Семь великих тайн космоса - 1

               
     Тем, кому интересно  понять  мир, в котором мы живем, я решил помочь, познакомить их с известной работой  выдающегося деятеля русской и мировой культуры      
                Николая Константиновича Рериха.
      
НИКОЛАЙ РЕРИХ
СЕМЬ ВЕЛИКИХ ТАЙН КОСМОСА
КНИГА ПЕРВАЯ. ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ
 ПРОЛОГ. ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
 ТАЙНА ПЕРВАЯ. ДНИ И НОЧИ БРАМЫ
 ТАЙНА ВТОРАЯ. ПО ТУ СТОРОНУ КОСМОСА (ПАРАБРАМАН)
 ТАЙНА ТРЕТЬЯ. СТРОИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ
 ТАЙНА ЧЕТВЁРТАЯ. СОЗДАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ МАТЕРИИ
ТАЙНА ПЯТАЯ. РОЖДЕНИЕ ПЛАНЕТ
ТАЙНА ШЕСТАЯ. КОСМИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ ЖИЗНИ
 ТАЙНА СЕДЬМАЯ. ЛУНА—МАТЬ ЗЕМЛИ
СЕМЬ ПРЕДАНИЙ О ПЛАНЕТНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ
 ПЕРВАЯ ЛЕГЕНДА. ЛУНА НАСЕЛЯЕТ ЗЕМЛЮ
 ВТОРАЯ ЛЕГЕНДА. МИФ О ЛЕМУРИИ
 ТРЕТЬЯ ЛЕГЕНДА. ПРЕДАНИЕ ОБ АТЛАНТИДЕ
 ЧЕТВЁРТАЯ ЛЕГЕНДА. В ПОТУСТОРОННИХ МИРАХ
 ПЯТАЯ ЛЕГЕНДА. ЛЕГЕНДА О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
 ШЕСТАЯ ЛЕГЕНДА. ЗАКОН КОСМИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
 СЕДЬМАЯ ЛЕГЕНДА. БОГИ ПРИШЛИ С ВЕНЕРЫ

Читая легенды, молодежь научится мечтать. Это великое качество, ибо оно наполняет сердце лучшими, мощными огнями. Этими огнями сердца молодежь познает, как различать, где истина. Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению. Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Часто даже в кажущихся отрицательными мифах заключено уважение к потенциалу внутренней мощи. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Не ведет ли эта необычность дух человеческий поверх сумерек механического стандарта? Этим машинным стандартом эволюция не строится. Легенда, которая освобождает нас от подавляющих условий каждодневной рутины, обновляет наше мышление, позволяет погрузиться в новые глубины познавания, полные неисчерпаемого молодого задора.
Спросите великого математика, великого физика, великого физиолога, великого астронома, умеет ли он мечтать? Я не упоминаю художников, музыкантов, поэтов, ибо все существо их построено на способности мечтать. Великий ученый, если он действительно велик и не боится недоброжелательных свидетелей, конечно, доверит вам, как прекрасно умеет возноситься мечтами. Как многие из его открытий в основе своей имеют не только расчет, но именно высокую жизненную мечту.
Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность. Поистине мечты не знаки безграмотности, но отличия утонченных душ. Потому всячески поощрим в молодежи нашей стремления к зовущим и творящим сказаниям, и вместе с молодежью, оставаясь молодыми, почтим мечту, как ведущие и возносящие крылья нашего возрождения и усовершенствования.

Н. К. РЕРИХ
 «Держава Света», 1931
ПУТНИК - ДРУГ!
Ты начинаешь открывать пути в Космос, в Беспредельность. Ты собираешься выйти на простор космических далей. Ты, может быть, попытаешься одолеть и космические высоты. — Все это суждено тебе, все это предстоит тебе.
Вспомни заветы древних:
Собравшись в далекий путь, посидим в молчании.
Перед шагом в великое будущее припомним прошлое и осмыслим настоящее.
Подумаем вместе о том, о чем на протяжении тысячелетий мудрость народов говорила языком легенд и сказаний.
Быть может, это знание пригодится в пути.

КНИГА ПЕРВАЯ
ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ
Сотворенные мудростью Душ Великих
 На протяжении эпох неисчислимых.
ПРОЛОГ
ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Знание о Космосе накопляется человечеством медленно. В течение веков человек открывает законы природы, законы космические. Эти законы существовали и тогда, когда человек еще не знал о них. И сейчас есть законы, которые человечеством еще не открыты. То, что мы уже знаем, есть наше знание. То, что мы еще не знаем, является для нас тайной. Но то, что для нас еще тайна, для кого-то является знанием — в Космосе есть Существа, которые знают больше. А знать что-то — значит мыслить об этом. Так создаются мысли, и они живут независимо в пространстве. Пространство наполнено образами Истины, люди их называют идеями. В пространстве витают неоценимые сокровища духа. Немногие поймут чудесное значение живой мысли пространственной. Но каждая пространственная мысль может быть достоянием человека. Искры знания могут открыть все тайны существования. Те, кто может напрячь свою психическую энергию в ритм пространственных энергий, те примут в сознание сокровища. Так пространственная мысль становится для таких людей Голосом Безмолвия. Ученый называет его интуицией, поэт — вдохновением, отшельник — озарением. Скрытые проявления Космоса сияют глазу идущего. Кто сумел себя настроить на космическую ноту, тот мог слушать Голос Безмолвия. Но среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность Космоса. Только в величии Природы, вдали от шума житейского, можно услышать Голос Безмолвия. Только в Природе можно осознать величие Космоса. Только в Природе можно созерцать Беспредельность, где все возможно. Вот почему на протяжении всей истории человечества отшельники, подвижники, святые уходили в горы, пустыни, леса...
В мерцании звезд они внимали тайнам космической мысли. В течение многих тысячелетий чуткие люди слушали Голос Безмолвия. Так они узнали много космических тайн. Одни записывали в священные книги, другие передавали устно, как Откровение. На мировом языке символов услышанное передавалось народам — ТАК СОЗДАВАЛИСЬ ЛЕГЕНДЫ.

ТАЙНА ПЕРВАЯ
ДНИ И НОЧИ БРАМЫ
Если ты любишь смотреть на звездное небо
 Если оно привлекает тебя своей гармонией
 И поражает своей необъятностью —
 Значит, у тебя в груди бьется живое сердце,
 Значит, оно сможет отзвучать на сокровенные слова о жизни Космоса.
Слушай, что говорит древняя легенда
 О беспредельности, вечности и ритмичности
 Великого Бытия Вселенной.
С незапамятных времен люди смотрели на звездное небо, благоговейно любовались мерцанием бесчисленных миров. Величие Космоса поражало человека с самого начала его присутствия на Земле. Особенно в одиночестве невообразимой пустыни или среди нагромождений исполинских гор человек невольно погружался в думы о необъятности Вселенной, о беспредельности космического пространства.
Ум человека поражался этой беспредельности. Но также он никак не мог вообразить Космос предельным. Допустив, что существует где-то предел пространства, мы допускаем и вопрос: что же находится за этим пределом? Если не пространство, то что именно? И каждый раз ум человека вынужден признать – Космос не может иметь пределов, космическое пространство простирается во все стороны беспредельно.
Но и вполне постичь беспредельность человеческий ум, весьма ограниченный, тоже не в состоянии. Так и остается Космическая Беспредельность непостижимым, странным понятием, перед которым немеет разум человека...
Дума о Беспредельности Космоса в пространстве невольно вызывает мысли о Вечности его во времени. Так возникли древнейшие из древних вопросов: было ли когда-то начало Вселенной? Будет ли ее конец? Или все это существует от вечности? И останется таким же вовеки? Человеку мучительно хотелось узнать об этом, раскрыть тайну происхождения миров, тайну космической вечности. И люди уходили в пустыни, удалялись в горы — становились отшельниками, чтобы никто не мешал им сосредоточиться на размышлениях о коренных вопросах Бытия. И они думали, думали, думали...
И вот космические тайны стали постепенно раскрываться перед ними. Напряженное, сосредоточенное, постоянное мышление тех, кто отказался от удовольствий обычной жизни ради познания тайн Космоса, притягивало пространственную мысль — они начинали слышать Голос Безмолвия: “... было время, когда не было ничего”.
Об этом времени повествуется в гимнах Риг-Веды — одном из древнейших памятников мировой литературы. Вот фрагмент одного из этих гимнов:
Ничто не существовало: ни ясное Небо,
 Ни величье од, над Землею простертой.
 Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало?
 Были ли то бездонные глубины вод?
 Не было смерти, и бессмертия не было.
 Не было границ между днем и ночью.
 Лишь Единый в своем дыхании без вздохов,
 И ничто другое не имело бытия.
 Царил мрак, и все было сокрыто изначала.
 В глубинах мрака - океан бессветного.
О том же говорит отрывок из еще более древней “Книги Дзиан”:
Не было ничего. Едина тьма наполняла Беспредельное Все.
 Не было Времени, оно покоилось в Бесконечных недрах продолжительности.
 Не было Вселенского Разума, ибо не было Существ, чтобы вместить его.
 Не было ни Безмолвия, ни Звука, ибо не было слуха, чтобы ощутить его.
 Не было ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, не знающего себя.
 Лишь единая форма Существования, беспредельная, бесконечная, беспричинная, простиралась, покоясь во сне, лишенном сновидений;
 Жизнь бессознательная пульсировала в Пространстве Вселенском.
В этих двух фрагментах древнейшей запечатленной мысли человеческой говорится о времени, когда Космоса еще не было, когда “ничто не существовало”. Значит, когда-то было начало Вселенной. А если было начало, то должен быть и конец. Ведь все, что рождается, должно умереть. Если было время, когда Космоса не было, то придет час, когда его снова не станет.
И легенды утверждают, что Космос рождается к бытию, существует определенное время, а затем снова растворяется в небытии. В сказаниях древней Индии период существования Космоса назван “Веком Брамы” или “Великой Манвантарой”. Для выражения длительности этого периода в нашем исчислении лет требуется пятнадцать цифр. И хотя Космос существует на протяжении столь невообразимо долгого времени, что оно кажется нескончаемым, все же это время ограничено — наша Вселенная не вечна.
Столько же продолжается и “Великая Вечность Небытия”, названная “Маха Пралайя”, то есть всемирным растворением. Затем Вселенная явь воскресает к новой Космической Жизни, к новому Веку Брамы. Так продолжается, без начала и конца, чередование великих периодов Жизни и Смерти Космоса. В сменяющихся циклах Бытия и Небытия Вселенная - вечна! Она периодична в непрестанном появлении и исчезновении миров — и вечна в целом. Число Манвантар беспредельно — никогда не было первой Манвантары, так же как никогда не будет последней.
Великий Космос проявляется к жизни и растворяется в небытии совершенно так же, как рождается и умирает микрокосмос-человек. Аналогия здесь полная. Она распространяется и дальше. Как человек каждую ночь испытывает “малую смерть”, засыпая вечером и просыпаясь утром, так же бывают и “Ночи” Вселенной, когда умирает только все живущее, а весь мир не исчезает, но остается в спящем состоянии. На “Утро” же все снова оживает. Это повторение периодов сна и бодрствования в Космосе можно сравнить со сменой зимы и лета в Природе.
В терминологии древнеиндусской философии период космической деятельности Вселенной, когда Космос бодрствует”, когда все сущее живет, назван “Днем Брамы” или “Малой Манвантарой”. А то время, когда Космос “спит”, когда все во Вселенной “отдыхает”, названо “Ночью Брамы” или “Малой Пралайей”. Говорится, что длительность Дня Брамы составляет четыре с лишним миллиарда лет; столько же продолжается Ночь Брамы. 360 Ночей Брамы составляют один Год Брамы, а сто Годов Брамы — уже известный нам Век Брамы. Таково исчисление Космического календаря!
Чередование активности и пассивности в Космосе отражается в периодичности всех проявлений Природы. Во всем можно различать Манвантары и Пралайи. От мельчайших явлений и до смены Миров можно видеть этот величественный закон. Он действует в биении сердца и в ритме дыхания; ему подвержены сон и бодрствование, смена дня и ночи — так же, как фазы Луны и чередование времен года. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются вечно. Природа, как и весь Космос, проявляет себя в бесконечной смене, в вечном ритме. Человек и его планета Земля, солнечная система и Вселенная в целом — все в Космосе имеет свои периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.
Среди Млечного Пути звезд рождение и смерть миров вечно следуют одно за другим правильною чередою в торжественном шествии Космического Закона.
Так повествует легенда о Первой Тайне Космоса - о великом космическом ритме Бытия и Небытия.

ТАЙНА ВТОРАЯ
ПО ТУ СТОРОНУ КОСМОСА (ПАРАБРАМАН)
Ты познал тайну о Великом Космической Ритме.
 Ты теперь знаешь о вечной смене Циклов Вселенной.
 Ты захочешь узнать и дальнейшее!
 Что же устанавливает длительность этих периодов?
 Что же дает импульс повторным рождениям Космоса из Небытия?
 Слушай, что расскажет об атом легенда.
В древнеиндусской священной книге “Вишну Пурана” есть такое место: “Не было ни дня, ни ночи, ни тьмы, ни света, ничего, кроме Единого, не постижимого разумом, или Того, что есть Парабраман”.
Вспомним также фрагменты из первой легенды, в которых говорится о “Едином в его дыхании без вздоха” и о “Нерушимом Вечном Дыхании, Не знающем себя”.
Эти отрывки говорят о том, что во время Маха Пралайи, когда все сущее растворилось в Небытии, все же остается существовать нечто нерушимое. Это Великий Космический Принцип, - беспричинная Причина Небытия, которая после Маха Пралайи вызовет новое появление Вселенной, так же, как после потухания огня, после его растворения в небытии останется “принцип огня”, который делает возможным повторное появление огня, вызывание его к бытию. Этому великому божественному принципу или закону в легендах дано наименование “Парабраман” — То, что лежит за Браманом, что находится по ту сторону Брамана — Космоса.
Это Единое и Бесконечное Начало существует от вечности, являясь пассивным либо активным в регулярной и гармонической последовательности. При начале периода деятельности совершается распространение этого Божественного Начала — и видимый мир является конечным результатом длинной цепи космических сил, последовательно приведенных в движение. Так же, когда наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит сокращение Божественного Начала — и предыдущее созидание постепенно и последовательно растворяется. В другой древней книге об этом сказано так: “Выдыхание Непознаваемого Начала рождает мир, а вздыхание заставляет его исчезать. Этот процесс продолжается извечно, и наша Вселенная есть лишь одна из бесчисленных серий, не имевших ни начала, ни конца”.
Эта величественная Причина всего сущего легендами древности полагалась в основу мироздания.- Все древние народы поклонялись этому единому Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими каждому народу, каждой стране. Вот как славословит это великое понятие один из гимнов Абсолюту — Парабраману:
Ты — Един, начало всех чисел и основа всех построений;
 Ты — Един, и в тайне Твоего Единства теряются мудрейшие из людей,
 Ибо они не знают его.
 Ты — Един, и Твое Единство никогда не умаляется и никогда не расширяется
 И не может быть изменено.
 Ты — Един, но не как элемент исчисления,
 Ибо Твое Единство не допускает умножения, изменения или формы.
 Ты — существуешь прежде всех времен и вне всякого места.
 Ты — существуешь, и Твое существование так глубоко и сокровенно,
 Что никто не может проникнуть в Твою Тайну и открыть ее.
 Ты — Жив, но вне времени, которое можно установить или знать.
 Ты — Живешь, но не силою духа, или души, ибо Ты есть Сам Душа всех Душ!
Во всех легендах и гимнах указывается, что Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный Принцип превышает мощь человеческого понимания. Он может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Поэтому считается, что никакие рассуждения о нем невозможны. Так Сократ неизменно отказывался обсуждать тайну Мировой Сущности. Абсолют есть Беспредельность, потому всякие суждения о Нем неизбежно будут лишь ограничениями Его. Величие и красота Беспредельности не укладываются ни в нашем ограниченном представлении, ни в наших терминах и должны оставаться в пределах Несказуемого. Поэтому Непознаваемая Причина Космоса остается Величайшей Тайной, навсегда непостижимой. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта, этой вечно невидимой Души Космоса.
Во всех легендах Парабраман или Абсолют является чисто философским понятием — принципом, законом или началом, на котором зиждется Бытие или Небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это философское понятие, переделав его в идею “Единого Бога”, “Творца земли и неба”. Таким умалением это великое понятие было низведено до бога-личности, до “Властелина Вселенной”. Этот личный бог обладает уже определенным характером; он сердится, карает, награждает. Но его можно и умилостивить, особенно если приносятся определенные жертвы слугам его... Да, такого “бога” древние легенды не знают.
Так повествует легенда о Второй Тайне Космоса — о Вечном и неизменном Божественном Начале Вселенной.

                Продолжение следует.


Рецензии