Безбожник Хайям о Боге
А еще Хайям был хорошо знаком и с учением Заратустры. Зороастрийцы славились своими глубокими познаниями в астрономии и преклонение перед безбрежностью космоса в творчестве Хайяма оставило за-метный след:
Ночь. Брызги звезд. И все они летят,
Как лепестки Сиянья, в темный сад.
Но сад мой пуст! А брызги золотые
Очнулись в кубке… Сладостно кипят.
Зороастрийцы в те времена жили в трущобах на окраинах мусульманских городов. Многие из них содержали кабачки, где торговали вином, и именно они были главными почитателями веселого „винного“ творчества Хайяма. Сторонники Заратустры считали себя хранителями природы и ее даров, а вино для них являлось предметом религиозного культа. Ислам употребление вина строго запрещал, но местные правители на поведение иноверцев закрывали глаза.
Хайям разделял представление зороастрийцев и в том, что добро и зло на Земле находятся в равновесии: каждому хорошему богу у них противостоял злой.
Хайям был знаком и с другими религиями. Он изучал Библию, о чем можно судить по таким строчкам:
Весна, желанья блещут новизной.
Сквозит аллея нежной белизной.
Цветут деревья – чудо Моисея…
И сладко дышит Иисус весной.
Правда, такие рубаи в его творчестве можно пересчитать по пальцам. Видимо, Хайям, не принимавший философии смирения, в Библии также не нашел того, что искал.
Противоречия в творчестве великого поэта до сих пор остаются загадкой. Хотя ни для кого не секрет, что вечный поиск истины – это удел всех выдающихся людей. Брокгауз и Ефрон пишут о духовных поисках Хайяма:
„Его не удовлетворяет ни одна из позитивных религий, которые в его глазах не выше и не ниже ислама“.
Самое интересное, что Омар Хайям никогда не отрицал существования Бога и постоянно обращался к нему. Однако Бога он воспринимал лишь как творца:
„Я – безбожник. Таким сотворил меня Бог“.
Поэт не переставал восхищаться окружающим миром, но главным венцом Божьего творения всегда считал человека:
Мы – цель и высшая вершина всей вселенной,
Мы – наилучшая краса юдоли бренной;
Коль мирозданья круг есть некое кольцо,
В нем, без сомнения, мы – камень драгоценный.
Хайям благодарит Бога за сотворенный мир, одновременно укоряя его за невмешательство в жизнь человечества. В любом государстве, при любой религии он видел одно и то же: земные блага распределялись отнюдь не по достойным делам и намерениям:
О небо, к подлецам щедра твоя рука:
Им – бани, мельницы и воды арыка;
А кто душою чист, тому лишь корка хлеба.
Такое небо – тьфу! Не стоит и плевка.
Отрывок из книги «Хайям – наш современник» А.Аимин. РИДЕРО 2018 г.
Свидетельство о публикации №219082000779