День второй. Орлиное

Сделала первую вылазку на плотину. С самого утра шел мелкий дождь, но раз я решила, то уже не стала откладывать прогулку. Раскрыла зонт, голову задрала повыше - и пошлепала через все село. Уже дойдя до поворота на плотину, мне улыбнулось мое цыганское счастье. Возле меня остановилась машина и водитель предложил подвезти до соседнего дачного поселка Кизиловое. Но мне туда не надо. Я же почти пришла. Вот скоро появится плотина, мелькнёт сквозь листву голубая гладь озера. Когда- то сюда мы ходили купаться. Здесь я училась плавать, потом  других учила. Но ничего подобного не мелькнуло. Все, что осталось от озера, это дно. И не самое чистое. Вокруг валялись скаты, пластиковые бутылки, куски облицовки и прочий строительный мусор.
Воду спустили, а народ теряется в догадках: дно засыпят, разобьют на участки и продадут или же почистят от ила и мусора дно. Хорошо бы последнее.
Постояв на дне озера, я прошлась по балке Дейшень-Дере.  Недалеко от дороги нашла два приличных подосиновика.  А это значит, что ближе к перевалу может случиться приличная грыбалка. Но в данный момент у меня другие интересы, а именно увидеть, есть ли вода в фонтане Большой Деспит.
Северные склоны Крымских гор - это каменные хамелеоны. К примеру, серпантин из Орлиного на Байдарский перевал, проходящий по балке Дейшень- Дере, напоминает Беверли Хиллз. И это отметили сами американцы, которых сюда занесло любопытство  и любовь к охоте в 90 -х годах. По дороге я и дошла до фонтана Большого Деспита. В 2000-х мой отец проводил очистку каптажной камеры этого родника. К моей радости вода текла, но струя была слабой.  Возможно, этому способствовали дожди шедшие два дня кряду, что не типично для середины июля.  Фонтан Большой Деспит находится в  полутора километрах  от Орлиного.  Очередь  с бутылками, флягами, канистрами, иногда даже бочками - привычная картина. Это местные и туристы затариваются родниковой водой из фонтана. Недалеко от Байдарского перевала есть ещё один родник - Малый Деспит. Строили эти фонтаны над дорой русские солдаты, что и саму дорогу через перевал. Русла родников тогда  пришлось  подкорректировать. Надо же было обеспечить водой путников и животных для  утоления жажды. На ЮБК и в 19 в. с водой был напряг. С тех пор проблема обеспечения населения водой мало изменилась.
Возвращалась в Орлиное я уже по новому мосту через горный ручей, каждую весну питавший озеро, из которого спустили воду.  Лет пять назад мост был в аварийном состоянии и каждую весну орлиновцы молились, чтобы его не унесло вместе с потоком талых вод. А теперь можно смело ехать на перевал, а оттуда - хоть в Форос, хоть в Ялту.


Рецензии