Святая к музыке любовь

Часть первая


НАТАША.  ПЕРВЫЕ ШАГИ


     Шестого января в Рождественский Сочельник моя сестра Татьяна родила девочку. Как назвать малышку - заранее не обсуждали; имя Наталья предложили подружки-однокурсницы.
     В пять лет Наташа - ученица в подготовительном классе музыкальной школы. Поступлению на фортепианное отделение предшествовал конкурс - несколько человек на место; каждый ребёнок должен был исполнить детскую песенку. Готовились основательно: выучили "Тень-тень-потетень", заранее слегка инсценированную нами, и маленькой артистке больше всего нравилось изображать лису, которая всему свету - краса. Вспоминает мама Наташи Татьяна: "И вот моя дочка - перед экзаменационной комиссией, а я - за неплотно прикрытой дверью. Сейчас она запоёт, и всё будет хорошо... Вдруг слышу: "Сел комарик на дубо-о-чек, на зелёненький листо-о-чек...". Наташа пела монотонно, почти на одной низкой ноте. В итоге, мы чудом поступили, благодаря абсолютному слуху и безупречному чувству ритма. Когда позже я спросила дочку, почему она спела про комарика, то услышала в ответ: "Мне не хотелось петь тётям про злую козу, которая грозила всем выколоть глаза; лучше про добрых мушек, спасших комарика. Правда, мамочка?..".
...Пришлось согласиться. Так уже в пять лет моя девочка проявила самостоятельность в выборе репертуара. И потянулись дни, месяцы, годы учёбы."
     С особой теплотой Наташа вспоминает о первой учительнице - Дьяченко Людмиле Александроване. Она старалась развивать в ребёнке творческий подход к каждому разучиваемому произведению, не навязывая его традиционную трактовку; педагог развивала в ученице своё видение характера и образов, умение передать выразительными звуками рождённое музыкой чувство.
И в течение всего периода обучения в музыкальной школе Наташа ощущала особую поддержку и трогательную заботу Людмилы Александровны.


                НАТАЛЬЯ - О МУЗЫКЕ МОЦАРТА, ШУМАНА, ШУБЕРТА

                ...Так славно рассуждать о Моцарте,
                о Брамсе, Шумане и Шуберте -
                "Ещё не любите? - Полюбите..."
                Борис Кушнер

   "Мне всегда нравилась музыка сонат Моцарта: прозрачная, звенящая, словно хрусталь, мелодия, в которой присутствует детская непосредственность с нотками трагизма. А "Детские сцены" Шумана?! В них - эмоциональная жизнь ребёнка, его переживания, чувства радости, обиды, печали, страха. Как с помощью нот передать всю эту тревожащую гамму?.. Училась.  В экспромтах Шуберта главное - звук, его красота, мелодичность, разнообразие красок. Работа над звуком отнимала много времени, но результат часто радовал. И скоро пришёл успех: запись на местном радио, участие в концертах, открытых уроках, мастер-классах, проводимых преподавателями ЦМШ  (из Москвы)."  В 12 лет Наташу записали на городском радио: в её исполнении прозвучал "Жаворонок" (Глинка-Балакирев, ф-но).
     Вспоминается концерт в Обнинской музыкальной школе №1 (она - ровесница города, открылась в 1956 году), которую в своё время закончили и мама Наташи, и я; бережно храню фото выпуска 1968 года, где запечатлены замечательные преподаватели и их ученики.
     ...В зале царило настроение нетерпеливого ожидания Прекрасного, и мне казалось, что ощущаю беспокойный стук сердец сидящих рядом слушателей. Моя мама, заботливая бабушка, волнуясь за родную внучку, теребила свой лёгкий шарф и после выступления одного из исполнителей отчётливо прошептала, наклонившись в мою сторону: "А наша девочка всё равно лучше!..". Я улыбнулась и погладила мамину руку.
     Наташа очень выразительно сыграла одно из моих любимых произведений - Экспромт №4 Ф.Шуберта. Настроение в музыке менялось от воздушной полётности звуков, изящной трепетности до глубокого и страстного чувства в средней части. И в заключении - секундная пауза, а за ней - ответная награда в виде дружного рукоплескания наполненного удовольствием зала.

     Настоящим событием стала победа в конкурсе исполнителей во Всероссийском лагере "Орлёнок" и выступление на заключительном концерте в конце смены.
     "Закрываю глаза и вижу чистое звёздное небо, тихий шум морского прибоя, огромную сцену на берегу, рояль (он будто замер в ожидании исполнителя), переполненный амфитеатр и шквал аплодисментов после отзвучавшей пьесы "Сон в летнюю ночь" Мендельсона.
     Вернувшись в зал, я почувствовала, что крепко сжимаю в руке медаль и грамоту победителя."


                На фото:

                Обнинская музыкальная школа №1

                Маленькая Наташа - будущая пианистка


Рецензии