Ирония судьбы в Терминатор-6

Эссе предвзятого кинозрителя

Знак информационной продукции: 12 +

ВНИМАНИЕ: В очерке содержатся спойлеры к фильмам киновселенной «Терминатор»

Такая вот история,
Ирония судьбы, ирония…
(Из песни группы «Иванушки International»)

1.

Долго фанатское сообщество «Терминатора» ждало перехода авторских прав на франшизу Джеймсу Кэмерону. Когда это случилось, все узнали о съёмках нового фильма «Терминатор-6: Тёмная судьба». А теперь уже имеются трейлеры к фильму, утечки сценария, и стало более-менее понятно, что нас ждёт на экране. И ожидания эти не радуют, не веселят, душевного трепета не вызывают. Лично у меня эта информация вызвала волну пессимизма и полностью атрофировала желание идти в кинотеатр.
И причина лишь одна – уничтожение идеи.
Изначальный, самый первый фильм «Терминатор» (я, кстати, согласен с теми, кто относит его к жанру хоррора) продолжения не предполагал. Это было самостоятельное, законченное произведение. Война будущего, из которого прилетели Кайл Риз и Т-800, завершилась победой людей.  Скайнет был уничтожен. Отправка киборга в прошлое с целью убить Сару Коннор была его отчаянной попыткой хоть что-нибудь изменить. Эпическая битва Сары и Кайла с эндоскелетом инфильтратора поставила на этой затее крест окончательно и бесповоротно.
Конечно,  фильм можно было снимать и дальше, но уже о том, как Коннор в будущем воевал со Скайнетом, как создавал Сопротивление и т.п.
Однако Джеймс Кэмерон, на пике популярности, решил расширить временные рамки, и, сославшись на неопределенность судьбы, снял «Терминатор-2: Судный день», в котором реализовал задумки из расширенной версии первого фильма - использование фрагментов Т-800 «Кибердайн Системс» и желание Сары Коннор уничтожить эту компанию, таким образом, предотвратив начало войны.
Это было уже большой натяжкой, допущением, но выдающийся фильм, который получился в итоге, затмил все сюжетные парадоксы, и придираться всерьёз никто не стал. Однако, если вникать и размышлять об этом, то понимаешь, что второй фильм уже убивает идею первого: люди не могли победить. Иначе откуда взялся Т-1000, и когда бы Сопротивление перепрограммировало Т-800?
Ну да ладно, допустим, была у Скайнета вторая попытка. Но потом…
В «Хрониках Сары Коннор» отправка киборгов в прошлое ради убийства Джона превратилось в настоящий конвейер. Складывалось впечатление, что Скайнет только и делал, что отправлял каждый день по Терминатору. Не знаю даже, как это вообще понимать. При такой плотности киборгов-убийц на единицу времени, у семейства Коннор не было шансов. Но: о чудо! Они спаслись!
«Терминатор-3. Восстание машин» всерьёз воспринимать вообще невозможно, хоть игнорируя «Хроники Сары Коннор», хоть нет. Объяснить появление этого странного фильма можно лишь рекламной компанией Шварценеггера на выборах губернатора Калифорнии. Кандидату нужен пиар, а для Шварца что может быть лучше его самой легендарной роли? И поскольку придумывать уже ничего не хотели (канон, зрительские ожидания и т.п.), «запилили» опять двадцать пять. Опять Т-800, опять жидкий Терминатор, переименованный из Т-1000 в Т-Х…
4-й фильм «Терминатор-спасение» (именно это правильный вариант названия, так как киборг Маркус Райт спас Джона Коннора от неминуемой смерти, и российское «Да придёт спаситель» - полная чушь) стал некой «отдушиной» в этой череде сценарного клише, самоплагиата и клонирования. Но провал в прокате и гнев фанатов (хотя в России фильм этот приняли неплохо, и лично мне он очень даже понравился) оборвал все намёки создателей на продолжение.
Я думаю, что лучше бы уж было продолжение «Спасения», чем сняли ужасный во всех смыслах (кроме спецэффектов) «Терминатор-Генезис». В этом «фарсе под поп-корн» осмелились переписать оригинальный фильм, да ещё так, что вообще ничего не объяснили зрителю.
Но оставим это недоразумение на совести авторского коллектива, и обратимся к новой надежде – на самого Джеймса Кэмерона.

2.

Но вот досада: судя по роликам, даже великий Кэмерон пошёл тем же путём. Мы вновь видим поединок одного киборга с другим, очень крутую Сару Коннор с гранатомётом, погони на грузовиках, драку на заводе… Чем нас собрались удивить? Раздваивающимся Терминатором?
Моему разочарованию не было конца. И заявления режиссёра, что всё снятое после «Судного дня» - не канон - меня нисколько не утешают. «Терминатор» стал жертвой своей популярности. Два первых культовых фильма, изменившие представления о фантастическом кино, навсегда останутся в сокровищнице Голливуда. А ко всему прочему следует относиться как к бессвязному набору дешёвых боевиков (не по деньгам, конечно, а по смыслу). Один Терминатор сражается с другим. И в следующей серии то же, и в следующей. (Том и Джерри,  Бэтмен и Джокер, Шерлок Холмс и Мориарти – они и бессмертны и непобедимы)…

3.

Чем не идея: великие культовые фильмы объявлять «кинозаповедником ЮНЕСКО» с запретом на продолжение и изменение.
Вот был у нас советский фильм: «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Его любили все. Он приходил из голубого экрана в каждый дом вечером 31 декабря вместе с ёлкой, шампанским, оливье и новогодними подарками. И всё было прекрасно, люди смеялись, люди грустили, люди ностальгировали…
Но вот гениальная бизнес-идея: снять продолжение. И хоть бы отнеслись бережно к смыслу данного фильма, к главной теме, посылу… Или хотя бы сделали подобный фильм, но с другими героями.
Так нет же! Те же герои, те же актёры и сюжет: не остался Женя Лукашин с Надей, они расстались! А Надя вышла замуж за Ипполита!
И разочарованный зритель вновь обращается к любимому первому фильму. Но нет настроения теперь его смотреть. Не будут герои вместе, нет никакой иронии судьбы, нет никакой романтической новогодней сказки…
Вот так и с «Терминатором». Первый и второй фильмы – это конец истории. И третий фильм должен быть приквелом первого. Тогда было бы всё логично. А без этого всё скатывается в какую-то апокалиптическую «Санта-Барбару».

4.

Пойду ли я на «Терминатор-6»?
Да, конечно.
«Тёмная судьба» этой франшизы определена самим Создателем. Только вот сдаётся мне, что новаторам кино, таким как Джеймс Кэмерон, Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Дэвид Линч, Даррен Аронофски, Ридли Скотт, всякие франшизы, пусть даже и трижды гениальные, противопоказаны.
Каждый из них – развивающаяся, меняющаяся личность. И Джеймс Кэмерон в 1984 году не тот же самый, что был в 1991-м, и тем более - в 2019-м. Сейчас Джеймс Кэмерон – это «Аватар», а не «Терминатор». Так же как Ридли Скотт – это скорее «Исход», нежели «Чужой»…
Я заканчиваю это своё эссе надеждой, что сценарный кризис, охвативший Голливуд, не исказит смысл моих самых любимых фильмов.
Хотя из любимых фильмов неискажёнными остались только…
Э-э-э, что-то ничего на ум не приходит…
Так, «Звёздные войны», «Чужой», «Терминатор»…
Ладно, напишу потом, если вспомню, в будущих очерках: «Джедаи тоже плачут», и «Санта-Барбара на LV-426».

19-20 августа 2019 г.

На рисунке - постер к фильму «Терминатор. Тёмные судьбы» (с сайта twitter.com)


Рецензии