговорки, но не так часто, как мама.  У нее был целый ряд штампованных фраз – поговорок, которые вылетали из нее автоматически согласно ситуации.
       Так, к примеру, хоть она и уверяла меня, что высокий рост – это красиво, но все в той же тональности критического ко мне отношения она говорила: «Большая фигура да дура. Мал золотник да дорог!».
       Когда мама считала, что человек вполне заслуживает то, что имеет, она произносила: «По Сеньке и шапка!». И сразу все понятно. В аналогичной ситуации она говорила еще такую пословицу: «Нечего на зеркало пенять коли рожа крива!». Смысл, конечно, шире, большей частью касающийся внутреннего мира человека, хоть и о роже говорится.
       Получается, что любую мысль можно подкрепить поговоркой или присказкой.
       В интернете легко найдется много поговорок, но я знаю такие, которые я слышала только от конкретных людей и нигде больше не встречала. Моя подруга с времен проживания в Риге Таня Гаврикова разговаривает очень ярко. Она может и матерком припечатать. Причем, это тот редкий случай, когда мат звучит не оскорбительно для ушей, а как-то самобытно, по-доброму, и всегда по делу. Но мне вспомнилось одно Танино выражение, к счастью, не матерное. Вот не знаю: народная это поговорка или ее собственное изобретение, но я нигде больше не слышала эту фразу. Как-то глядя в зеркало, Таня печально произнесла: «Волос осталось … на одну драку».
       Или же вот еще. Одна моя коллега по работе, веселый и артистичный человек, имевшая лишний вес и хороший аппетит, как-то сказала по этому поводу совсем незнакомую для меня ранее поговорку: «Нарастил сало – теперь корми его!». Она умела посмеяться и над собой в первую очередь.
      Вообще разные русские поговорки мне нравятся своим юмором и точностью выражения мысли.
       Если говорить о еде, то мой муж любил повторять одну поговорку, когда кто-нибудь произносил, глядя на шикарный стол с закусками и выпивкой: «Какой стол!». Он говорил: «Каков стол, таков и стул!».  Однажды мы встречали Новый год в гостях у не знакомых нам людей, но знакомых наших друзей. Хозяева дома были супружеской парой, очень простой, не слишком образованной, но гостеприимной, доброй и веселой. Когда мы зашли в их гостиную и увидели ломящийся от разных блюд стол, друг воскликнул: «Какой стол!». Муж мой тут же сострил: «Каков стол, таков и стул!». А хозяин, недолго думая, ввернул свою поговорку: «Как едим, так и пердим!». Мы все попадали. Весьма было неожиданно, учитывая тот факт, что мы с мужем только что с ним познакомились.
        Да, наши русские поговорки яркие. Например, есть английская поговорка: «Fortune favours the brave» - «Фортуна благоволит храбрым» или же «Смелым сопутствует удача». Или же «Судьба благоприятствует смелым».  Как ни переводи, а звучит, как простая констатация факта подобно: «Дважды два четыре» или же «После лета наступает осень». Где изюминка? А наш аналог с этим же смыслом звучит просто с гусарской удалью: «Кто не рискует, тот не пьет шампанское!». Вот это я понимаю сказано! Или же: «Смелость города берет!». Тоже неплохо.
        Сила русской поговорки попадает точно не в бровь, а в глаз! Все мы встречали таких людей, про которых можно сказать: «Глаза завидущие, руки загребущие» или же таких: "В каждой бочке затычка!" И таких полным-полно, кто в чужом глазу увидит соринку, в своём бревна не замечает. Сказано коротко и ясно. Лучше не охарактеризуешь человека.
        Думаю, что не стоит волноваться поборникам русского языка, пословицы и поговорки не умрут. Они бьют метко в цель, сидят в наших мозгах глубоко и без них уже не обойтись.
        Что-то я разболталась, ведь известно, что делу время, а потехе час. Хотя… Счастливые часов не наблюдают. Но все ж... кончил дело – гуляй смело!


Рецензии