Все это очень и очень Интересно
Я вижу : причесана, с макияжем, с маникюром, в красивой кофточке, в руках тонкий, изящный платочек-во всем дух времени, дух той далекой и, тогда, запрещенной эпохи, но теперь вот она, - открывается закрытое.. Читайте.!»
Я вошла, и как села около нее, так ….на целый год и прилепилась…. А иначе, и нельзя было. Притянуло….. как магнит. Ее окружал огромный коллектив, преданных ей людей. Замечу, что все мы вышли из другой эпохи, и вот сейчас мы прикасаемся к новому и очень интересному.
Я как, актриса, тогда в звании- Заслуженной артистки РСФСР, мастер художественного слова, сразу же взялась «за дело». Читаю ей все мои литературные программы, а их у меня множество, это и Пушкин, и Лермонтов ,и Л. Толстой, и…..М. Алексеев «Ивушка НЕПЛАКУВЧАЯ». Кстати, книга получила Государственную премию России, это о нашем трудном военном и послевоенном времени русской деревни. Для нее это было ново. И тема и автор-это все СОВЕТСКОЕ, Когда я ей читала яркий кусок: с посиделками, с вязанием варежек для солдат, с частушками, народными песнями; где надо петь, там пела. Я делала этот материал для литературной редакции Свердловского телевидения. Но Ирине Владимировне я ничего не сказала. Конечно, этот автор был от нее далек. Она хорошо оценила и материал и сюжет, не зная, что он главный редактор журнала «Москва». Ее пожелание было: «Какой способный писатель .Надо ему тщательнее работать с текстом, убрать длинноты, повторы….» Одним словом, поработать с самим текстом. Надо сказать, что у нас и сейчас многие авторы и вовсе с текстом не работают,… И я подумала, какие были авторы, какая была тщательная, кропотливая работа по чистке собственного произведения. Я увидела школу писателя, школу Гумилева, Блока, Ахматовой, Поэтому мы так и восхищаемся образностью, точностью, вычищенностью строк, как поэтов классиков, так и поэтов Серебряного Века. Высокая культура поэтического слова и слога.. Почему об этом так пишу, да потому что, со всем этим столкнулась в работе над программами, посвященными литературным портретам поэтов Серебряного века, когда создавала их по книгам Ирины Владимировны «На берегах Невы» и «На берегах Сены». Это была работа с автором, это было полное погружение в мир, в котором жил автор, и в который он талантливо уводит и меня. Мы никогда не говорили : Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева… Все, кто тогда был рядом с Ириной Владимировной, был рядом и с ними- Александр Александрович, Николай Степанович, Анна Андреевна, Марина Ивановна, Георгий Николаевич(Иванов)…. «Нет, я не согласна…»-коронная фраза Зинаиды Николаевны Гиппиус-той фразой она скрывала свою глухоту. Все, кто окружал Одоевцеву, окружал и нас. Они ходили, жили, разговаривали, удивлялись, восхищались, сердились, критиковали. Мы жили в этой удивительной эпохе, в этой культуре, в этом воздухе, которым нас окружала и наполняла Ирина Владимировна.
Конечно, все это было в ее мемуарах, но там печатный текст, а тут голос, интонации. Она грассировала от природы, и это было очаровательно. Надо признаться, что многое я просила ее повторять, чтобы точно схватить образ, и она это делала с огромным удовольствием, т.к. это была ее жизнь близкая и очень дорогая.
В главе о Михаиле Кузмине она описывает его пение, Надо сказать, что он был музыкально образован, учился у Римского Корсакова, сочинял музыку (как сам говорил «Музычку»), песни, романсы. Его очень любили. «Ах! Спойте, спойте, Михаил Алексеевич!» И вот однажды, я попросила ее вспомнить и показать, как он пел. И она стала вспоминать его мелодии, интонации. Однажды у нас была бригада по генеральной уборке квартиры. В нашей большой трех-комнатной квартире на Невского 13, собиралось огромное количество людей, гостей, дальних родственников.. так что дом был полон. Чтобы сделать генеральную уборку, приглашалась специальная бригада. Я закрыла дверь в ее комнату, чтобы ей не мешали вспоминать. Вдруг, кто-то из уборщиков услышал ее пение..
«А кто это у Вас там поет? - спрашивают. «Это Ирина Владимировна Одоевцева вспоминает, как пел один поэт, ее современник, Кузмин». Они замерли, прислушиваясь. И шепотом «А сколько ей лет?» 93 года. Как ? И она помнит?».- «Помнит. Слышите, поет». «А можно взглянуть?». « Можно, это чудо», и очень тихо приоткрыла дверь, и они заглянули, а у нее в руках были тексты, чтобы легче вспомнить. Надо было видеть их глаза - они видели ЧУДО.,.. да Чудо… и собственными глазами.
Народная артистка России Тамара Никитична Воронина
Свидетельство о публикации №219082101317