Перестройка. Мысли вслух

ПЕРЕСТРОЙКА. МЫСЛИ ВСЛУХ

ЭССЕ


1. В ЧЁМ СУТЬ ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛЕНИНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПАРТИИ

           С конца 20-х годов сформировалась и действовала административно-командная система. Партия в большой степени являлась её рычагом.
           И.В. Сталин видел партию большевиков неким «орденом меченосцев», замкнутой, кастово обособленной организацией репрессивного типа. В ходе чудовищных кровавых чисток середины и конца 30-х годов избавившись от партийцев-ленинцев, Станину удалось в какой-то мере достичь своей цели, хотя и к концу 40-х – началу 50-х годов в партии осталось немало честных ленинцев.
           Между 1934 и 1956 годами проведено лишь два съезда партии. Да и на них речи делегатов предварительно редактировались, строились по шаблону: непременное одобрение тезисов доклада, восхваление вождя, сообщение о собственных успехах, заверение в достижении новых. Какие-либо «вольности» начисто исключались.
           Годами не проводились Пленумы ЦК. По сути, всё решал, всему давал оценку один человек, опираясь на ближайшее окружение.
           В ленинском понимании именно партия – вождь народа. Партия вырабатывает политику, прокладывает пути, руководствуясь теорией, чутко прислушиваясь к голосу народа и постоянно сверяя свой курс с жизнью. Никакой вождь и узкая группа руководителей не могут выработать политику за весь народ. Руководители партии должны вырабатывать политику вместе с народом. В этом процессе самое непосредственное участие должна принимать вся партия. Только таким путём может идти восстановление ленинской концепции партии.
           После апреля 1985 года КПСС встала именно на такой путь. Партия и её ЦК не создают взамен старых новые догмы, а кладут в основу реальности самой жизни, учитывают динамику процессов реформ в обществе.
           XIX Всесоюзная конференция КПСС ознаменовала новое качество, перелом в
развитии всей партии. Однако во многих организациях партии на местах до перелома ещё далеко. Нужно, чтобы партийные организации всюду не только косвенно реагировали на изменения в стране, но стали во главе процесса реформ. Речь должна идти и об овладении политическими методами руководства, и о сосредоточении сил и внимания партийных организаций во многом на новых областях общественной жизни, направлениях работы.
           Сегодня в практике партийных комитетов самого разного уровня всё ещё доминирует командный стиль, желание вмешиваться в производственные вопросы. Партийный орган берётся за решение всех вопросов, часто вынужден действовать как пожарная команда, латать дыры в хозяйстве, им же в большой мере и созданные. Однако ни к чему хорошему это не привело. Некомпетентность, приверженность оторванным от жизни приказам «сверху» имеют в своём итоге дефицит товаров, услуг, и в конечном итоге – дефицит доверия к политике в области народного хозяйства.
           Партийным комитетам проблему перехода системы хозяйствования в стране теперь нужно брать в свои руки. От того, пойдёт ли реформа хозяйственного механизма, во многом будет зависеть отношение народа ко всей партии.
           Что касается гласности, то во внутрипартийной жизни она хромает на обе ноги. Секретными остаётся вся работа райкомов. По существующему положению секретными являются даже сведения, не содержащие никаких тайн, но раскрывающие методы, то есть способы работы того райкома партии, в котором коммунисты состоят на партучёте.
           Члены выборных партийных органов – от райкомов до ЦК республиканских парторганизаций, как было установлено ещё при Сталине, не пользуются до сих пор правом свободного доступа на заседания подотчётного им бюро партийного комитета, не имеют права, как в ленинские годы, пользоваться всеми документами, сведениями, данными, находящимися в распоряжении парткома и его аппарата.
           Если учитывать темпы и размах демократизации общества, наблюдается заметное отставание демократизации партии как политического авангарда.
           В сложных ситуациях политической борьбы, начинающей разворачиваться сегодня в обществе, выявилась опасная картина несамостоятельности партийцев и их руководителей, ожидание команд сверху, которые поступают теперь далеко не всегда. Часто нет и в помине былого умения, присущего партийцам ленинских лет организовывать массы, влиять на них. У партийных организаций подчас не оказывалось даже своих ораторов. Лидеры неформальных организаций часто оказываются без оппонентов.
           Говоря о восстановлении ленинской концепции партии, нельзя не сказать и о необходимых, давно назревших изменениях в Уставе КПСС. Скажем, формулировка руководящего принципа организационного строения партии – демократического централизма, которая с одним лишь добавлением записана в Уставе, и действует по сей день, была сделана лично Сталиным в 1934 году.
           Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что главной целью восстановления ленинской концепции партии является возвращение ей фактически утрачиваемых в последнее время функций авангарда советского общества.


2. КАК ПОНИМАТЬ ПРИЗЫВ ПАРТИИ К ОВЛАДЕНИЮ КОММУНИСТАМИ ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА

           В связи с широким повсеместным развитием неформальных объединений, возникающих порой на основе, резко отличающейся от платформы Коммунистической партии, повышается роль политической и идеологической работы.
           Однако сложившиеся в прошлые годы организация, стиль, да и содержание повседневной идеологической работы всё ещё несут на себе отпечаток командно-нажимных методов руководства, догматизма, унылого единообразия. Сказывается и старая аппаратная болезнь – недооценка социально-политического опыта, уровня идейной зрелости масс.
           Более того, активность людей, разбуженных перестройкой, пришлась не по сердцу иным местным руководителям. И это при том, что ленинский принцип гласит:

           «…Нужно уметь убеждать людей не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, большей опытности, большей разносторонности, большей талантливости».

           Иными словами, необходимо овладеть искусством честной политической борьбы в условиях постоянного плюрализма мнений, взглядов, политических платформ и убеждений

1988 г.

      


Рецензии